Конспект урока русского языка в 11 классе
Тема «Изобразительно – выразительные средства языка (тропы). Подготовка к выполнению задания В8»
Цели урока:
Обучающая: знать, что такое выразительность речи, с помощью каких средств она достигается; что такое тропы речи, каковы основные их виды; уметь правильно идентифицировать и называть тропы речи.
Коммуникативная: развивать способность понимать чужую речь, уметь связно, последовательно, точно выражать мысли.
Развивающая: способствовать развитию умения применять знания в нестандартных ситуациях.
Воспитательная: способствовать воспитанию любви к красоте и богатству языка.
Оборудование: карточки с заданиями, листы самопроверки, тесты, мультимедийное оборудование для демонстрации слайдов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит поработать над одним из самых трудных заданий ЕГЭ. Не случайно задание В8 на итоговой аттестации оценивается в четыре балла.
Итак, начинаем работу. Прочитайте предложение и определите тему урока. (Слайд№1)
Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно – выразительные средства языка, постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой носитель языка может брать несметные драгоценности Г.Солганик)
- Как можно сформулировать тему урока? (Изобразительные средства языка). Их достаточно много, и сегодня мы повторим те из них, которые наиболее часто встречаются в тестах (они перед вами на схеме) (Слайд№2); потренируемся в умении их различать, классифицировать, находить в тексте. Всё необходимое для работы лежит на ваших столах. Обратите внимание на лист самоконтроля (Приложение №1), в нём на протяжении урока вы будете отмечать знаком « + » правильность выполнения задания после каждого вида работы.
Итак, записываем число, тему (Слайд №3) и предложение Г.Солганика.
Небольшая «гимнастика для ума» (Сопутствующее повторение изученного). Фронтальная беседа.
-Дайте характеристику предложению (Сложное, сложноподчинённое, союзное).
- Сколько простых предложений в составе сложного? (Два)
- Назовите грамматические основы простых предложений. (Мастера создают, носитель может брать).
- Чем осложнено первое предложение? (Обособленным обстоятельством: постоянно пополняя его сокровищницу).
- Определите тип придаточного предложения (Определительное).
- Назовите типы сказуемых (Простое глагольное, составное глагольное).
- Определите виды связи слов в словосочетаниях пополняя сокровищницу, яркие средства, удивительно яркие (управление, согласование, примыкание).
- Как называются такие изобразительные средства, как мастера слова, носитель языка? (Перифраз). Кто напомнит определение тропа, приведёт примеры?
- На какие группы можно разделить все художественные средства? (Тропы и фигуры речи).
III. - Сейчас предлагаю вам выполнить первое задание (Слайд №4 ). Определить название тропа по его лексическому толкованию ( На слайде определение эпитета).
1. Практическое задание (работа на листочках). Прочитайте предложение
(Слайд №5 ). Найдите и подчеркните эпитеты.
Вечерами из-за вершин голого леса ночь поднимала калено-красный огромный щит месяца. Он мглисто сиял над притихшими хуторами кровяными отсветами войны и пожаров. (М.Шолохов).(Самопроверка по слайду №6, самооценка)
-Какой ещё троп имеется в этом предложении?(Метафора- щит месяца)
- Вспомните определение метафоры(Слайд №7), приведите примеры.
- Ещё аналогичное задание. Определить название тропа по его лексическому толкованию (На слайде №8 определение сравнения).
2. Найдите и подчеркните сравнения на ваших листочках (Слайд №9 ) (Ученик читает стихотворение)
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
(Заболоцкий Н.)
- Каким способом вводятся сравнения в текст? (С помощью союзов как, словно, точно, с помощью дательного и родительного падежа) Как ещё могут вводиться?
( С помощью творительного падежа, формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия, с помощью слов похож, подобен, напоминает: Кленовый лист напоминает нам янтарь ).
- Лексическая работа: значение каких слов непонятно? (Портал, сычуг)
Обращаемся к толковому словарю. Портал – богато украшенный парадный вход.
Сычуг – отдел желудка животных.
(Слайд№10)(Оцените себя)
- А сейчас вы поработаете над таким заданием.
3. Нужно найти соответствие между определением и названием тропа
( Задания распечатаны на листах каждому ученику). (Приложение№2). Проверяем (Слайд№11). Вносим результаты в лист самопроверки. Были затруднения? Какие?
- Для чего используются средства выразительности в художественных текстах?
(Украшают речь, делают её яркой, образной, выразительной, точной…)
- Из опыта подготовки к экзамену известно, что часто встречаются в тестах и вызывают затруднения такие тропы, как метонимия и синекдоха. Давайте вспомним ещё раз их определения. Следующее задание.(Слайд№12)
4. Назовите виды тропов в данных предложениях:
Перифраз | С инекдоха Метонимия | 1. Холмогорский мужик. 2.Ковши круговые, запенясь, шипят (Пушкин). 3.И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов). 4… « зато читал Адама Смита». 5.Люблю тебя, Петра творенье (Пушкин).6.Швед, русский колет, рубит, режет… (Лермонтов) |
Задание по вариантам: 1в. - находит и выписывает предложения с метонимией; 2в – с синекдохой; индивидуально - перифраз. Два ученика работают на обратной стороне доски, взаимопроверка.
-Встречали мы сегодня такой троп, как перифраз? (См. начало урока).
Занесите данные в лист самооценки. Были ли трудности?
- А сейчас я хочу познакомить вас ещё с одним видом метонимии, который называется (краткая запись в тетради) АНТОНОМАЗИЯ (Слайд №13) (переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Например, фамилия гоголевского персонажа Хлестаков получила нарицательное значение (КАКОЕ?) – лгун, хвастун, Плюшкин- скопидом; человек, окруживший себя множеством ненужных вещей. Можете ещё привести примеры?
- Ребята, хочу вам напомнить о том, что выполнение работы необходимо чередовать с отдыхом и предлагаю физкультминутку для глаз.
- Для выполнения следующего задания я предлагаю объединиться в группы по четыре человека для работы по карточкам: найти соответствие между названием тропа и примером (в задании даны те виды тропов, которые ещё не были использованы на уроке: литота, гипербола, ирония, оксюморон).
Карточка №1.
1.Хорошо живётся общительному человеку: полмира у него в товарищах | 1. Ирония |
2. Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив? | 2. Литота |
3. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов) | 3. Гипербола |
4. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка (А. Грибоедов) | 4. Оксюморон |
Карточка №2.
1. В сто сорок солнц закат пылал… (В. Маяковский) | 1. Ирония |
2. В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах, а сам с ноготок! (Н.Некрасов) | 2. Литота |
3. Люблю я пышное природы увяданье (А.Пушкин) | 3. Гипербола |
4. Муж- мальчик, муж- слуга, из жёниных пажей, высокий идеал московских всех мужей (А.Грибоедов) | 4. Оксюморон |
( Слайд№14). Какие были затруднения? Оцените себя.
- Последнее практическое задание – тест, который позволит вспомнить всё, о чём мы говорили сегодня на уроке (Слайд №15. Проверка по слайду №16).
-Ребята, сегодня на уроке мы поработали со многими тропами. Обычно в справочниках они даются в алфавитном или произвольном порядке. Как вы думаете, в какие тематические группы их можно объединить? Почему? (Легче запомнить; во фрагменте рецензии, как правило, не повторяются слова одной тематической группы)
Литота Метонимия Метафора
? ? ?
IV. Домашнее задание: Работа с фрагментом рецензии к заданию В8 по книге Н.А.Сениной.
V. Самооценка.
– Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену?
-Средств выразительности достаточно много, нелегко развить умение видеть совокупность всех тропов и фигур речи, которые используются в текстах, квалифицировать их, определять их роль. Сегодня мы повторили только часть материала, но впереди ещё достаточно времени для подготовки к экзамену. Спасибо за сотрудничество!
Использованная литература
1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд./ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 13-е издание. – М.: Просвещение, 2011. – 287 с.
2. Нарушевич А.Г. Материалы курса «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 76 с.
3. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2008. – 489 с.
4. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/ Е.С. Симакова. – М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2008. – 94 с.
5. Русский язык в школе. Научно-методический журнал. 2008, №10,стр.98
Приложение №1
Лист самоконтроля ученика ________________________________
по теме «Тропы речи»
Гипербола | |
Ирония | |
Литота | |
Метафора | |
Олицетворение | |
Метонимия | |
Перифраз | |
Синекдоха | |
Сравнение | |
Эпитет | |
Антономазия | |
Оксюморон | |
Приложение №2
Тропы речи |
Метонимия | 1 | Художественное преувеличение | А |
Синекдоха | 2 | Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому | Б |
Оксюморон | 3 | Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого | В |
Гипербола | 4 | Перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности (т.е. какой- то близости) | Г |
Ирония (греч. буквально: притворство) | 5 | Разновидность метонимии, в которой 1) вместо множественного числа употребляется единственное; 2) вместо целого называется его часть и наоборот | Д |
Литота.. Литоту называют обратной гиперболой. | 6 | Соединение противоречащих, противоположных и даже взаимоисключающих понятий | Е |
7