Сценарий лингвистической игры по теме « Словообразование»
Автор: Загуменнова Ольга Валерьевна
Полное название образовательного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Варгатёрская основная общеобразовательная школа» Томская область, Чаинский район, с. Варгатёр , улица Центральная, 42
Аннотация: лингвистическая интерактивная игра предназначена для внеурочной деятельности учащихся
Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: Неделя русского языка и литературы
Возрастная группа (класс): 12-13 лет ( 6-7 класс)
Название сценария: « Лингвистическая игра по теме «Словообразование»
Цели:
Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
формирование критического мышления;
приобретение навыков индивидуальной работы и работы в группе
формирование умения увидеть проблему и наметить пути ее решения
Задачи:
В результате игры повысить свой интеллектуальный уровень.
Научиться мыслить нестандартно.
Подготовительный этап: повторить изученный материал по теме «Словообразование», разделиться на команды, выбрать жюри
Оформление класса: интерактивная презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint 2010
Правила игры
Игра состоит из трех туров и финальной игры. Можно играть индивидуально или командой. В трех турах каждый ученик набирает очки, выполняя задания и отвечая на вопросы.
Задания выбираются по очереди членами команды . В финальном туре каждый ученик делает ставку исходя из своих набранных очков.
Если задание финального тура выполнено верно, то ставка прибавляется к его набранным очкам, если неправильно – ставка вычитается из набранных очков.
Вопросы 1 тура:
100
Угадайте, о каких людях пойдет речь, больших или маленьких? В книге Н.Носова “Незнайка в Солнечном городе” встречаются такие герои: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин, а также профессорша Мордочка. А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами?
200
Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня. Сумасшедший, самосохранение и т. д.
300
Разберите по составу каждое слово из фразы, лишенной смысла.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка
400
Восстановите словообразовательную цепочку.
Судить – – – – безрассудно.
Сухой – – – – – засушливость.
500
Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него слова “растут”, как ветви на деревьях. Чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее, тем больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное дерево. Создайте своё дерево.
600
Разгадайте шараду.
Мой корень – родственник сраженья,
Приставка – в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс,
А весь тружусь я под землей.
Вопросы 2 тура:
100
Можно ли назвать слова хитрый и хищник однокоренными?
200
Найдите общий корень в словах.
Пехота – опешить, наизусть – устный, след – последствия, пружина – упругий, мрачный – обморок.
300
Найдите «Третье лишнее»
Гореть, угорать, гора.
Горе, нагорный, горевать;
Пот, потолок, потливый.
Море, морщины, морской.
Боль, большой, больница.
Вода, водить, водник.
400
Сохранив корень, образуйте слова с разным лексическим значением.
Например, седлать – седло, оседлать, расседлать.
Леденец, костяника, просвистеть, безжалостный, исследовать, отцеплять, телеграммка.
500
Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.
Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.
600
Разгадайте шараду.
Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс – в слове дневник,
Целым же в космос проник.
Вопросы 3 тура:
100
От названий городов образуйте слова, обозначающие жителей этих городов.
Мы не зря привыкли называться
Именами наших городов.
Слушать я, как музыку, готов: “москвичи”, “рижане”, “ленинградцы”.
Например: Москва – москвичи.
• Тула,
• Одесса,
• Киев,
• Волгоград,
• Екатеринбург,
• Баку,
• Братск.
200
Известный писатель Марк Твен любил придумывать длинные слова. Пользовался он чаще всего таким способом словообразования, как сложение. Однажды он придумал слово, состоявшее из 42-х букв. Запишите и вы подобное слово, в котором было бы как можно больше букв
300
Подберите одно слово с суффиксом -ник, со значением названия помещения
400
Распределите слова по родственным корням.
Поднос, переносица, носовой, носок, носорог, носилки, носящий, носить, заносы.
500
Подберите слова с приставками, противоположными по смыслу.
Сложить, приплыть, прийти, присоединить, разобрать, застегнуть, рассредоточить, вывести, отвернуть, завязать, убежать, принести, убавить, закрыть, выиграть.
600
Разгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.
Вопрос финального тура:
Выпишите слова, изобретенные детьми. Определите способ образования данных слов.
Вы и шишку польете? Чтобы выросли шишенята?
Папа, посмотри, какие вагонята хорошенькие!
Таня, ткнув пальцем в морщинки на лбу у отца, сказала: «Не хочу, чтоб у тебя были сердитки!»
Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.
Сколько у нее дочек? Три? Ух, какая дочкастая мамаша!
Это палец не указательный, а грозительный!
Это рыбийжировая ложка?
Да не пил я еще чаю. Так, пивнул капельку.
Мама утки утьком идут!
К.Чуковский
Подведение итогов жюри.
Список использованных интернет-ресурсов:
С.Я. Яновская « Учение с увлечением» https://proshkolu.ru/user/ninsa/file/3662452/
О.А. Парилова http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/312799/