Конспект урока по трудовому обучению в 3б классе.
Тема урока: Рациональная организация рабочего места. Человек и природа.
Цель: познакомить детей с рациональной организацией рабочего места, с правилами техники безопасности при работе с инструментами, природным материалом; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать правила техники безопасности при работе с инструментами, природным материалом; уметь рационально организовывать рабочее место.
Личностные: проявлять эстетический вкус при создании поделки, бережно относиться к природе.
Системно-деятельностные: применять внимание и наблюдательность.
Материалы и инструменты: фартук, нарукавники, рабочая доска, ножницы, иглы, бумага, карандаши, клей.
Межпредметные связи: Познание мира.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на занятии мы поговорим о поведении во время урока трудового обучения.
О соблюдении порядка на рабочем месте. О соблюдении правил по технике безопасности.
Подготовка к восприятию нового материала. Учитель предлагает детям вспомнить правила поведения в школе.
4. Работа над новым материалом.
При выполнении различных заданий на уроках трудового обучения ученики должны научиться рациональной организации рабочего места, соблюдению правил безопасности труда.
Во время работы следует надеть фартук и нарукавники.
Перед началом работы на парту нужно постелить бумагу или положить специальный планшет.
На парте должны быть только те инструменты, которые необходимы для данного урока.
Инструменты должны быть чистыми и исправными.
На рабочем месте необходимо постоянно поддерживать порядок.
После окончания работы инструменты и материалы нужно сложить в коробки.
Тренировочные упражнения
Учитель предлагает разложить все инструменты на парте.
Все инструменты на парте разложены по порядку, постелена клеенка. Девочка и мальчик одели фартуки нарукавники.
Учитель знакомит с правилами техники безопасности, правильной организацией рабочего процесса.
Правила техники безопасности.
При пользовании инструментами обязательно надо соблюдать правила безопасности и личной гигиены. При получении царапин или порезов нужно сообщить учителю.
Еще раз вспомним правила пользования основными инструментами.
Ножницы - инструмент для разрезания.
А сколько им лет? Сто? Двести? Две тысячи?
Первого прапрадеда современных ножниц нашли в руинах Древнего Египта. Сделаны они были не из двух скрещенных лезвий, как сейчас, а из цельного куска металла. Потом про ножницы забыли и не пользовались ими. Поэтому заново изобрел ножницы Леонардо да Винчи.
Правила работы с ножницами!
Передавай ножницы товарищу кольцами вперед, держа их за сомкнутые концы.
Не оставляй открытые ножницы.
Не используй ножницы на ходу.
При работе внимательно следи за направлением разреза и за пальцами левой руки, поддерживающими разрезаемый материал.
Игла (Иголка) - длинный тонкий остроконечный инструмент из твердого вещества (ранее из кости) чаще всего известное человеку по швейным иглам с игольным ушком для нити с одной стороны.
Эта маленькая и нужная вещица появилась почти случайно 20000 лет до н.э. Самые первые иголки с ушком, сделанные из камней, костей или рогов животных, были найдены на территориях современной Западной Европы и Средней Азии около 17 тысяч лет назад. Они стали наследниками того, что сейчас обозначили бы как шило.
Древний человек вдруг понял, что нить можно не только продевать в образованное шилом отверстие, но и вдергивать. Особенно это было важно для вышивания. Именно благодаря этому в Древнем Египте иглы с ушком получили широкое распространение. Они даже стали чем-то вроде разменной монеты, так как бронзовые иглы сделать было крайне сложно, а лучшие иглы в тот момент делали именно из этого сплава. Т.е. игла стала и бабушкой будущих металлических монет.
Считается, что первая стальная иголка была сделана в Китае. За свою историю игла не претерпела значительных изменений и сейчас используется в первозданном виде. Изменились только ее размеры и материалы, из которых она сделана.
Массовое производство иголок началось Англии.
Правила работы с иглой!
Храни иглы и булавки в игольнице.
Не бери иглу в рот.
Не втыкай иглу в одежду.
В начале и в конце работы обязательно пересчитай иглы.
Правильная организация работы.
Прежде, чем приступить к работе, следует обдумать план действий.
Подготовь все необходимое для изготовления изделия.
Карандашом сделай разметку деталей, затем ножницами вырежи их по разметке. Эти детали называются выкройкой.
Из готовых частей собери изделие.
Закрепление знаний и способов действий.
Работа в группе.
Мы живем в огромном и прекрасном мире. Нас окружает множество предметов. Одни из них созданы руками человека. Это здания, дороги, мосты, одежда, мебель, транспорт, компьютеры и т.д. Но вокруг нас есть множество предметов, созданных природой: земля, вода, растения, животные, солнце и небо. Человек - часть природы. Все необходимое для жизни человеку дает природа.
Дети задают друг другу вопросы. Слушают ответы.
Учитель предлагает учащимся распределить предметы по группам, созданные природой и предметы, сделанные руками человека (карточки с изображением: птицы, самолета, рыбы, подводной лодки, стрекозы, вертолета, подсолнечника, шишки, узора и т.д.)
5.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Назови инструменты, используемые на уроках труда.
Как надо располагать материалы и инструмемнты при работе с тканью?
А при работе с бумагой?
Какие правила нужно соблюдать при работе с природными материалами?