ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Православное учение о человеке»
-
| Шонина Лариса Владимировна | |
-
| г Саратов | |
-
| Учитель начальных классов | |
-
| Основы православной культуры | |
-
| 4 | |
-
| Урок 9. Православное учение о человеке | |
-
| Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.В.Кураев –М.: Просвещение, 2014 | |
Цель урока: познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.
Задачи:
- личностные: формирование идентичности личности, осознание того, что делает душу богаче
-метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию
познавательные: умение добывать информацию из различных источников, овладение логическими действиями,
коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника, вступать с ними в сотрудничество, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников
-предметные : познакомить с понятиями душа, тело человека, внутренний мир человека, узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; выявить какие качества души составляют внутренний мир человека.
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
Ход урока:
Организационный момент.
Педагог проверяет готовность учащихся к уроку.
Актуализация знаний.
Где-то там, внутри у человека,
Есть Душа. Хорошая душа.
Ей средь шума атомного века
Все трудней становится дышать.
- Что хотел сказать автор этих строк? ( У человека есть душа, о которой необходимо заботиться)
Подведение к теме урока.
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:
- Кто такие христиане? ( Люди, которые приняли учение Христа)
-Какое богатство православные христиане считают самым истинным и вечным? (Это богатства - добро)
-Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог?( Бог верит в человека и даёт ему свободу выбора.)
3.Выявление места и причины затруднения:
- Есть ли у человека тело? (Да)
- А что оно может делать? (Ходит, сидит, бегает)
- Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному миру.
- А что же такое душа? Давайте подберем родственные слова.( духовный, одухотворенный, душевный)
- А вот такие выражения вы слышали? душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится. (Некоторые слышали)
- О чем же мы сегодня будем с вами говорить и размышлять? (о душе)
-Где же находится мир души? (в теле , внутри себя самого)
4.«Открытие» нового знания
- Прочитайте статью учебника на стр 32-33 «Душа»
- Помогите, мне, пожалуйста, выписать на доску названия подарков, которые Бог преподнес людям (свободу, любовь, способность мыслить, способность творить.)
- Эти дары составляют целый мир. Как он называется? (Внутренний мир человека)
-Найдите и прочитайте, что составляет Образ Бога в человеке (разум, свобода, любовь, творчество)
-Давайте познакомимся с материалом учебника на стр 34-35 «Подумай о душе»
- Тело может чувствовать боль, а душа? (Душа болит, можем мы слышать от взрослых)
- Какие причины могут вызвать душевную боль? ( плохой поступок, переживания..)
5. Первичное закрепление
Ответы на вопросы учебника (стр 35)
1 Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать?
Как вы понимаете выражение «внутренний мир человека»? Объясните
Как Библия рассказывает о происхождении души?
Как вы думаете, какие мысли надо отгонять от себя подальше и почему?
Можно ли по внешнему виду человека догадаться о том, что творится в его душе? (Чаще всего можно).
6. Рассмотрите картины на стр 33. Какими способами и приемами художник смог передать душевные переживания этих героев?
6 Самостоятельная работа. Составление кластера
Внутренний мир человека (образ Бога в человеке) |
7 Рефлексия
- Сегодня на уроке мы говорили о человеческой душе.
Где же находится мир души? (Внутри человека)
- Я предлагаю вам составить синквейн на тему «Душа». Работа в парах.
Душа
Щедрая, добрая
Радуется, творит, страдает
Душа обязана трудиться
Думайте о душе!
8.Домашнее задание:
Подумайте, как надо заботиться о своей душе?
4