14. 10
Тема: Простые и сложные предложения.
1. Проверка готовности.
2. Минутка чистописания.
____________________________
____________________________
Прекрасный
Прекрасное лицо может скрывать скверную душу.
- Как вы понимаете слово скверный?
Скверный - вызывающий отвращение.
- Поберите синонимы к слову скверный. (гадкий, мерзкий, омерзительный, отвратный, отвратительный).
- Поберите антонимы к слову скверный. (добрый, прекрасный, святой).
2. Актуализация.
Сегодня утром гремел гром.
Гремел гром, и ярко сверкала молния.
- Подчеркнуть грамматическую основу. Выяснить какая тема урока.
Тема урока простые и сложные предложения.
Простые и сложные предложения.
- Что узнаем / повторим на уроке?
(Что такое простые и сложные предложения, в чём их различия)
- Узнаем как связаны между собой части сложного предложения.
- Кто помнит правила? (ответы)
3. Работа по теме.
Учебник стр. 36 – правило (Вспомните!)
Упр. 50 (1,2,3 предложение).
1. Поздняя (опоздать) осень. Грачи улетели (полёт), лес обнажился, поля опустели. (Н.Некрасов)
- части сложного предложения связаны по смыслу и соединены интонацией.
2. Рак пятится назад, а щука (чу-щу пишется через "у") тянет в воду. (И.Крылов)
- части сложного предложения связаны по смыслу и соединены интонацией и союзом "а"
3. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер, но к вечеру (вечерний) погода (словарное слово) изменилась. (Л.Толстой)
- части сложного предложения связаны по смыслу и соединены интонацией и союзом "но".
4. Осень наступила, высохли (сохнет) цветы, и глядят (глядь) уныло голые кусты. (А.Плещеев)
- части сложного предложения связаны по смыслу и соединены интонацией и союзом "и"
5. Был тёплый дождь (словарное слово), и стрекоза (стрекозка) на ветке обсыхает (М.Рыльский)
- части сложного предложения связаны по смыслу и соединены интонацией и союзом "и".
- Давайте сделаем вывод.
- Как соединятся сложные предложения между собой?
- Связаны по смыслу.
- По интонации без союзов
- По интонации с союзами а, но , и.
- Правильно.
Давайте подкрепим это правилом на стр. 37 – Обратите внимание!
Упр. 51
- 1. Соловей месяц поёт.
+ 2. Осень начинается.
+ 3. В сентябре лето кончается.
* 4. В декабре зима стелет холсты.
- 5. Ворона круглый год каркает.
* 6. Мороз через реки наводит мосты.
Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
В декабре зима стелет холсты, а мороз через реки наводит мосты.
4. Повторение.
- Разберите слова по составу:
Подводник, морская, весёленький, подарок.
5. Словарные слова.
Прекрасный, календарь, багаж, комбайн, комбайнёр, горизонт, хозяин, хозяйство, каникулы, пожалуйста, человек, здравствуй, облако, собака, приветливо, понедельник, подлежащее, праздник.
6. Итог урока.
- Какая тема урока у нас сегодня была?
- Какое предложение мы называем простым?
- Какое предложение мы называем сложным?
- Как связаны между собой части сложного предложения?
- Что еще повторили? (Словарные слова, синонимы, антонимы, разбор слова по составу)