Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент Психологический настрой | -- Давайте все поздороваемся с гостями. --Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. -- Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. (щелчок) -- Давайте хором прочитаем девиз нашего урока: «Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!» Запись числа и классной работы. | |
Сообщение темы урока | - (щелчок) Какое слово можно собрать из этих букв: с о п е н р е? (щелчок) - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? - Мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова, а в конце урока сделаем выводы о правилах переноса. | Слайд 4 - Перенос Ответы детей |
Актуализация знаний | Послушайте стихотворение Александра Шибаева о том, как переносил слова один мальчик. - Мы изучаем перенос. - Вот как слова я перенёс: - Едва Я перенес: е – два (щелчок) И получил за это «два». Укол Я перенес: у – кол (щелчок) И получил за это «кол». Опять Я перенес: о – пять, (щелчок) Теперь, наверно, будет «пять»? -- А как вы думаете, ребята? - Почему? -- Подумайте, можно ли разделить для переноса слово едва? (щелчок) щелчок) Задумал ты перенести Какое–нибудь слово – Знак переноса помести Где нужно и готово! - А можно ли разделить для переноса слова укол и опять. - Сколько в этих словах слогов? - Почему нельзя делить их для переноса? - Ответить на этот вопрос нам помогут эти стихи: (щелчок)
В слове Аня слога два, Но разделить для переноса Это слов, друг, нельзя. Одну букву оторвёшь, Ты нарушишь правило. Скучно букве быть одной, Как и тебе, если ты без друзей. Вывод: (щелчок) Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. |
Объясняют ошибки в переносе слов. - Нет, пять за этот ответ поставить нельзя. - Потому что одну букву нельзя переносить. Отвечают рифмовкой: (щелчок) |
Работа по учебнику Работа в парах | Дидактический материал с.28 упражнение 24. Записать слова, которые можно перенести. Проверка. (щелчок) | Дети выполняют задания в тетрадях. |
6. Работа с текстом | - Внимательно прочитаем текст. (При чтении учитель слово па-ук разделяет голосом на два слога.) (щелчок) Шёл ёж. Глядь - зверь, не зверь. - Ты кто? - Паук. - Па-ук? Кыш! - Как так - кыш? - А вот так - кыш, и всё тут. Ёж смел. А тот - трус, шмыг в щель! (щелчок) - Ну, друг, в чём тут суть? В чём соль, а? - Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее? - Мы можем разделить слово паук для переноса? - Как это можно сделать? (щелчок) - А остальные слова из текста можем разделить для переноса? - Почему? щелчок) щелчок) Вывод: (щелчок) Слова из одного слога не переносятся. | - Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному. - Да. - Па-ук.
- Нет. - Они состоят из одного слога. |
7.Физкультминутка. | | |
8. Открытие нового знания. | - Прочитайте предложение: Мы изучаем перенос. Запишите это предложение, обозначая орфограммы. Посмотрите, как перенесли слово в этом предложении. Мы изуч-аем перенос. - В чём ошибка? - Как это слово можно разделить на слоги для переноса? (щелчок)- 1 способ, (щелчок) - 2 способ - Выходит это слово можно разделить двумя способами. Изу-чаем изуча-ем - Запишите оба варианта в тетради. - Какое правило переноса надо соблюдать, чтобы не допускать такой ошибки? Вывод: (щелчок) Слог разрывать нельзя. Чтобы правильно перенести слова нужно уметь правильно разделить его на слоги. | Дети находят ошибку. Отвечают на поставленные вопросы. Делают вывод. |
9. Перенос слов с буквой Й. | -Отгадайте загадки: (щелчок) В животе баня, в носу решето. На голове пуговица. Одна рука и та на спине. (щелчок) Только бег его спасает, от врагов он убегает, прыгает как мячик быстроногий …(щелчок) - Как можно перенести эти слова? (щелчок) Вывод: (щелчок) Букву Й нельзя отрывать от гласной - Запишите в тетрадь эти слова, разделяя их для переноса. Проверка | Отгадывают загадки Проговаривают правило переноса Записывают слова в тетрадь |
10. .Зрительно-слуховой диктант. (щелчок) | - Прочитайте предложение: (щелчок) Язык родной, дружи со мной. - Так будет, если мы узнаем все правила русского языка, в том числе и правила переноса. - Какие слова из этого предложения можно разделить на слоги? - Из скольких слогов состоят эти слова? - Какое слово отличается? - Почему? - Верно, это правило мы уже знаем. | Дети читают хором. - Списать, разделить слова для переноса. (щелчок) проверка - Слова язык, родной, дружи. - Все слова состоят из двух слогов. - Слово язык. - Его нельзя переносить. |
11. Составление слов. | (щелчок) Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей. - (щелчок) Какие слова здесь написаны? на, пру, жи; ши, лан, ды. - Сколько слогов в этих словах? - Запишите эти слова, разделив для переноса. (щелчок) проверка - Сколько способов переноса вы заметили для трёхсложных слов? | Читают хором стихотворение. Составляют слова: (щелчок) ландыши, пружина. - Три. Устно - У трёхсложных слов два способа переноса. |
12. Словарная работа. (щелчок) | - Посмотрите на картинки, найдите лишнее. (щелчок) Запишите слова, обозначающие эти предметы, разделите для переноса: собака, корова, ворона, сорока, (щелчок) | машина Называют. Задание выполняют в тетрадях. |
13. Гимнастика для глаз | Гимнастика на слайде: следить глазами за солнышком. (смена слайдов по щелчку) | |
14.Работа с однокоренными словами. | щелчок) Вы подумайте о чуде: Сколько букв - сестёр родных? Тридцать три? А сколько люди Могут слов сложить из них? - От слова ёж образуйте однокоренные слова. (щелчок) - Чем интересны эти слова? - Запишите слова, разделив для переноса. - Как видите, слово состоит из трёх слогов, а перенести его можно только одним способом. Вывод: (щелчок) не всегда у трёхсложных слов есть два способа переноса. | - Ёжики, ежата, ежиха, ежовый, ежонок. (щелчок) - Они состоят из трёх слогов. -Ёжи-ки, ежа-та, ежи-ха, ежо-вый, ежо-нок. (щелчок) Смотря по времени Можно устно |
15.Рефлексия. | Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. (щелчок) - Какие тайны переноса слов мы открыли? | Дети вспоминают выводы, отвечают. (щелчок) по каждому выводу |
16. Домашнее задание. (щелчок) | Сочинить двустишие со словами переносом, носом. Рассказать дома, о чём узнали на уроке. | Стихи записывают в тетрадь. |
17. Итог урока. | - Оцените свою работу. Если вы считаете, что усвоили тему на "отлично", нарисуйте себе веселое солнышко. (щелчок) Если где-то в чём-то не уверены, есть сомнения -- солнышко за тучкой (щелчок) Если вы считаете, что вам очень трудно переносить слова, то нарисуйте хмурое солнышко(щелчок) - А теперь прочитайте, что я хотела вам сказать. (щелчок). | Встают при появлении солнышка на слайде. Читают хором: "Желаю солнечного настроения". |