СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Серная кислота"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока с технологической картой

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Серная кислота"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9» г. Печора







КОНСПЕКТ УРОКА

по химии для 9 класса

уровень усвоения – общеобразовательный





Составлен на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования

  2. Программы общеобразовательных учреждений Химия 8 – 9 классы, автор Н.Н. Гара (к УМК Г.Е. Рудзитис)





Составитель: Колдакова И.В.



Тема урока: «Серная кислота и её соли».

Цель урока: создание целостного представления о химических свойствах серной кислоты.

Задачи урока: способствовать формированию у учащихся ключевых компетентностей:

Личностной:

  • проявление ситуативного познавательного интереса к новому учебному материалу.

Метапредметной:

  • Формирование умения определять цели своего обучения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение.

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметной:

  • Формирование способности анализировать и объективно оценивать ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами.

  • Умение анализировать и сравнивать химические свойства серной кислоты с другими классами неорганических соединений.

  • Приобретение опыта использования различных методов изучения свойств веществ.


Тип урока урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности – фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемный, частично- поисковый.

Приёмы обучения:

  • Создание проблемной ситуации.

  • Самостоятельная (групповая) работа учащихся при постановке и решении учебных проблем.

Планируемый результат–формирование целостного представления о химических свойствах серной кислоты.

Оборудование: интерактивная доска, химическое оборудование и реактивы для опытов.








Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС.


Этап урока, время этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока.

Предлагает выполнить задания на интерактивной доске:

1. Из перечисленных соединений выбрать серосодержащие и назвать их: C12H22O11, SO2, Cu, SO3, H2SO4, Na2SO4, Ba(OH)2, CaCO3, Cu(OН)2, H2S, MgO.

2. Выберите из 1 задания соединения серы и составьте из них генетический ряд

3.Осуществите превращения, согласно составленной схеме.





Учитель предлагает, сформулировать цель урока и определить задачи, т.е. что для этого мы должны знать?

Предлагает проблемную ситуацию – с какими веществами будет взаимодействовать серная кислота?






1. Выполняют задание на узнавание и запоминание

2. Выполняют задание на понимание (предположительный ответ H2S → SO2 → H2SO4 → Na2SO4)

3. задание выполняют путем совместных усилий, так как осуществление второго превращения невозможно и при помощи учителя, формулируют вопросы, вспоминают условия горения сероводорода.

Выходят на правильный ответ: H2S → SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4









Вспоминают общие свойства кислот и ставят цель проверить на практике свойства серной кислоты.

Формулируют затруднение «Мы не знаем, будет ли серная кислота взаимодействовать сахарозой и медью, так как медь не вытесняет водород, а сахароза – органическое вещество.

Предлагают провести опыт.

Познавательные: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний).

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение.

Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регуляторные: определять цели учебной деятельности

Ориентировочный этап

Цель: организовать совместное с учителем планирование и выбор методов исследования

Учитель для решения поставленных задач организует работу в группах. Каждая группа докажет на практике, определённое свойство серной кислоты и оформит свой опыт по определённому плану (приложение №1). На работу отводится 5 мин. На доске предоставлено место для записи химического свойства серной кислоты с помощью уравнения.

Перед выполнением работы предлагает вспомнить про технику безопасности при работе химической лаборатории.

Помогает осознать, что опыт с концентрированной кислотой следует проводить в вытяжном шкафу

















Вспоминают и озвучивают информацию о технике безопасности


Познавательные: анализируют и доказывают химические свойства серной кислоты, составляют уравнения химических реакций, которые подтверждают свойства.

Коммуникативные: строят осознанно и произвольно речевые высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные: исследуют на практике химические свойства серной кислоты, фиксируют полученные результаты.

Поисково-исследовательский этап

Цель: решение учебных задач

Выдаёт необходимое оборудование



Наблюдает, координирует, корректирует самостоятельные действия учащихся



Демонстрирует взаимодействие серной кислоты с медью и сахарозой в вытяжном шкафу (можно использовать ЭОР)




Получают оборудование, организуют рабочее место

Проводят экспериментальную работу.





Наблюдают за ходом эксперимента, делают заметки.

Предметные: наблюдать за ходом эксперимента, описывать происходящие явления, устанавливать причинно-следственные связи

Познавательные: проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой выражать свои мысли

Регулятивные: проявлять способность к мобилизации сил в достижении цели.

3. Моделирование

Цель: зафиксировать полученные результаты.

Помогает построить объяснение

Когда каждая группа провела свои исследования, одному из группы предстоит сделать отчёт о работе и представить его на интерактивной доске (уравнения). Каждый учащийся записывает полученные результаты в тетрадь.

Записывают уравнения реакций между серной кислотой и медью (составляют окислительно-восстановительный баланс), между серной кислотой и сахарозой.

Делают выводы, что серная кислота проявляет сильные окислительные свойства, при этом восстанавливается сера до степени окисления от +4

Познавательные: записывают уравнения, отражающие химические свойства серной кислоты, используя понятия: валентность, расстановка коэффициентов в уравнениях, названия веществ.

Коммуникативные: воспринимают ответы учащихся, формируют коммуникативную компетентность в аспекте публичного выступления, выражают свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль, осознают и выделяют то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

4. Практический этап.

Цель: Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов

Учитель сообщает, что реакция взаимодействия сульфат-ионов с ионами бария является качественной реакцией на сульфат-ионы.

Предлагает решить экспериментальную задачу: выданы три склянки с бесцветными растворами без этикеток, необходимо распознать в которой находится соль серной кислоты.

На основе полученных знаний проводят эксперимент.

В тетради фиксируют суть процесса: сокращённое ионное уравнение реакции.

Предметные: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету

Познавательные: проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы

Регулятивные: осуществляют самоконтроль, осознают и выделяют то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Цель: Оценить процесс и результат своей деятельности на уроке.

Учитель предлагает попробовать из перечисленных формул на слайде (C2H5OН, СO2, Аu, HNO3, NaOН, BaCl2, Fe(OН)3, H2O, CuO, Al) выбрать те, с которыми будет реагировать серная кислота (фронтальная работа) и записать формулы этих веществ в тетрадь.

Для детей увлечённых, учитель предлагает решить задачи после параграфа.


Подводит итоги урока

Выписывают формулы веществ и выходят на домашнее задание: для закрепления материала дома написать уравнения реакций серной кислоты с данными веществами.








Для этого учащиеся продолжают фразы:

Этот урок был…

Я убеждён, что…

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: выбор уровня самостоятельного закрепления полученных знаний.










Приложение 1: план оформления работы


Название исходных веществ

Признаки реакции

Уравнение химической реакции в молекулярной, полной и сокращённой ионных формах

Тип химической реакции

1 группа: серная кислота + металл




2 группа: серная кислота + оксид металла




3 группа: серная кислота + нерастворимый гидроксид металла




4 группа: серная кислота + щёлочь




5 группа: серная кислота + соль