СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему "Как мы используем алфавит?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка "Как мы используем алфавит?"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Как мы используем алфавит?"»

Конспект открытого урока русского языка

Класс: 2а

Тема урока: Как мы используем алфавит?

Цель: создать условия для ознакомления с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей, совершенствовать правописание словарных слов; способствовать обобщению имеющихся знаний.

Планируемые результаты: 

Предметные: учащиеся называют правильно буквы, записывают слова в алфавитном порядке.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: осуществляют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам); устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; осуществляют построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Образовательные ресурсы: Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г Русский язык. 2 класс, 1 часть, печатная тетрадь по русскому языку. 2 класс, часть 1, карточки для самостоятельной работы, презентация, планшет для каждого учащегося.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, у нас на уроке сегодня очень много гостей. Повернитесь, поприветствуйте их.

- Сядьте те, чья фамилия начинается на А.

- А теперь те, чья фамилия на С.

- Садитесь все остальные. Проверьте кулачком правильную посадку. Улыбнитесь соседу по парте и шепотом пожелайте хорошей работы на уроке.

2. Орфографическая минутка.

- Проверим, насколько хорошо вы запомнили изученные словарные слова.

Ответ даёте при помощи планшета.

М…РКОВЬ, В…РОНА, П…ТУХ, М…РОЗ, П...ЛЬТО, ПЛ…ТОК, ЗА…Ц, К…РОВА,

3. Актуализация знаний

Игра «Правда ли »

(на планшете учащиеся ставят отметки «+» или «-» относительно высказывания)

  1. Правда ли, что буква В в алфавите 3-я по счёту?

  2. Правда ли, что заглавной ы не бывает?

  3. Правда ли, что в русском алфавите 35 букв?

  4. Правда ли, звук Ч всегда твёрдый?

  5. Верно ли, что гласных звуков ровно 10?

- Сверимся с ответами. (ребята по-очереди называют знак, остальные соглашаются или нет)

(верная запись + + - - - )


- Перед вами две рамки. Внимательно рассмотрите записи внутри и скажите что общего?

( везде буквы)

- В чём отличие? Как называется такой порядок букв?

(справа буквы располагаются по алфавиту)

Вспомним, что такое алфавит, а для этого вставим пропущенные слова в предложения.


Алфавит – это ______ русского языка, расположенные в определённом __________.

Каждая буква имеет своё ________ и ________ .

Слова для справок: порядке, буквы, место, название.


- Действительно, у каждой буквы в алфавите есть своё место. Откройте учебник на с. 81. Назовём буквы алфавита по именам правильно.

- Печатная тетрадь с. 36. Заполните пропуски недостающими буквами.

3. Самоопределение к деятельности

- А как люди в жизни используют алфавит? В каких ситуациях знание порядка букв может пригодиться?

(предположения детей)

- Какую задачу поставим на урок?

(Выяснить, как и где в жизни люди используют алфавит?)

4. Работа по теме урока.

(На экране фото словарной страницы)

- Где я сделала эту фотографию?

(в словаре)

- Понаблюдаем, как располагаются слова в словаре. (по алфавиту).

- Сколько слов на букву А?

- А на букву В?

- Почему слово ВДРУГ стоит первым, а слово ВЕСЕЛО вторым. Давайте выяснять….

Приглядимся к словам. Сначала на первую букву…., потом на вторую…. Почему то слово, где Д вторая, стоит сначала, а где Е вторая потом?

(потому что Д в алфавите идет раньше)

- Какой вывод можно сделать?

(Если первая буква одинаковая, смотрим на вторую)

- Хорошо. А почему же тогда ВЕТЕР стоит после слова ВЕСЕЛО?

(С идет в алфавите раньше Т)

- Какой вывод сделаем?

(Если вторая буква одинаковая, смотрим на третью)

- А если третья одинаковая?..


- Приготовьте к работе тетрадь. Давайте и мы попробуем для словаря правильно расположить слова. Запись выполняем в столбик.

РАБОТА

ДОРОГА

ЯЗЫК

ГОРОД


КАРТИНА

КАПУСТА

КАРАНДАШ

КЛАСС



- Так где же люди используют алфавит?

(в словарях)

Откройте учебник на с. 136. Какой словарь перед вами?

Найдите значение слова ПОЭТ. На какую букву будете искать?

Найдите значение слова ИЗМОРОЗЬ. На какую букву ищете?

- Так зачем же слова в словарях располагаются в алфавитном порядке?

(чтобы быстро отыскать нужное слово)


- У меня в руках словарь …..Представляете, как было бы трудно искать нужное слово, если бы не алфавитный порядок.


- Итак, мы выяснили, что алфавит используют в словарях и справочниках, а где же ещё?

(на экране фото списка класса)

- Что на фото?

(фамилии наших ребят)

- В каком порядке записаны фамилии? Для чего?

(В алфавитном. Для удобства.)

5. Закрепление изученного материала

- Расставим наших мальчиков в алфавитном порядке. (девочки называют алфавит и по ходу расставляют мальчиков)

(Алексеев, Гайдученко, Орлов, Пожидаев, Сахаров, Тарасов, Хисматулин, Шпак)

- Так где же ещё используют алфавит? (там, где нужно составить список по фамилиям, например, в классном журнале)

- А девочек давайте расставим по именам в алфавитном порядке.

Амалия, Ани, Алина, Аделина, Арина, Ангелина (расставляет Яна)

Варя, Вика, Самира, Соня, Марина (расставляет Полина)

Лиза, Ева, Кира, Настя, Камилла (расставляет Катя)


- Представим себе, что наш библиотекарь попросила расставить книги разных авторов в алфавитном порядке. Выполним это поручение в тетради. (две фамилии совместно с учителем, далее работа в парах)

Толстой, Пушкин, Носов, Драгунский, Крылов, Пришвин, Михалков, Маршак.

- Итак, где в жизни нам пригодится алфавит?

( в словарях и справочниках, когда списки составляют, в библиотеке)

- Зная алфавит, можно стать настоящими шифровальщиками. Попробуйте разгадать слово на экране, если каждая цифра указывает номер буквы в алфавите:


1

9

2

21

12

1

а

з

б

у

к

а


- Что такое азбука? (то же самое, что и алфавит)

- Как называются слова с одинаковым значением, но разные по написанию? (синонимы)

- Запишем эти синонимы в тетрадь.

( Можно предложить зашифровать имя учителя – Елена)

- Ребята, а вы знаете, какая буква в русском алфавите самая молодая? ….

- Узнаете, если прочитаете страничку для любознательных с. 83

- Сколько букве Ё лет? (чуть более 200)

- Благодаря кому она появилась? (историку и писателю Николаю Карамзину)

- В каком слове писатель впервые употребил её? (слёзы)

- В каком городе поставили памятник букве Ё? (в Ульяновске)

- В каком году? (2005)

- Сколько же лет памятнику, если скоро наступит 2025 год? (почти 15)

Самостоятельная работа

Задания на карточках:


  1. Пронумеруй слова в алфавитном порядке.


____УЧЕНИК

____ДЕВОЧКА

____ШКОЛА

____ЯГОДА

____ПЕНАЛ

____АПЕЛЬСИН

____КАРАНДАШ




  1. Зашифруй своё имя






















6. Рефлексия

Возьмите планшеты. Поставьте «+» , если моё высказывание к вам относится, «-», если не относится, «+-», если сомневаетесь.

  • Я хорошо знаю русский алфавит

  • Я научился(лась) располагать слова в алфавитном порядке

  • Я понял (а), где в жизни нам пригодится знание алфавита

8.Подведение итогов

- Какую задачу ставили на урок?

- Так где нам может понадобиться знание алфавита?

- А ещё в алфавитном порядке расставлены медицинские карты в поликлинике. Зачем?

- Полезная тема сегодня была на уроке?

Домашнее задание

У. с. 83 упр 122, зашифровать имя мамы и папы.