СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Полезные ископаемые"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Полезные ископаемые"»














Урок окружающего мира в 4 классе:

«Наши подземные богатства»





















Урок окружающего мира в 4 В классе.

Дата: 30.11.18

Программа: «Школа России»

Тема урока: «Наши подземные богатства»

Тип урока:  открытие новых знаний.

Цель: познакомить с разнообразием подземных богатств Хакасии.

Задачи: сформировать понятия «подземные богатства»; давать характеристику подземным богатствам; учить работать с физической картой нашего края.

Планируемый результаты: 

Предметные УУД: научить понимать, что такое подземные богатства, учить использовать приобретенные знания.

Личностные УУД: учиться выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные УУД: Формировать умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе

формировать понятия «полезные ископаемые»;

давать характеристику полезным ископаемым;

учить работать с физической картой нашего края.

формировать понятия «полезные ископаемые»;

давать характеристику полезным ископаемым;

учить работать с физической картой нашего края.

формировать понятия «полезные ископаемые»;

давать характеристику полезным ископаемым;

учить работать с физической картой нашего края.

Познавательные УУД: Учиться ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от

уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД: Формировать умения слушать и понимать других; строить речевое

высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.

Личностные УУД: Учиться выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с

определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

Регулятивные УУД: Формировать умения планировать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия;

высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД: Учиться ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные УУД: Формировать умения планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Основные понятия: подземные богатства, полезные ископаемые.

Оборудование и ресурсы: м/м презентация, раздаточный материал.

Оформление доски: не предусмотрено.

Структура урока:

  1. Орг. момент – 1 мин.

  2. Актуализация знаний – 5 мин.

  3. Постановка цели и задач – 7 мин.

  4. Первичное усвоение новых знаний – 10 мин.

  5. Проверка первичного понимания – 5 мин.

  6. Первичное закрепление – 10 мин.

  7. Итог урока – 1 мин.

  8. Рефлексия – 1 мин.






Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент

Здравствуйте ребята! Я Елена Денисовна. Проверьте свою готовность к уроку, всё лишнее с парт уберите.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

  1. Актуализация знаний

- О каких природных богатствах вы говорили на прошлом уроке? (О водных богатствах)

-Что мы называем водоемами? (Водоемы - это хранилища воды, которые нужны всему

живому.)

- Какие водоёмы знаете? (Естественные и искусственные)

- Назовите только естественные водоёмы. (река, озеро, море, океан)

- Назовите только искусственные водоёмы. (водохранилище, пруд, канал)

-Чем они отличаются друг от друга?

- Какие водоёмы г. Абакана вы знаете?(река Енисей, река Абакан и т.д)

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают прошлую тему урока.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах нашего края.

А под землёй есть тоже богатства. - Мы отправимся с вами в подземное путешествие.

Послушайте сказку:

«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным. -Я - соль Земли,- говорит соль, - без меня каши не сваришь. - А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак. - А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись. - А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать». - Какие природные богатства спорили в этой сказке? ( Полезные ископаемые)

- Почему полезные ископаемые так называются?

(Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые эффективно используются в жизнедеятельности людей.)

Слушают сказку, отвечают на вопросы.

  1. Первичное усвоение новых знаний

- Ребята, знаете ли вы где вы живёте? (г. Абакан)

- А кто может сказать точнее? Республика? Край?( Рх, сибирский край).

- Молодцы!

Хакасия - солнечный сибирский край. Её недра богаты полезными ископаемыми

- Подземные богатства Хакассии это её полезные ископаемые.

- Почему полезные ископаемые называются полезными?(Они очень нужны человеку. Они ему полезны)

- Где они находятся? (Их берут из глубин земли или с ее поверхности, выкапывают специальными машинами).

Полезных ископаемых много. В природе они находятся в разном состоянии.

- Кто может сказать в каких состояниях могут находится природные ископаемые? (жидком, твердом и газообразном).

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них, сейчас я раздам вам небольшие доклады. Вы читаете течение 5 минут и по очереди выходите к доске и рассказываете. В помощь вам я даю план.

План

  1. Название природного ископаемого.

  2. Месторождение.

  3. Применение.

  4. Интересные факты, свойства.

Работать будем в группах (деление класса на 5 групп).

- И ещё таблицы лежит на парте у каждого, после вашего выступление мы вместе будем заполнять таблицу.

Наз

вание

Место

рождение


Исполь

зование

Свой

ства,

факты

1.Гранит




2. Мрамор




3. Глина




4.Известняк




5.Железная руда




6.Каменный уголь





  1. группа «Каменный уголь»

Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Добыча ведется как открытым способом так и закрытым в угольных разрезах. Для добычи угля с больших глубин используются шахты - закрытый способ. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров. В Хакасии большая добыча угля ведется в городе Черногорске.

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности.

- Теперь заполним таблицу.


2 группа «Железная руда»

Железные руды представляют собой особые минеральные образования, в состав которых входит железо и его соединения. Крупнейшие месторождения железной руды найдены в Украине, а крупнейшие запасы чистого железа расположены на территории России и Бразилии. В Хакасии железную руду добывают в поселке Вершина Теи и городе Абазе.

«Золотая» руда (правильно говорить золотоносная)т.е золото. Обычные камни. Содержание золота в них невелико грамма в тонне. Желтый металл весьма дорогой, непростым и трудоемким способом добывают его. Для этого руду отвозят на золотоизвлекательную фабрику. Добыча ведется п. Коммунар, Ширинский район.

- Теперь заполним таблицу.

3 группа «Гранит. Мрамор»

Гранит и мрамор являются самые плотные, твердые и прочные породы. Используются в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. В интерьере мрамор и гранит применяются также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн. В нашей республике добывают в городе Саяногорске.

- Теперь заполним таблицу.

Отвечают на вопросы.
















Выступают по группам у доски, после заполняют таблицу каждый самостоятельно.

Физминутка

Видеофрагмент.

Повторяют движения за учителем


4 группа «Известняк»

Осадочная горная порода органического, происхождения. Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника.

Известняк широко применялся в качестве строительного материала, используют также для создания скульптур. Найдены залежи известняка около станции Хабзас.(Аскизский район)

- Теперь заполним таблицу.

5 группа «Глина»

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения имеет различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.

Производство цемента

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств

В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.

Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата

Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).

Месторождение «10 – Хутор» Усть – Абаканский район.

- Теперь заполним таблицу.

Продолжают выступать у доски.
















  1. Первичная проверка понимания

- Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию .

1. Он очень прочен и упруг, 
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

2. Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу – 
Она понадобится сразу. (Глина)

3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

4. Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)

5.Он несет в дома тепло,от него кругом тепло (Уголь)

6. Покрывают им дороги,
Улицы в селении, 
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

7. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадывают загадки.

  1. Первичное закрепление

- А теперь посмотри видео о полезных ископаемых.

Смотрят видеофрагмент.

  1. Итог урока

- О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили? (о подземных богатствах).

- Как сказать по-другому? (полезные ископаемые)

- Почему они называются ископаемые? (добываются из-под земли)

- Почему их называют полезными? (служат человеку)

- Выполнили ли цель нашего занятия?

Отвечают на вопросы учителя.

  1. Рефлексия

На столах лежат квадратики, нарисуйте весёлый смайл если урок вам понравился и вы узнали много чего интересно, грустный смайл – если урок прошёл для вас зря и вызвал у вас затруднения.

Оцениваю деятельность детей.

- Спасибо за урок, до свидания.

Оценивают себя и свою деятельность.


Подпись учителя:


Подпись методиста: