«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9» г. Печора
Составитель: Колдакова И.В.
Формирование умения определять цели своего обучения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Этап урока, время этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя | Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока. Предлагает выполнить задания на интерактивной доске: 1. Из перечисленных соединений выбрать серосодержащие и назвать их: C12H22O11, SO2, Cu, SO3, H2SO4, Na2SO4, Ba(OH)2, CaCO3, Cu(OН)2, H2S, MgO. 2. Выберите из 1 задания соединения серы и составьте из них генетический ряд 3.Осуществите превращения, согласно составленной схеме. Учитель предлагает, сформулировать цель урока и определить задачи, т.е. что для этого мы должны знать? Предлагает проблемную ситуацию – с какими веществами будет взаимодействовать серная кислота? | 1. Выполняют задание на узнавание и запоминание 2. Выполняют задание на понимание (предположительный ответ H2S → SO2 → H2SO4 → Na2SO4) 3. задание выполняют путем совместных усилий, так как осуществление второго превращения невозможно и при помощи учителя, формулируют вопросы, вспоминают условия горения сероводорода. Выходят на правильный ответ: H2S → SO2 → SO3 → H2SO4 → Na2SO4 Вспоминают общие свойства кислот и ставят цель проверить на практике свойства серной кислоты. Формулируют затруднение «Мы не знаем, будет ли серная кислота взаимодействовать сахарозой и медью, так как медь не вытесняет водород, а сахароза – органическое вещество. Предлагают провести опыт. | Познавательные: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний). Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение. Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регуляторные: определять цели учебной деятельности |
Ориентировочный этап Цель: организовать совместное с учителем планирование и выбор методов исследования | Учитель для решения поставленных задач организует работу в группах. Каждая группа докажет на практике, определённое свойство серной кислоты и оформит свой опыт по определённому плану (приложение №1). На работу отводится 5 мин. На доске предоставлено место для записи химического свойства серной кислоты с помощью уравнения. Перед выполнением работы предлагает вспомнить про технику безопасности при работе химической лаборатории. Помогает осознать, что опыт с концентрированной кислотой следует проводить в вытяжном шкафу | Вспоминают и озвучивают информацию о технике безопасности | Познавательные: анализируют и доказывают химические свойства серной кислоты, составляют уравнения химических реакций, которые подтверждают свойства. Коммуникативные: строят осознанно и произвольно речевые высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные: исследуют на практике химические свойства серной кислоты, фиксируют полученные результаты. |
Поисково-исследовательский этап Цель: решение учебных задач | Выдаёт необходимое оборудование Наблюдает, координирует, корректирует самостоятельные действия учащихся Демонстрирует взаимодействие серной кислоты с медью и сахарозой в вытяжном шкафу (можно использовать ЭОР) | Получают оборудование, организуют рабочее место Проводят экспериментальную работу. Наблюдают за ходом эксперимента, делают заметки. | Предметные: наблюдать за ходом эксперимента, описывать происходящие явления, устанавливать причинно-следственные связи Познавательные: проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой выражать свои мысли Регулятивные: проявлять способность к мобилизации сил в достижении цели. |
3. Моделирование Цель: зафиксировать полученные результаты. | Помогает построить объяснение | Когда каждая группа провела свои исследования, одному из группы предстоит сделать отчёт о работе и представить его на интерактивной доске (уравнения). Каждый учащийся записывает полученные результаты в тетрадь. Записывают уравнения реакций между серной кислотой и медью (составляют окислительно-восстановительный баланс), между серной кислотой и сахарозой. Делают выводы, что серная кислота проявляет сильные окислительные свойства, при этом восстанавливается сера до степени окисления от +4 | Познавательные: записывают уравнения, отражающие химические свойства серной кислоты, используя понятия: валентность, расстановка коэффициентов в уравнениях, названия веществ. Коммуникативные: воспринимают ответы учащихся, формируют коммуникативную компетентность в аспекте публичного выступления, выражают свои мысли в соответствии с задачами. Регулятивные: осуществляют самоконтроль, осознают и выделяют то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
4. Практический этап. Цель: Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов | Учитель сообщает, что реакция взаимодействия сульфат-ионов с ионами бария является качественной реакцией на сульфат-ионы. Предлагает решить экспериментальную задачу: выданы три склянки с бесцветными растворами без этикеток, необходимо распознать в которой находится соль серной кислоты. | На основе полученных знаний проводят эксперимент. В тетради фиксируют суть процесса: сокращённое ионное уравнение реакции. | Предметные: решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету Познавательные: проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы Регулятивные: осуществляют самоконтроль, осознают и выделяют то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
5. Рефлексивно-оценочный этап. Цель: Оценить процесс и результат своей деятельности на уроке. | Учитель предлагает попробовать из перечисленных формул на слайде (C2H5OН, СO2, Аu, HNO3, NaOН, BaCl2, Fe(OН)3, H2O, CuO, Al) выбрать те, с которыми будет реагировать серная кислота (фронтальная работа) и записать формулы этих веществ в тетрадь. Для детей увлечённых, учитель предлагает решить задачи после параграфа. Подводит итоги урока | Выписывают формулы веществ и выходят на домашнее задание: для закрепления материала дома написать уравнения реакций серной кислоты с данными веществами. Для этого учащиеся продолжают фразы: Этот урок был… Я убеждён, что… | Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: выбор уровня самостоятельного закрепления полученных знаний. |