Конспект урока по теме
«Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Провела учитель:
Камболова Э.Л.
.
Цель: Развитие навыка различения твердых и мягких согласных звуков.
Задачи:
Познавательные:
Научиться правильно определять на слух и самостоятельно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).
Научиться объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.
Развивающие:
Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
Развитие аналитического мышления.
Развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.
Воспитательные:
Ход урока
1. Организационный момент.
- Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.
- Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!
- Ведь девизом нашего урока являются слова
«Добрая улыбка стоит 1000 слов!»
- Кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные точки лицевой части головы).
«Паутинка – разминка» (блиц – опрос) с использованием мяча:
- Жи-ши пиши (с буквой и)
- Ча-ща пиши (с буквой а)
- Чу-щу пиши (с буквой у)
- Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я)
- Наша речь состоит (из предложений)
- Предложения (из слов)
- Главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
- Звуки мы (говорим, слышим)
- Буквы мы (пишем, читаем, видим)
2. Минутка чистописания.
Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика).
- Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику.
3. Актуализация знаний.
- Обратите внимание на буквы Е Ё Ю Я.
- Что вы можете сказать про эти буквы? (эти буквы обозначают гласные звуки; они «хитрые», т.к. обозначают 2 звука в некоторых словах).
- Например:
- Но, кроме этого, эти гласные выполняют еще одну очень важную роль в словах. Какова их роль? Как помогают гласные согласным? Вот на эти вопросы предстоит нам ответить на уроке.
Вторая строчка – письмо с «ловушками» (зажигаем «фонарики» в опасных местах)
дер . во
друз . я
корен.
чел . век
- Как связать (соединить) эти слова по смыслу, чтобы получилась пословица?
(Дети высказывают свои предположения).
Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
Человек без друзей, что дерево без корней.
- В чем смысл этой пословицы? Как вы понимаете эту пословицу? Запишите.
4. Постановка проблемы.
- Распределить слова на группы (карточки слов – на доске):
Лук
Варя
Ров
Ряд
Огонь
Ель
Оля
День
Рад
Таня
Рёв
люк
(Дети предлагают различные способы деления на группы, обосновывая свой выбор).
- Запишите в тетрадях первый и второй столбик слов: развернуть таблицу
лук [л] | | | люк [л’] | | | Варя | | | ель |
ров [р] | | | рёв [р’] | | | Оля | | | день |
мал [м] | | | мял [м’] | | | Таня | | | огонь |
- Что общего в этих словах? Чем они отличаются? Сформулируйте тему урока (Мягкие и твердые согласные.)
5. Решение проблемы.
- Посмотрите внимательно на слова 2-го столбика. В этих словах есть ь знак? (Нет)
А почему согласные звучат мягко? (помогают гласные)
Вывод: не только ь знак, но и гласные е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных
- Сверяем наши выводы с правилом в учебнике. Записываем в тетрадь в виде схемы. Читаем правило
Физкультминутка (музыкальная)
6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Игра «Поймаем мягкий согласный звук»
Хлопайте в ладоши, если услышите в слове мягкий согласный звук в!
Выл, вил, вал, вял, вёл, вол, валить, вялить, высок, висок, воз, вёз, вазы, вязы, выть, вить.
Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».
- Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый).
рад – ряд
мал – мял
лук – люк
был – бил
ров – рёв
- Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?
Дети сравнивают написание и значение слов.
Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.
Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах.
- Вставьте по смыслу эти же слова в предложения. У каждой группы свои предложения.
Ученик рад хорошей оценке.
Алёша попал в первый ряд.
Гриша залез на ель.
Слава ел пельмени.
Вова мял кусок глины.
Дима мал.
Мальчик был грубияном.
Бил маленьких ребят.
Буратино нёс золотой ключик.
Он любил всюду совать свой нос.
Зелёный лук очень полезен.
Мяч упал в люк.
От мороза красный нос.
Я дрова для печки нёс.
Выкопали глубокий ров.
Дети подняли рёв.
7. Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:
Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э
Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я
Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?
- Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые
и мягкие согласные».
- Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное?
Покажите своего смайлика.
9.Домашнее задание.
- Дома вы все закрепите, повторите правило, выполните упражнение по заданию.