Тема: «Рубль. Копейка».
Воспитывать у обучающихся такие качества как: трудолюбие, самостоятельность, аккуратность;
Воспитывать любовь к математике.
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Форма контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Елена Эдуардовна, и сегодня я буду проводить у вас урок математики. Очень надеюсь, что он будет для вас познавательным и интересным. Ребята, посмотрите на доску и прочитайте пословицу про себя. Думаю, многие из вас с ней знакомы, но знаете ли вы, что она значит? «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Очень хорошо, молодцы. А на уроках математики нашими верными друзьями становятся ваши накопленные математические знания, учебник и тетрадь. | Приветствуют учителя. Поднимают руки дружба дороже богатства, друзья всегда помогут в трудную минуту, а «сто рублей» - нет. | Ф | Интерактивная доска (презентация, слайд 1) | | | - строят несложные цепочки логических рассуждений (П); - отвечают на вопросы учителя (К); - воспринимают и обсуждают различные точки зрения при ответе на вопросы (К). | - формируются начальные основы мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений | Обобщение знаний; Развитие мыслительных операций; Фиксация затруднений; | Словесный (беседа, рассуждение) Практический | Посмотрите внимательно, какое число есть в этой пословице? Что вы можете сказать об этом числе? А есть ли в этой пословице что-то еще? Например, какая-нибудь единица стоимости? Верно. Рубль – одна из единиц стоимости, а также наша денежная единица. Скажите, ребята, для чего людям нужны деньги? А какие единицы стоимости вы знаете? Очень хорошо, молодцы. А знает кто-то из вас единицы стоимости в других странах? Какие вы молодцы, как много знаете. Посмотрите, пожалуйста, у меня есть 5 рублей. Я захотела купить себе карандаш за 3 рубля и 20 копеек. Можете ли вы сказать, сколько рублей и копеек у меня осталось? Что у вас вызвало затруднение? молодцы, что смогли определить какого знания вам не хватает. Сегодня на уроке мы с вами это выясним , чтобы преодолеть затруднение. | Сто Оно трехзначное, в нем десять десятков, это самое маленькое трехзначное число. Ученики поднимают руки Рубль Деньги нужны, чтобы совершать покупки. Покупать еду/игрушки. Рубль, копейка. Доллар, евро, фунт Затрудняются ответить. Мы не можем посчитать, потому что не знаем сколько в рубле копеек. | Ф | | Учительский контроль (беседа) | - преобразовывают и сравнивают величины; | - выполняют под руководством учителя учебные действия (Р); - отвечают на вопросы учителя (К); - применяют математические знания и математическую терминологию при выполнении предлагаемого задания (К). | - формируются начальные представления о математических способах познания мира. |
Целеполагание и построение учебного проекта выхода из затруднения | Постановка темы, цели урока и плана работы | Словесный (беседа, рассуждение), наглядный | -итак, ребята, предположите, как будет звучать тема нашего урока? -очень хорошие варианты. Вы все были очень близки, нашего урока – «Рубль и копейка». -подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? Какая будет наша цель? -молодцы. Всё верно. -для нашего урока нужен план. Я для вас подготовила план, но все пункты перепутались. Помогите мне его восстановить и расставить пункты в нужном порядке. -что будет первым пунктом в нашем плане? -молодцы! Какой следующий пункт? -очень хорошо, третий пункт какой у нас будет? -молодцы. И последний? -очень хорошо, молодцы. Давайте еще раз теперь посмотрим, что у нас получилось. Выводит на доску готовый план - узнать сколько копеек в рубле - выяснить как записывается сокращение копейки и рубля - выполнить задания по теме - подвести итоги и закрепить знание | -«единицы стоимости», «рубль». -познакомиться с единицами стоимости – рублем и копейкой. - узнать сколько копеек в рубле - выяснить как записывается сокращение копейки и рубля - выполнить задания по теме - подвести итоги и закрепить знание | Ф | Интерактивная доска Слайд презентации 2-5 | | | П: - умение строить цепочки логических рассуждений Р: - умение формулировать цель; | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Реализация построенного проекта | Закрепление имеющихся знаний и их дополнение на основе беседы, рассказа обучающимися информации и выполнение заданий | Словесный (беседа, рассуждение, рассказ), наглядный | Ребята, давайте откроем с вами учебник на странице 16. Найдите запись в левом верхнем углу, на полях учебника. Сколько копеек в одном рубле? Совершенно верно. Обратите внимание на сокращение. Как сокращены рубль и копейка? Верно. Давайте запишем это в ваших тетрадях. Откройте их, отступите от прошлой работы 4 клетки, запишите число, классная работа. Записывает на доске 1 р. = 100 к. Запишите себе это в тетрадь, чтобы лучше запомнить. Когда закончите писать, положите ручки и поднимите на меня глаза, чтобы я видела, что вы готовы работать дальше. Вижу многие уже закончили. Давайте с вами попробуем выполнить номер 2 в учебнике. Прочитайте внимательно задание про себя. Итак, ребята, скажите, как можно набрать 1 рубль одинаковыми монетами, например, по 50 копеек. Сколько нам их понадобится? Почему? Очень хорошо, молодец. А сколько нам понадобится монет по 10 копеек, чтобы набрать рубль? Почему? Верно. Молодец. Монет по 1 и 5 копеек сейчас уже почти не встретишь, но сколько бы нам понадобилось монет по 5 копеек, чтобы набрать рубль? Очень хорошо, молодец. А чтобы набрать один рубль по одной копейке, нам потребуется целых 100 монет. Как вы считаете удобно ли это набирать несколько рублей по 1 или 5 копеек? Поэтому люди используют 10 копеек и 50 копеек, но чаще всего мы расплачиваемся именно рублями. Давайте с вами выполним сравнение. Задание находится под красной чертой внизу страницы. Один ученик будет работать у доски, а остальные у себя в тетрадях. Вызывает ученика к доске. Запиши 50 к., немного отступи и запиши 5 к. Можем мы выполнить сравнение? Верно, молодец. Клювик раскрыт влево. Записывай следующее выражение: 100 к. и 1 р. Можем ли сравнить? Запиши ниже. Можем ли сравнить теперь? Молодец. Записывай последнее выражение: 1 к. и 1р. Очень хорошо. Ребята, посмотрите на доску. У всех получились такие ответы? Есть ли ошибки? Ошибок нет, молодец. Присаживайся. | Сто Поднимают руки. Они сокращены до первой гласной. Две монеты. 50 к. плюс 50 к. будет 100 копеек, а 100 копеек – это 1 рубль. 10 монет Потому что 10 раз по 10 копеек, будет 100 копеек. 100 к. = 1 р. 20 монет, потому что 10 монет по 5 копеек – это 50, и еще 10 монет по 5 копеек – это 100 копеек. 100 копеек = 1 рубль. нет Записывает Да, единицы одинаковые. 50 копеек больше, чем 5 копеек. Пишет на доске: 100 к. и 1 р. Нет. Нужно 1 рубль перевести в копейки. 1 р. = 100 к. Да. 100 к. = 100 к., а значит 100 к. = 1 р. Записывает на доске: 1 к. и 1р. Записывает ниже: 1 к. и 100 к. 100 к. больше, чем 1 к. Значит 1 к, меньше, чем 1 р. Клювик раскрыт вправо. | Ф И | учебник | Учительский контроль (беседа) | читают и переводят значения величины стоимости. выражают стоимость в рублях и копейках. | - понимают и принимают предложенные способы решения учебной задачи (Р); - выполняют под руководством учителя учебные действия (Р); - ориентируются в материале учебника и находят нужную информацию по заданию учителя (П); - применяют математические знания при решении учебной задачи (К). | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. - приобщение к бережному отношению к книгам. |
Физкультминутка | | | Давайте с вами встанем и немного разомнёмся. Вы, наверное, уже устали сидеть. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Встают Повторяют движения за учителем | Ф | | | | | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Закрепление имеющихся знаний | Словесный (беседа, рассуждение, объяснение), практический | -а теперь, ребята, предлагаю вам поработать в парах и выполнить небольшое задание. Давайте вспомним правила работы в парах. Очень хорошо, молодцы. Сейчас я раздам вам карточки, на ней изображено 2 кошелька и несколько разных монет. Вам нужно обсудить с соседом решение и разложить монеты по кошелькам так, чтобы в каждом было по 5 рублей. Раздает ученикам карточки. Кто уже получил карточку может приступать к выполнению. Ребята, заканчивайте. Давайте проверим, что у вас получилось. Расскажите, как вы распределили монеты по кошелькам? Молодцы. А кто распределил по-другому? Очень хорошо, вы молодцы. | -нужно друг друга слушать, уважать чужое мнение, не перебивать, работать вместе, помогать друг другу. Работают в парах, обсуждают. Отвечают по поднятой руке. Мы положили 4 рубля в один кошелек, а копейки в другой. А мы положили в каждый кошелек по 2 рубля, в один положили еще 4 монеты по 50 копеек, а во второй три монеты по 50 копеек и пять монет по 10 копеек. Д ругие ребята предлагают свои варианты решения задания: | П Ф | Раздаточный материал Приложение 1 | Учительский контроль (беседа) | выражают длину, используя различные единицы измерения: сантиметр, дециметр, миллиметр; — применяют изученные соотношения между единицами длины — заменяют крупные единицы длины мелкими и наоборот | - выполняют под руководством учителя учебные действия (Р); - отвечают на вопросы учителя (К); - применяют математические знания при решении учебных задач (К). | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на закрепление нового навыка. Организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону. | Словесный (объяснение), практический, наглядный | -а сейчас вам нужно поработать самостоятельно. Сейчас я раздам вам листочки, на них будут задания по той теме, что мы сегодня изучали и что повторяли. Сильных затруднений у вас это вызвать не должно. - Лучше не списывать друг у друга, иначе ошибок может оказаться больше, чем могло бы быть. Задания читайте внимательно, и так же внимательно выполняйте их. На карточке есть задание под звездочкой. Если вы знаете ответ, то можете это задание выполнить. Если затрудняетесь, то не делайте. Когда вы закончите – положите руки на парту, поднимите голову, чтобы я видела, что вы готовы. На выполнение задания у вас несколько минут, можете приступать к выполнению. Заканчиваем, ребята. посмотрите на доску и сверьте свои ответы. У всех ли так получилось? Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Очень хорошо, молодцы. Поднимите руку у кого одна ошибка. Молодцы. Теперь поднимите руки у кого две ошибки. Поднимите руки у кого три ошибки и больше. Хорошо. В чем у вас возникли затруднения. Где вы допустили ошибку? Объясняет решение задания, в котором большинство учеников допустили ошибки. Если у кого-то еще остались вопросы, вы можете подойти ко мне после звонка, и я постараюсь вам всё объяснить. | Выполняют задание, записывают ответы Было – 7 р. Потратила – 5 р. Осталось – 2 р. 7 – 5 = 2 (р.) осталось Ответ: 2 рубля осталось у Маши. * 2 р. = 200 к. 50 к. 10 к. 1 к. 100 к. = 1 р. Сверяют ответы, ищут свои ошибки. Поднимают руки. Поднимают руки. Поднимают руки Поднимают руки, если такие есть. Рассказывают. | Ф И | Раздаточный материал(приложение 2), интерактивная доска (слайды презентации) 6 | само-кон-троль (само-про-верка по эта-лону). | Решений математических задач, выполнение несложных арифметических действий с двухзначными числами | Р: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем; понимать и принимать предложенные учителем способы решения учебной задачи. П: строить несложные цепочки логических рассуждений; | понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | Выявление границы применимости нового знания, и использование его в системе изученных ранее знаний. Повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Словесный (беседа) | Итак, наш урок понемногу подходит к концу. -давайте вспомним наше начало урока и попробуем снова найти ответ. У меня есть 5 рублей. Я купила себе карандаш за 3 рубля и 20 копеек. Можете ли вы сказать, сколько рублей и копеек у меня осталось? Как вы это узнали? Молодцы. Совершенно верно. Скажите, сколько же копеек в одном рубле? -молодцы. Сегодня вы приобрели еще одно ценное знание, которое будет вам полезно в повседневной жизни: при походах в магазин, оплаты проезда на транспорте, покупки булочки в школьной столовой и в множестве других случаев. | Отвечают по поднятой руке по одному. - у вас остался 1 рубль и 80 копеек. Из 5 рублей вычли 3 рубля, осталось 2 рубля. 2 рубля это 200 копеек или два раза по 100 копеек. Если из 100 вычесть 20, останется 80 копеек и еще 100 копеек. 100 копеек – это один рубль. Значит у вас остался 1 рубль и 80 копеек. В рубле 100 копеек. | Ф | | Учительский контроль (беседа) | | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании |
Домашнее задание | Представление домашнего задания обучающимся на закрепление и объяснение по его выполнению | Словесный (объяснение), наглядный | Ребята, теперь откройте учебники на странице 16, дома вам нужно будет выполнить номер 4, а на странице 17 номер 2. Задание носит рекомендательный характер. Так что, если вы чувствуете, что плохо поняли тему и хотите закрепить свои знания, то вы можете выполнить дома эти задания. Посмотрите внимательно на каждое задание, прочитайте его и, если у вас появятся какие-то вопросы, например, что нужно сделать, задавайте их, не бойтесь. Вижу, что вопросов у вас не возникло. Тогда закройте дневники, учебники и тетради. Отложите их на край стола. | | Ф | | | | | |
Рефлексия | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Словесный (беседа), практический | Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая же у нас была тема урока? А какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Правильно, молодец. Вы достигли ее? Почему ты так считаешь? Очень хорошо, спасибо за ответ. Сейчас я предлагаю каждому оценить свою деятельность на уроке. Посмотрите на слайд. Вы видите, перед собой предложения, которые не закончены. Подумайте, как их можно продолжить. Кто попробует дополнить первое предложение: сегодня я узнал…? Очень хорошо! Следующее начало предложение звучит так: сегодня на уроке мне было интересно…? Отлично, молодец. Сегодня мне было трудно…? Всем спасибо за ваши ответы! Я хочу сегодня всех вас похвалить, вы очень активно и хорошо работали, надеюсь, вы будете так же замечательно работать и на следующих уроках. Напоминаю, ребята, если у кого-то вдруг остались какие-то вопросы по пройденной теме, то вы можете подойти ко мне, мы их с вами разберем. Всем спасибо, урок окончен! | -Рубль и копейка - познакомиться с единицами стоимости – рублем и копейкой да я смог/смогла выполнить все задания и хорошо понял(а) тему. -сегодня я узнал, что в рубле сто копеек и раньше были монеты по 1 и 5 копеек. -на уроке мне было интересно выполнять задания и работать в парах. - мне было трудно выполнить самостоятельную работу | Ф | Интерактивная доска | Самоконтроль | | - понимают и принимают учебную задачу (Р); - осознают результат учебных действий, под руководством учителя описывают результаты действий (Р); - отвечают на вопросы учителя (К). | - понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебно-познавательной деятельности и того, что успех в ней во многом зависит от самого обучающегося. |