СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»»


Конспект урока по теме

«Твёрдые и мягкие согласные звуки»



Провела учитель:

                                                       Камболова Э.Л.

.


Цель: Развитие навыка различения твердых и мягких согласных звуков.

Задачи:

Познавательные:

  • Научиться правильно определять на слух и самостоятельно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

  • Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

  • Научиться объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Развивающие:

  • Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.

  • Развитие аналитического мышления.

  • Развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре.







Ход урока

1. Организационный момент.

- Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.

- Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!

- Ведь девизом нашего урока являются слова

«Добрая улыбка стоит 1000 слов!»

- Кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные точки лицевой части головы).


«Паутинка – разминка» (блиц – опрос) с использованием мяча:

- Жи-ши пиши (с буквой и)

- Ча-ща пиши (с буквой а)

- Чу-щу пиши (с буквой у)

- Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я)

- Наша речь состоит (из предложений)

- Предложения (из слов)

- Главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

Звуки мы (говорим, слышим)

- Буквы мы (пишем, читаем, видим)


2. Минутка чистописания.

Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).

- Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику.

3. Актуализация знаний.

- Обратите внимание на буквы Е Ё Ю Я.

- Что вы можете сказать про эти буквы? (эти буквы обозначают гласные звуки; они «хитрые», т.к. обозначают 2 звука в некоторых словах).

- Например:

- Но, кроме этого, эти гласные выполняют еще одну очень важную роль в словах. Какова их роль? Как помогают гласные согласным? Вот на эти вопросы предстоит нам ответить на уроке.

Вторая строчка – письмо с «ловушками» (зажигаем «фонарики» в опасных местах)
дер . во
друз . я
корен.
чел . век

- Как связать (соединить) эти слова по смыслу, чтобы получилась пословица?

(Дети высказывают свои предположения).

Дерево живет корнями, а человек – друзьями.

Человек без друзей, что дерево без корней.

- В чем смысл этой пословицы? Как вы понимаете эту пословицу? Запишите.



4. Постановка проблемы.

- Распределить слова на группы (карточки слов – на доске):

  • Лук

  • Варя

  • Ров

  • Ряд

  • Огонь

  • Ель

  • Оля

  • День

  • Рад

  • Таня

  • Рёв

  • люк

(Дети предлагают различные способы деления на группы, обосновывая свой выбор).

- Запишите в тетрадях первый и второй столбик слов: развернуть таблицу


лук [л]

 

 

люк [л’]

 

 

Варя

 

 

ель

ров [р]

 

 

рёв [р’]

 

 

Оля

 

 

день

мал [м]

 

 

мял [м’]

 

 

Таня

 

 

огонь


- Что общего в этих словах? Чем они отличаются? Сформулируйте тему урока (Мягкие и твердые согласные.)



5. Решение проблемы.

- Посмотрите внимательно на слова 2-го столбика. В этих словах есть ь знак? (Нет)

А почему согласные звучат мягко? (помогают гласные)

Вывод: не только ь знак, но и гласные еёиюя обозначают мягкость согласных

- Сверяем наши выводы с правилом в учебнике. Записываем в тетрадь в виде схемы. Читаем правило

Физкультминутка (музыкальная)



6. Применение знаний и умений в новой ситуации.


Игра «Поймаем мягкий согласный звук»

Хлопайте в ладоши, если услышите в слове мягкий согласный звук в!

Выл, вил, вал, вял, вёл, вол, валить, вялить, высок, висок, воз, вёз, вазы, вязы, выть, вить.

Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».

- Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый).

рад – ряд

мал – мял

лук – люк

был – бил

ров – рёв

- Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

Дети сравнивают написание и значение слов.

Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.


Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах.

- Вставьте по смыслу эти же слова в предложения. У каждой группы свои предложения.

  • Ученик рад хорошей оценке.

  • Алёша попал в первый ряд.

  • Гриша залез на ель.

  • Слава ел пельмени.

  • Вова мял кусок глины.

  • Дима мал.

  • Мальчик был грубияном.

  • Бил маленьких ребят.

  • Буратино нёс золотой ключик.

  • Он любил всюду совать свой нос.

  • Зелёный лук очень полезен.

  • Мяч упал в люк.

  • От мороза красный нос.

  • Я дрова для печки нёс.

  • Выкопали глубокий ров.

  • Дети подняли рёв.


7. Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:



Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.




Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.



8. Итог урока. Рефлексия.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?

- Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые

и мягкие согласные».

- Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное?


Покажите своего смайлика.


9.Домашнее задание.

- Дома вы все закрепите, повторите правило, выполните упражнение по заданию.