Урок русского языка во 2 классе
по программе «Школа России» по теме: Единственное и множественное число имен прилагательных.
Цель: формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные:
1) формировать знания учащихся об изменении имен прилагательных по числам;
2) определять число имен прилагательных;
3) Развивать умение осознанно употреблять прилагательные в единственном и множественном числе
4) способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД)
Познавательные:
общеучебные (умение сравнивать), обобщать, учить выделять существенные признаки прилагательного.
Регулятивные:
способность принимать и сохранять учебную задачу, планирование: контролировать и оценивать свои действия; оценка: адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров.
Коммуникативные:
1) учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
2) уметь формулировать собственное мнение и позицию;
3) строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1) развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре.
2) развитие самостоятельности;
3) развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Результат урока: овладение умениями распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.
Ход урока.
Орг. Момент
Актуализация знаний
Минутка чистописания
Словарная работа
Среди букв, спрятались словарные слова. Найдите их и запишите в столбик
Орфографическая минутка.
Прочитайте. Что здесь написано?
Леля Лиля леденцы делили.
- Для чего нужны скороговорки?(Их используют для развития речи у детей, артистов и всех, кто хотел бы говорить разборчиво, внятно и выразительно)
- Прочитайте скороговорку орфографически.
- Закрыли глаза, повторили и записали по плану.
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, какое время года наступает?(Весна)
- Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
- Давайте вернёмся к нашим сл. словам
Эти все слова можно отнести к весне.
- А какое слово здесь лишнее? Почему?
- Какой частью речи являются остальные сл. слова. (существительными)
- Докажите. (задают вопрос)
- Определите число имён сущ.
- А теперь определите число имён прилагательных.
- Почему не можем.
- Потому что не знаем.
- Значит цель нашего урока: научиться определять …
- И тема нашего урока: ед.ч. и мн.ч. имён прилагательных
- Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном?
- Теперь вернёмся к нашим словам
Ед.ч.
Ветер
Ед.ч.
Трава
Ед.ч.
Облако
Подберите по одному прилагательному к данным существительным.
Напомните мне, почему они называются прилагательными?
Сущ. Прил.
Ед.ч.
ветер (какой?) тёплый
Ед.ч.
Трава (какая?) зелёная
Ед.ч.
Облако (какое?) белое
Существительное «облако» стоит в ед.ч., прилагательное «белое» относится к сущ. «облако» и обозначает признак этого одного предмета.
Как вы думаете в каком числе стоит имя прилагательное?
- В ед.ч.
А на какой вопрос оно отвечает?
Делаем вывод:
Прилагательное в ед.ч. обозначает признак одного предмета и отвечает на вопрос какой?
Давайте посмотрим, может быть ещё есть вопросы, на которые отвечают прилагательные в ед. ч.?
«Трава» и «ветер» по аналогии.
Ребята, поставьте существительные во мн.ч.
Ед.ч. мн.ч.
ветер - ветра
Трава - травы
Облако - облака
Подставим к ним те же прилагательные.
Мн.ч.
ветра (какие?) тёплые
Травы (какие?) зелёные
Облака (какие?) белые
Существительное «облака» стоят во мн.ч., т.е обозначает много или несколько предметов, прилагательное «белые» относится к сущ. «облака» и обозначает признак многих или нескольких предметов.
Как вы думаете, в каком числе стоит имя прилагательное?
На какой вопрос отвечает имя прилагательное во мн.ч.?
Давайте обобщим всё, что мы сегодня узнали нового
прилагательное
ед.ч мн.ч.
признак одного признак нескольких
предмета предметов
какой? какая? какие?
какое?
IV Работа по теме урока
Проверим, правильный ли вывод мы сделали?
(учебник стр. 90)
Задание №1 электронное приложение.
VЗакрепление изученного материала
Уч. стр 92 упр. 160
Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.
VI. РЕФЛЕКСИЯ
Выпишите словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении и определите число имён прилагательных.
длинный пояс - длинный язык
золотые руки - золотые серьги
свежая рыба - свежая рубашка
VII Подведение итогов урока
Сегодня на уроке я научился определять……..
Имена прилагательные бывают………
Прилагательные в ед.ч. обозначают……..
Прилагательные во мн.ч. обозначают……..
Прилагательные в ед.ч. отвечают на вопросы………
Прилагательные во мн.ч. отвечают на вопросы………
Мне было трудно……
Самым интересным было ………