Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Степень числа"»
Конспект урока
Предмет: алгебра
Класс: 7
Тема урока: «Понятие степени»
Цель урока: создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы «Понятие степени», способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, здоровьесберегающих, рефлексивных компетенций у участников образовательного процесса.
Задачи урока-
образовательные (предметные):
расширение познавательной сферы обучающихся через знакомство с математическим понятием степени
отработка умения и формирования навыка вычисления степени
развивающие (метапредметные):
развитие логического мышления, памяти через выполнение тестовых и диагностических упражнений
развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ
развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений
развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных достижений на уроке
воспитательные:
развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию учебного взаимодействия на уроке
развитие у обучающихся чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, умения ориентироваться в социальной среде
Тип урока: урок решения частных задач (изучение и первичное закрепление опорных знаний).
Ход урока
Этап урока | Номер слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационно-мотивационный момент. | | Приветствие учащихся. Добрый день! Здравствуйте! Я рада встрече с вами и приготовила для вас много интересных заданий, вопросов для размышления, занимательных задач для проверки своих знаний. Итак, мы начинаем. | Стоя приветствуют учителя, садятся за парты. |
2. Актуализация знаний учащихся через изучение их субъектного опыта. Подведение к проблеме. | Слайд № 1. | Внимание на экран. Выдающийся французский философ, учёный Блез Паскаль утверждал: «Величие человека заключается в его способности мыслить». Сегодня мы попытаемся подтвердить это высказывание, почувствовать себя великими людьми, открывая новые знания. - Начать нашу работу я хотела бы с выяснения вопроса: “Встречался ли кто-нибудь из вас в повседневной жизни со словом “степень”? - Знаете ли вы, что оно означает? - Подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «степень»? - Каким же близким по смыслу можно заменить слово «степень»? | Ответы учащихся. Степень родства, степень сходства, степень усвоения… Мера. |
Слайд № 2. | - Уточнить значение данного слова мы можем, обратившись к толковому словарю Д.Н. Ушакова. (Зачитывается словарная статья) | Учащиеся воспринимают информацию. |
3. Постановка проблемы. | | - Выясним, меняется ли смысловая нагрузка слова «степень» в математике. - Что же нам для этого нужно? | Ответы учащихся. (Выяснить, что такое степень.) |
4. Формулировка темы и постановка целей урока. | Слайды № 3, № 4. | - Ребята, сформулируем тему нашего урока, откроем тетради и запишем её: «Понятие степени». Тема определена, давайте подумаем, что же мы будем делать на уроке, какие учебные задачи решать? | Дети сами формулируют тему и задачи урока. Записывают тему урока в тетради. Отвечают. |
5. Исследовательская работа совместно с практической работой. | | А сейчас наступило время для проведения математического исследования. Все новые понятия в любой науке возникают из потребностей человека. Представим себе, как могло возникнуть понятие степени в математике, для этого решим две практические задачи. Обратитесь к раздаточному материалу №1. Задача №1. Подсчитайте количество парт, необходимое для оснащения 5 кабинетов 4 этажа нашей школы, если в каждом кабинете должно быть по 14 парт. Задачу решите двумя способами. | Решают задачу. |
Слайд № 4. | - Проанализируем два способа решения первой задачи. Каким способом удобнее записывать решение задачи? Почему? Работаем с карточкой №2. Задача №2. В одной фирме сотрудникам предложили оригинальную оплату труда: первый час работы стоит 2р., а каждый следующий час в 2 раза больше предыдущего. Какую сумму денег потеряет сотрудник фирмы, если уйдёт с работы на 1час раньше (на фирме восьмичасовой рабочий день)? Задачу решите выражением. | Ответы учащихся. (Удобнее записывать коротко, с помощью действия умножения.) |
Слайд №4. | - Запись какого решения, к первой или ко второй задаче, вам кажется более удобной и быстрой? - Возможно ли записать решение второй задачи так же, как и решение первой? - К таким же универсальным выводам пришли и ученые- математики, назвав эту запись степенью. | Ответы учащихся. Ответы учащихся. Учащиеся записывают решение второй задачи другим, более коротким способом. |
Слайд № 5. | Давайте расшифруем данную запись: дадим определения для всех её составляющих. (Учитель вводит определение основания степени и показателя степени). | Учащиеся записывают определения в тетради. |
6. Физкультминутка. | | Для того, чтобы закрепить полученный теоретический материал, я предлагаю вам выполнить следующее задание: в кабинете в разных местах развешаны цветные плакаты со степенями. Ваша задача: прочитать степень, назвать основание и показатель степени: 3,54 23 37 52 48 79 116 (-3)4 154 (-0,1)3 (1/3)5 | Учащиеся выполняют задание и отдыхают. Вертят головами, когда ищут плакаты. |
Все ли прочитанные вами степени одинаковы? Чем они отличаются? Какие важные наблюдения мы можем сделать, выполнив данное задание? | Ответы учащихся. (Если основание степени или обыкновенная дробь, или отрицательное число, то его пишут в скобках.) |
Слайд № 6. | А сейчас заглянем в историю, чтобы понять, как возникла современная запись степени. (Знакомство учащихся с историческим материалом). | Учащиеся воспринимают информацию. |
Слайд № 7. | Обратимся к научному определению степени. (Учитель вводит определение). Предлагаю следующее задание. Внимание на экран. Запишите в виде степени произведение. | Учащиеся записывают определение в тетради, выполняют задание, комментируя с места. |
Слайд № 8. | Что вы видите на следующем слайде? Какое задание к данному слайду мы можем сформулировать. Задание получено, приступайте к выполнению. (Приглашает к доске по одному учащемуся для записи выражений). | Степень. Вычислить степень. Учащиеся выполняют задания. |
7. Итог исследовательской работы. | | - Давайте подведем итог нашей исследовательской работы. Какой синоним к слову «степень» мы подобрали, прочитав словарную статью? Изменилась ли смысловая нагрузка слова «степень» в математике? Доказательством этого мы и занимались сегодня на уроке. | Ответы учащихся. Мера. Нет. |
8. Итог урока. Самостоятельная работа. | Слайд № 3. | Эффективность нашей работы мы сможем определить, ответив на следующие вопросы. Диалог по вопросам: - Какие учебные задачи мы с вами ставили в начале урока? | Ответы учащихся. (Ввести понятие степени, научиться вычислять степени.) |
- Можно ли считать, что наша первая задача достигнута? - Что такое степень? | Ответы учащихся. (Да. Дают определение степени.) |
Слайд № 9. | - А для того, чтобы проверить, достигнута ли наша вторая задача, я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. (Приложение 1). - Обратите внимание на экран и проверьте свои ответы с верными ответами на экране. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу, выполняют взаимопроверку. |
9. Рефлексия. | | - Проанализируйте свою работу, заполнив листок самооценки (Приложение 2). Следующий наш урок мы начнем с обсуждения затруднений, возникших у вас при выполнении работы, а представленные вами листы самооценки помогут и мне спланировать следующий урок. | Учащиеся проводят самоанализ. |
10. Домашнее задание. | | Откройте дневники, запишите домашнее задание: учебник: п. 15, выучить определение степени, составить таблицу значений степеней 2 и 3, она пригодится нам на следующем уроке, упражнения №15.1, №15.2, № 15.9 выполнить письменно в тетради. Повторите действия с числами. | Записывают в дневник домашнее задание. |
| Слайд № 10 | Благодарю вас за работу. Думаю, что сегодня за урок можно поставить несколько положительных оценок. Как вы считаете кому, за что и какую оценку? | Учащиеся включаются во взаимооценку работы на уроке. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1 вариант
№ 1. Замените произведение степенью:
А
)
Б)
В)
Г)
№
2. Вычислите:
А)
Б)
В
)
2 вариант
№ 1. Замените произведение степенью:
А
)
Б)
В)
Г)
№ 2. Вычислите:
А
)
Б)
В
)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фамилия ученика .
Анализ испытываемых затруднений
| № 1 | № 2 |
Выполнил(а) верно | | |
Не понял(а) понятие степени | | |
Вычислительные ошибки | | |
Не успел(а) | | |
Данный конспект урока - это коллективная работа педагогов МБОУ СШ № 18.
Выражаю огромную благодарность своим коллегам.