СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Православное учение о человеке

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Православное учение о человеке»

Православное учение о человеке.

Урок № 9.

Подготовила учитель ОПК МБОУ СОШ № 37 п. Тюменский Калинина М. В.

Цель: раскрытие понятий душа, болезни души, образ Божий в человеке.

Задачи:

- получение новых знаний о человеке с точки зрения православной антропологии, о значении души и тела в жизни человека;

- развитие аналитического мышления, навыков коллективной работы, коммуникативных способностей, умения размышлять, формулировать и высказывать свои мысли и суждения,

- воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие.

Образовательные технологии: личностно-ориентированные, ИКТ, здоровьесберегающие, безотметочные.

Видеоряд:

- Икона преподобного Герасима Иорданского, приручающего льва.

- В. Васнецов «Иван Грозный».

- А. Дейнека «Автопортрет».

- Изображение иконописца Григория Журавлева.

- Презентация.

- Мультфильм из серии Minuscule «Две гусеницы».

Звуковое сопровождение: Песня «Калека» в исполнении Светланы Копыловой.

Литература:

1. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.

2. Агния Барто. Весне наперекор. Изд. «Правда», Москва 1962 г.

3. Н. Заболоцкий. Стихотворения, Москва, 2002 г.

4. Чудесная дружба. Рассказы о необыкновенной дружбе святых людей и диких зверей. Изд. «Отчий дом», Москва, 1999 г.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

План урока:

1. Бог и человек. Беседа о взаимоотношениях Бога и человека.

2. Тело и душа. Раскрытие понятия «душа».

- отличие души и тела (словарная работа, заполнение кластера)

- просмотр мультфильма, беседа о росте души и тела.

- командная игра «Докажи свое мнение».

- аналитическая работа с иллюстрациями.

3. Происхождение и значение души. Раскрытие понятия о душе как образе Божием в человеке.

- беседа о теле человека как о храме для души.

- отличия человека от животного (заполнение кластера).

- рассказ о происхождении души (работа с врезкой из Библии в учебнике).

4. Что нужно душе? Разговор о том, как жить человеку, чтобы сохранить душу в чистоте.

- раскрытие понятия «болезни души»

- игра «Доктор и больной» (разыгрывание ситуаций, поиск правильного решения)

- инсценировка стихотворения А. Барто «Три очка за старичка»

- работа с учебником, заполнение кластера.

- прослушивание песни С. Копыловой «Калека» (беседа о ценности души человека)

- словарная работа, заполнение кластера.

- душа как вечный двигатель (заполнение кластера после прочтения стих. Н.Заболоцкого).

5. Подведение итога. Работа с кластером.

6. Региональный компонент. Рассказ о человеке с большой душой, живущем рядом с нами.

7. Домашнее задание.




ХОД УРОКА


  1. Бог и человек.

Учитель: Ребята, скажите, внутри вас когда-нибудь звучали такие вопросы: Откуда я появился? А где я был раньше? Почему я – это я? Все люди умирают, неужели и я когда-нибудь умру? (ответы детей)

- А вы спрашивали об этом родителей или знакомых? Получили ли вы ответ на свой вопрос? (обычно дети говорят, что ответа они не знают)

- Не расстраивайтесь, многие, даже очень умные и знаменитые люди не знали ответа на такие вопросы. Потому что ответить на него может только религиозный человек.

Слайд 1. Давайте с вами вспомним, что такое религия? (Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что рядом с ним есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… учебник, параграф 2, стр.7).

- Православие говорит нам, что религиозный человек верит в Бога. А как вы понимаете слова: «Человек верит в Бога?», в чем заключается его вера?

Слайд 2. Ответы детей: у Бога можно попросить помощи или защиты.

- В православии человек тесно связан с Богом, и если человек верит в Бога, то во что верит Бог? Давайте откроем учебник на стр. 32 и прочтем тему нашего урока, а затем первый абзац.

Слайд 3. Из учебника мы узнаём, что Бог верит в человека и не только верит, но и доверяет ему, дает свободу. Как вы думаете, почему. Бог – это Творец человека, его Отец. А зачем, по-вашему дети нужны родителям? (ответы детей, чтобы любить их)

- Правильно, всякое разумное существо испытывает потребность подарить кому-то свою любовь и заботу. А если любовь взаимная, то любящие обогащаются многократно. Тот, кто любит, обычно доверяет тому, кого любит.

Слайд 4. Давайте с вами разберем слово «доверие», из каких частей оно состоит? (ответы детей: корень «вер», приставка «до»). Бог, как любящий Отец надеется, что человек будет добрым, станет совершать хорошие поступки и помогать другим.

Слайд 5. Ребята, а когда мы долго смотрим ночью на звездное небо, что можно почувствовать? (ответы детей: немного страшно, мир такой большой, а я такой маленький; а вдруг какой-нибудь метеорит оторвется и раздавит Землю)

- Да, это так. Но тот, кто верит в защиту Бога, не боится внезапных бедствий. Хотя и такой человек может растеряться. Ведь Бога мы не видим, как понять Его? Как узнать, как нам надо жить, какое у нас предназначение? Если мы в темноте, как найти путь? (ответы детей: нужен огонек, фонарик). Правильно и такой фонарик Бог вложил вовнутрь человека, это его душа. В нашем учебнике говорится, что для того, чтобы понять Бога, нужно всмотреться в мир своей души.

- А у вас есть душа? Где она находится? (дети показывают). Откуда вы знаете? (обычно дети не могут ответить на этот вопрос, поэтому можно обсудить словосочетание «болит душа».

  1. Тело и душа.

Учитель: Итак, мы с вами поняли, что у человека есть видимое тело и невидимая душа.

Слайд 6. – Давайте теперь посмотрим, чем они похожи, а в чем различны. Первое задание в наших тетрадях: стрелочками показать свойства души и тела (работа в кластерах дублируется на слайде).

- Все свойства мы пометили правильно, а вот болеть может не только тело, но и душа, мы только что об этом говорили. Как вы думаете, тело и душа болят одинаково? (ответы детей: нет).

- Значит, тело и душа могут иметь разные и сходные свойства. А если мы говорим, что человек растет, это относится к телу или к душе? (ответы детей: и к телу, и к душе).

Слайд 7. Сейчас мы посмотрим маленький мультфильм о двух гусеницах, которые стали бабочками, а потом обсудим его.

(После просмотра мультфильма дети должны сделать вывод о том, что душа и тело могут расти неодинаково. Бывают люди сильные, красивые, здоровые, но с маленькой и небогатой душой и наоборот.

Слайд 8. Вместо мультфильма можно предложить детям командную игру «Докажи свое мнение». Первая команда считает, что тело и душа зависят друг от друга. Вторая команда считает, что не зависят. Задание: команды должны убедить друг друга в своей правоте, привести убедительные примеры. Вывод: «душа отлична от тела», она не зависит от состояния тела – телу может быть больно, а душе радостно и наоборот; тело человека может быть красивым, а душа – нет и наоборот. Иногда тело может рассказать о душе.

Учитель: Давайте обратимся к учебнику (рассматриваются изображения на стр. 33 и 34, делаем вывод о том, как тело может рассказать о душе).

- А вот на стр. 32 мы видим икону святого Герасима Иорданского, которому лижет руки как котенок огромный страшный лев. Прочтите слова под рисунком (дети читают: даже животные чувствуют добрую душу).

- Сейчас я раздам вам небольшие рассказы из книги «Чудесная дружба» Прочитайте их дома с родителями и нарисуйте по желанию иллюстрации.

Слайд 9. Ребята, посмотрите на этих людей. Вы видите, как несовершенно их тело, почему же они радуются? (ответ находим в учебнике: душа может радоваться, даже если телу больно).

Слайд 10. Вот еще изображение (обсуждение: разные дети сидят спокойно в одинаковой позе, не просят ни пить, ни есть, почему? Они это делают для тела или для души?)

- Какая фраза из учебника может сюда подойти? (душа радуется, если открывает для себя новый мир).

Слайд 11. А когда душа болит? (ответы детей: когда поссорился с другом, нагрубил маме и т.д., то есть, когда мучает совесть).

- Ребята, скажите, почему человек, которому стыдно прячет лицо, закрывает глаза руками? (Глаза – зеркало души).

3. Происхождение и значение души.

Слайд 12. А от какого слова произошло слово «душа»? (ответы детей – «дышать»). Правильно, дыхания, как и душу не видно, но без него нет жизни. Один ученый подсчитал, что если тело человека разложить на химические элементы, то все они будут стоить 6 миллионов долларов. А вот чтобы собрать из этих элементов человека не хватит всех сокровищ мира (беседа о том, что важнее: тело или душа).

Слайд 13. Итак, человек состоит из тела и души и они должны научиться жить вместе.

- Как же тело и душа взаимодействуют друг с другом? Посмотрите, что написано в вашей тетради под понятиями «душа» и «тело»?

Слайд 14. Тело – это храм для души, а душа – образ Божий в человеке.

(Здесь еще раз можно акцентировать внимание детей на том, что душа важнее тела, но и тело, как и храм нельзя осквернять ненужными надписями снаружи и несоответствующими вещами изнутри: пирсинг, татуировки, вредные привычки).

Слайд 15. Ребята, такая душа есть только у человека. Животные, даже самые умные, не имеют свойств, данных человеку.

- Перед вами рисунок человека и животного. Где живут зайчики? Где они выращивают своих зайчат? (ответы детей). А может ли зайчик выращивать зайчат в дупле дерева или в гнезде? Почему животные могут не все? (ответы детей: ими управляет инстинкт). Правильно.

- В отличие от животных человек имеет свободу, способность к творчеству, высокую мысль и различение добра и зла. Ведь если птенец кукушки вытолкнет из гнезда птенца пеночки, а паук съест муху, никто не вздумает наказывать их – это процесс выживания в природе. А вот если вы станете обижать, толкать, калечить друг друга, вас за это могут наказать. (Заполнение тетради)

Слайд 16. Откуда у человека такая душа и такие способности? Откроем учебник на стр. 33 и прочитаем (дети находят и читают):

«…человек так непохож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом.

Бог Сам свободен и людям подарил свободу…и т.д.»

- А самое главное – Бог вечен и подарил душе человека бессмертие.

Слайд 17. Откуда православные христиане знают о том, что Бог подарил человеку свой образ? (ответы детей: из Библии).

- Давайте с вами сейчас прочитаем отрывок из Библии о том, как Бог сотворил человека, и попробуем найти те слова, которые говорят о душе. (Работа с врезкой на стр. 34).

Слайд 18. Вы, наверное слышали такое выражение «внутренний мир человека», что это такое, по-вашему? (ответы детей: мысли, чувства, ум, мечты, все, что нельзя увидеть, но можно ощутить). Вот этот внутренний мир и есть образ Бога в человеке.

4. Что нужно душе?

Слайд 19. Мы с вами поняли, что душа важнее тела. Значит, чтобы душа была в порядке, нужно оберегать ее от всего дурного и неполезного, как и тело.

Слайд 20. Оказывается, что как тело может питаться некачественной пищей и заболеть, так и душа, впуская в себя нечистые чувства и желания, может стать нездоровой. В старину считалось, что за правым плечом у человека стоит Ангел, а за левым – бес. И каждый из них нашептывает человеку свои советы.

- Посмотрите, как вы думаете, кого послушались эти дети, что стали выглядеть так некрасиво? (ответы детей: злого советчика – беса).

- А почему Ангел отошел в сторону, неужели добро слабее зла? (ответы детей). Добро не действует обманом и коварством как зло. Ноу человека есть свобода выбора и добро может войти в душу только после того, как человек потрудится и выгонит из нее зло.

Слайд 21. В результате того, что в душе поселяется зло, у души появляются болезни, которые не так легко вылечить.

- Давайте сейчас поиграем в игру «Доктор и больной» (проигрывается ситуация 1 из учебника, в результате беседы дети должны найти способ вылечить душу, если у человека пропал велосипед, ответ проверяем по учебнику).

- А теперь попробуем рассмотреть вторую ситуацию. Будет ли этот поступок добрым делом? (дети размышляют). Что мы можем посоветовать, чтобы вылечить душу от этой болезни?

Слайд 22. Давайте посмотрим интересную сценку о добрых делах, которую поставили ребята. Она называется «Три очка за старичка», автор Агния Барто.


Стоит Лариса у доски, Вниманье и заботы.

Девчонка в пышной юбке,

И переводит на очки А две подружки в стороне

Хорошие поступки. Ворчат, надувши губки:

Вся в цифрах классная доска: - И трех очков не дали мне

- За помощь маме – два очка, За добрые поступки!

За помощь брату-малышу - И я не этого ждала,

Очко Никитину пишу, Когда купала братца.

А Горчакову три очка – Тогда за добрые дела

Водил он в гости старичка. Совсем не стоит браться!

- За это мало трех очков! –

Кричит Андрюша Горчаков. Стоит Лариса у доски,

И вскакивает с лавки. – Девчонка в пышной юбке,

Три очка за старичка?! И переводит на очки

Я требую прибавки! Хорошие поступки.

Я с ним провел почти полдня, Ох, даже слушать тяжело,

Он полюбить успел меня. Не верится, ребята,

Что за сердечное тепло

Стоит Лариса у доски, Нужна кому-то плата.

Любовь кладет на счеты А если плата вам нужна,

И переводит на очки Тогда поступку грош цена!


- О чем хотела сказать нам Агния Барто? (ответы детей)

Слайд 23. А вот как сказала о добрых делах в своём стихотворении монахиня московского Новодевичьего монастыря: (читаем и разбираем стихотворение из учебника, стр. 34)

- Действительно, добро возвращается добром и если ты дал руку кому-то в хороводе, то эта поддержка вернется к тебе. И чем больше нас в кругу, тем больше мы сможем помочь друг другу.


Слайд 24.

- Итак, мы поняли, что душа, как и тело, имеет свои болезни. Теперь мы знаем, как их можно вылечить. (работа с кластером: если болит душа или тело)

Слайд 25. Как и у тела, у души есть разные болезни, а разные болезни лечатся различными лекарствами, например, жадность – щедростью, как в случае с потерей велосипеда. Давайте попробуем в нашей тетради соединить болезни души с тем, что их лечит (работа с кластером)

Слайд 26.

- Ребята, попробуйте найти в учебнике информацию об одном удивительном свойстве нашей души. Для подсказки: стр. 34 (ответы детей: душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям)

- А что об этом говорит известный персонаж из мультфильма? (поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется).

Слайд 27. Рассказ о художнике-иконописце Григории Журавлеве. (Приложение). Прослушивание песни Светланы Копыловой «Калека».

- Ребята, видите, люди с большой душой не только могут жить полной жизнью сами, но и дарят богатства своей души окружающим.

Слайд 28. (дополнительный) Здесь можно поговорить о том, что человек рождается с чистой душой и нужно хранить эту чистоту.

Слайд 29. Часто в художественных произведениях можно услышать слова «Подумай о душе!» Почему так говорят? (ответы детей: нужно жить так, чтобы уберечь свою душу от всякой нечистоты и духовных болезней. А если душа больна, нужно ее лечить)

- Разберем несколько слов, основой которых является корень «душ».

Малодушие – если человек пропускает в душу зло, в ней остается мало места для добра.

Равнодушие – чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует боль других людей.

Бездушие – человек со злой душой творит зло и его уже не мучает совесть.

Мертвая душа – так говорят о человеке, неспособном ни на что доброе.

- Но на самом деле мы уже знаем, что с точки зрения православия душа бессмертна, именно она является вечным двигателем во Вселенной.

Слайд 30. Сейчас я прочту вам стихотворение русского поэта Николая Заболоцкого.

Не позволяй душе лениться! Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Чтоб в ступе воду не толочь, Освобождая от работ,
Душа обязана трудиться Она последнюю рубашку
И день и ночь, и день и ночь! С тебя без жалости сорвет.

Гони ее от дома к дому, А ты хватай ее за плечи,
Тащи с этапа на этап, Учи и мучай дотемна,
По пустырю, по бурелому Чтоб жить с тобой по-человечьи
Через сугроб, через ухаб! Училась заново она.

Не разрешай ей спать в постели Она рабыня и царица,
При свете утренней звезды, Она работница и дочь,
Держи лентяйку в черном теле Она обязана трудиться
И не снимай с нее узды! И день и ночь, и день и ночь!

- Что говорит поэт в этом стихотворении? (ответы детей: душа должна не стоять на месте, а трудиться). Правильно, если человек работает над своей душой, к концу жизни он может стать похожим на светлого ангела, а если ленивая душа как камень катится под горку, в конце жизни человек уподобляется мрачному демону.

- Давайте с вами впишем слова, пропущенные в первом абзаце стихотворения в нашу тетрадь (заполнение кластера)

Слайд 31. А теперь подведем итог. Что мы узнали сегодня на уроке? (дети отвечают, постепенно открывается слайд.

Слайд 32. Предназначен для введения регионального компонента. В любом городе, поселке, селе есть люди, которые несмотря на недостатки в теле, болезни, инвалидность могут жить полной жизнью и обогащать жизнь окружающих их людей. (Здесь приведен пример американского мальчика Харви Филлипса, который после перенесенного менингита лишился обеих ног, одной ручки и пальчиков на второй. И однако стоит посмотреть на лицо этого ребенка. Его мама говорит, что когда он танцует, он совершенно счастлив.

- Поэтому можно сделать еще один важный вывод: Повредить душе страшнее, чем повредить телу.

Слайд 33. Об этом говорит в своем Евангелии апостол Матфей: Какая польза человеку,

если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?(Мф: 16, 26).

И я желаю вашим душам здоровья и большого роста.


Домашнее задание:

Проанализируйте в тетради один день из своей жизни по табличке:

Мои добрые дела

Добрые дела окружающих

















Журавлёв Григорий Николаевич (1858 - 1916), иконописец.

Родился в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии. От рождения лишен рук и ног. Творил, держа кисть в зубах.

Способность к рисованию у Гриши проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Учеба мальчику давалась легко. Он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах.

Когда мальчик подрос, его послали учиться в Самарскую мужскую гимназию. Помогал ему во всем брат Афанасий. Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки на бумаге карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера покачивали головами и, одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они, не ленясь, стали учить его своему мастерству тонкой иконной живописи, с самого начала, с азов.

Трудно это было поначалу. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца.

В двадцать два года закончил Самарскую гимназию и возвратился в родную Утевку, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образы расходились нарасхват. В народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные. К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Церковь в честь Святой Живоначальной Троицы в с.Утевке Строительство храма напрямую связано с именем Григория Журавлева. Проект церкви вызвал у него какие-то возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него "подмостках". Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы.


Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию. Были у Григория Журавлёва и другие ответственные заказы. В 1892 г. в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя, в котором находилась икона свт. Алексия, митрополита Московского работы Григория Журавлёва.

Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в Санкт-Петербург и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в столице три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.

Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал образа сам. Ученики помогали ему растирать краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с далёких окраин России. В жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.

Один из современных биографов Журавлева, В.Лялин пишет: "Год за годом шёл по реке ледоход, унося в Вечность времена и сроки. И вот, наступил новый двадцатый век, век, в котором человечество познало ужас неслыханных кровавых войн, чудовищных злодеяний самоуничтожения, порожденных наглым и гордым богоборчеством. В 1916 году, когда шла тяжёлая кровопролитная война с Германией, Григорий заскучал, стал часто болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. А через три года так и случилось. И слава Богу, что Григорий этого не видел, потому что уже лежал в могиле. Умер он в конце 1916 года, перед самой революцией. Похоронили его в церковной ограде Утевского Троицкого храма. На могиле поставили простой крест".

После революции расписанный Григорием Журавлевым храм был закрыт. Однако в 90-х гг. он был возвращен Церкви. Начался ремонт. Реставраторы насколько возможно постарались сохранить роспись Григория Журавлева. Восстановлен и крест на могиле иконописца.



Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Жизнь и творчество этого удивительного человека вышли далеко за пределы Самарского края. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в музее Церковноархеологического кабинета бережно хранится икона свт. Льва, папы римского, кисти Григория Журавлёва. Эта работа Григория Журавлева является образцом иконописных школ XIX века. Это типичная классическая традиция реалистической манеры письма.