Урок окружающего мира в 4 классе:
«Наши подземные богатства»
Урок окружающего мира в 4 В классе.
Дата: 30.11.18
Программа: «Школа России»
Тема урока: «Наши подземные богатства»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить с разнообразием подземных богатств Хакасии.
Задачи: сформировать понятия «подземные богатства»; давать характеристику подземным богатствам; учить работать с физической картой нашего края.
Планируемый результаты:
Предметные УУД: научить понимать, что такое подземные богатства, учить использовать приобретенные знания.
Личностные УУД: учиться выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные УУД: Формировать умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе
формировать понятия «полезные ископаемые»;
давать характеристику полезным ископаемым;
учить работать с физической картой нашего края.
формировать понятия «полезные ископаемые»;
давать характеристику полезным ископаемым;
учить работать с физической картой нашего края.
формировать понятия «полезные ископаемые»;
давать характеристику полезным ископаемым;
учить работать с физической картой нашего края.
Познавательные УУД: Учиться ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от
уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД: Формировать умения слушать и понимать других; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
Личностные УУД: Учиться выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Регулятивные УУД: Формировать умения планировать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия;
высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: Учиться ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные УУД: Формировать умения планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Основные понятия: подземные богатства, полезные ископаемые.
Оборудование и ресурсы: м/м презентация, раздаточный материал.
Оформление доски: не предусмотрено.
Структура урока:
Орг. момент – 1 мин.
Актуализация знаний – 5 мин.
Постановка цели и задач – 7 мин.
Первичное усвоение новых знаний – 10 мин.
Проверка первичного понимания – 5 мин.
Первичное закрепление – 10 мин.
Итог урока – 1 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | Здравствуйте ребята! Я Елена Денисовна. Проверьте свою готовность к уроку, всё лишнее с парт уберите. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний | - О каких природных богатствах вы говорили на прошлом уроке? (О водных богатствах) -Что мы называем водоемами? (Водоемы - это хранилища воды, которые нужны всему живому.) - Какие водоёмы знаете? (Естественные и искусственные) - Назовите только естественные водоёмы. (река, озеро, море, океан) - Назовите только искусственные водоёмы. (водохранилище, пруд, канал) -Чем они отличаются друг от друга? - Какие водоёмы г. Абакана вы знаете?(река Енисей, река Абакан и т.д) | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают прошлую тему урока. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах нашего края. А под землёй есть тоже богатства. - Мы отправимся с вами в подземное путешествие. Послушайте сказку: «Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным. -Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь. - А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак. - А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись. - А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать». - Какие природные богатства спорили в этой сказке? ( Полезные ископаемые) - Почему полезные ископаемые так называются? (Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые эффективно используются в жизнедеятельности людей.) | Слушают сказку, отвечают на вопросы. |
Первичное усвоение новых знаний | - Ребята, знаете ли вы где вы живёте? (г. Абакан) - А кто может сказать точнее? Республика? Край?( Рх, сибирский край). - Молодцы! Хакасия - солнечный сибирский край. Её недра богаты полезными ископаемыми - Подземные богатства Хакассии это её полезные ископаемые. - Почему полезные ископаемые называются полезными?(Они очень нужны человеку. Они ему полезны) - Где они находятся? (Их берут из глубин земли или с ее поверхности, выкапывают специальными машинами). Полезных ископаемых много. В природе они находятся в разном состоянии. - Кто может сказать в каких состояниях могут находится природные ископаемые? (жидком, твердом и газообразном). - Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них, сейчас я раздам вам небольшие доклады. Вы читаете течение 5 минут и по очереди выходите к доске и рассказываете. В помощь вам я даю план. План Название природного ископаемого. Месторождение. Применение. Интересные факты, свойства. | Работать будем в группах (деление класса на 5 групп). - И ещё таблицы лежит на парте у каждого, после вашего выступление мы вместе будем заполнять таблицу. Наз вание | Место рождение | Исполь зование | Свой ства, факты | 1.Гранит | | | | 2. Мрамор | | | | 3. Глина | | | | 4.Известняк | | | | 5.Железная руда | | | | 6.Каменный уголь | | | | группа «Каменный уголь» Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Добыча ведется как открытым способом так и закрытым в угольных разрезах. Для добычи угля с больших глубин используются шахты - закрытый способ. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров. В Хакасии большая добыча угля ведется в городе Черногорске. Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. - Теперь заполним таблицу. 2 группа «Железная руда» Железные руды представляют собой особые минеральные образования, в состав которых входит железо и его соединения. Крупнейшие месторождения железной руды найдены в Украине, а крупнейшие запасы чистого железа расположены на территории России и Бразилии. В Хакасии железную руду добывают в поселке Вершина Теи и городе Абазе. «Золотая» руда (правильно говорить золотоносная)т.е золото. Обычные камни. Содержание золота в них невелико грамма в тонне. Желтый металл весьма дорогой, непростым и трудоемким способом добывают его. Для этого руду отвозят на золотоизвлекательную фабрику. Добыча ведется п. Коммунар, Ширинский район. - Теперь заполним таблицу. 3 группа «Гранит. Мрамор» Гранит и мрамор являются самые плотные, твердые и прочные породы. Используются в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. В интерьере мрамор и гранит применяются также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. В нашей республике добывают в городе Саяногорске. - Теперь заполним таблицу. | Отвечают на вопросы. Выступают по группам у доски, после заполняют таблицу каждый самостоятельно. |
Физминутка | Видеофрагмент. | Повторяют движения за учителем |
| 4 группа «Известняк» Осадочная горная порода органического, происхождения. Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Известняк широко применялся в качестве строительного материала, используют также для создания скульптур. Найдены залежи известняка около станции Хабзас.(Аскизский район) - Теперь заполним таблицу. 5 группа «Глина» В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения имеет различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий. Производство цемента Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств В косметике глина является основой масок, некоторых мазей. Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят). Месторождение «10 – Хутор» Усть – Абаканский район. - Теперь заполним таблицу. | Продолжают выступать у доски. |
Первичная проверка понимания | - Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию . 1. Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит) 2. Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина) 3. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (Мел) 4. Она варились долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи… (Руда) 5.Он несет в дома тепло,от него кругом тепло (Уголь) 6. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (Известняк) 7. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) | Отгадывают загадки. |
Первичное закрепление | - А теперь посмотри видео о полезных ископаемых. | Смотрят видеофрагмент. |
Итог урока | - О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили? (о подземных богатствах). - Как сказать по-другому? (полезные ископаемые) - Почему они называются ископаемые? (добываются из-под земли) - Почему их называют полезными? (служат человеку) - Выполнили ли цель нашего занятия? | Отвечают на вопросы учителя. |
Рефлексия | На столах лежат квадратики, нарисуйте весёлый смайл если урок вам понравился и вы узнали много чего интересно, грустный смайл – если урок прошёл для вас зря и вызвал у вас затруднения. Оцениваю деятельность детей. - Спасибо за урок, до свидания. | Оценивают себя и свою деятельность. |
Подпись учителя:
Подпись методиста: