СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: Дательный падеж имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление об особенностях дательного падежа имен существительных.

Задачи урока

Обучающие:

-знать падежные вопросы дательного падежа имен существительных;

-знать предлоги дательного падежа имен существительных;

-знать роль имен существительных в дательном падеже в предложении;

-уметь задавать падежные и смысловые вопросы ;

-уметь находить имена существительные в дательном падеже в тексте.

Развивающие:

-развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения;

-развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез);

-развивать умение осознанно строить речевые высказывания.

Воспитательные:

-воспитывать ценностное отношение к культуре письма;

-воспитывать умение проявлять дисциплинированность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: Дательный падеж имен существительных»

6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)






Конспект урока по русскому языку


Тема. Дательный падеж имен существительных






Наименование образовательной организации:

__________________________________________________________

ФИО учителя: ____________________________________________

Класс: __________________________________________________

Дата проведения: 17.11.2020

ФИО студента: Акимова В. Н.

ФИО методиста: Лыкова Л. Н.

Допуск к проведению: ______________________________________

подпись методиста / учителя

«______» ____________________ 20___ г.




Отметка: ____________________

Подпись методиста / учителя: ____________________




Рязань, 2020

Конспект урока русского языка по теме: Дательный падеж имен существительных

Цель урока: сформировать представление об особенностях дательного падежа имен существительных.

Задачи урока

Обучающие:

-знать падежные вопросы дательного падежа имен существительных;

-знать предлоги дательного падежа имен существительных;

-знать роль имен существительных в дательном падеже в предложении;

-уметь задавать падежные и смысловые вопросы ;

-уметь находить имена существительные в дательном падеже в тексте.

Развивающие:

-развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения;

-развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез);

-развивать умение осознанно строить речевые высказывания.

Воспитательные:

-воспитывать ценностное отношение к культуре письма;

-воспитывать умение проявлять дисциплинированность.


Оборудование:

Учебник (М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова «Русский язык» УМК «ПНШ»), тетрадь на печатной основе (Т. А. Байкова «Тетрадь для самостоятельной работы №1» УМК «ПНШ»), презентация




Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Мотивация к учебной деятельности

Встаньте, подравняйтесь. Меня зовут Валентина Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте вашу готовность к уроку – у вас должны быть учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе и ручка. Все лишнее уберите. Тихо сели на свои места девочки, еще тише сели мальчики

Я желаю вам плодотворно потрудиться.

Прежде чем начинать урок давайте повторим правила поведения на уроке.



Хорошо. Откройте свои рабочие тетради, отступите 2 строчки от предыдущей работы, запишите число, классная работа. Сегодня 17 ноября. Сидим ровно, спина прямая, ручки держим правильно, пишем аккуратным почерком.












-Не разговаривать, отвечать на вопросы учителя, отвечать только по поднятой руке


Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

-А сейчас минутка чистописания. Запишите букву согласного звонкого (парного) твердого (непарного) звука.

-Какую букву мы будем записывать?

-Все верно. Посмотрите на слайд, как правильно пишутся заглавная и строчная буквы «ж». Записываем строчку, без соединений

-Хорошо

-Посмотрите на слайд. Прочитайте предложения, Вставьте нужные буквы, определите падеж имён существительных






-С какими падежами вы знакомились подробнее на прошлых уроках?

-Сколько всего падежей в русском языке?

-А знаете ли вы, что в Эстонии – 14 падежей, в Финляндии – 15 падежей, в Венгрии – 22 падежа, в Германии – 4 падежа




-Мы будем записывать букву Ж









Тропинка.

Через всю поляну (В.п.) вьётся лесная тропинка (И.п.). Мы любим гулять по тропинке (Д.п.).Ранней весной (Т.п.) мы наблюдаем за полётом (Д.п.) птиц (Р.п.)

-С именительным падежом и родительным

-В русском языке 6 падежей









Слайд – эталон написания



слайд - задание

Тр…пинка.

Через всю п…ляну вьётся л…сная тр…пинка. Мы любим гулять по тр…пинке. Ранней в…сной мы наблюдаем за п…лётом птиц.

слайд - эталон

Выявление места и причины затруднения

-Какой падеж следует за родительным падежом?

Назовите тему нашего урока


-Давайте вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. У вас на столах лежат карточки. Заполните первый столбец – вам необходимо записать название падежа, слово помощник и вопросы падежа

-Проверяем

-Дательный падеж


-Дательный падеж имен существительных







-Дательный падеж, кому? Чему?, дать


Построение проекта выхода из затруднения

-Хорошо. Какую цель мы поставим на урок?

Чтобы узнать, какие учебные задачи мы поставим на урок – посмотрите на вопросы во втором столбце. Итак, на какие 2 вопроса урока мы сегодня ответим?

-Верно. а также мы научимся находить существительные в Д. п. в предложении.

-Познакомиться подробнее с дательным падежом имен существительных



-С какими предлогами используется, какова роль в предложении


Реализация построенного проекта

Запишите словосочетания под диктовку.

Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных.








- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? 

-Откройте учебники на странице 79. Прочитайте правило Анишит Йокоповны.

-Теперь проговорите правило в парах

-Кто хочет еще раз назвать правило Анишит Йокоповны вслух?

-Итак, мы ответили на вопрос урока – с какими предлогами используется? Запишите в ваших карточках.

-А мы продолжаем. Упражнение 65. Выполняя это упражнение, мы научимся распознавать в тексте существительные в дательном падеже, а также научимся задавать к ним как падежные, так и смысловые вопросы. Мы учимся задавать падежные вопросы, так как именно они помогают правильно распознать падеж.

-Я прочитаю стихотворение этого задания, а вы внимательно слушайте

-Итак, теперь по цепочке назовите словосочетания с выделенными в тексте словами в первых трех предложениях по образцу, указанному на странице 80. Напоминаю, что к каждому словосочетанию вам необходимо задать смысловой и падежный вопрос.



-Хорошо.

-Посмотрите на слайд.

-Вам необходимо выбрать из этого списка существительные в дательном падеже, выписать их и записать к ним падежные вопросы. Работаем в парах.

-Хорошо. Посмотрите на слайд – сверьте с эталоном.






- Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.

-С существительными в дательном падеже употребляются предлоги «по», «к»







-Да





















-Летаем (по чему? Где?) по квартире, плаваем (по чему? Где?) по паркету, скачем (по чему? Где?) по коридору







-По тропинке (по чему?), по небу (по чему?), к бабушке (к кому?)
















































От дуба…. По тропинке….

На дорожке… до дороги….

По небу…. Из дома…

Вокруг леса… над лесом

К бабушке…У окна

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Откройте рабочие тетради на печатной основе на странице 50. Упражнение 49. Вам необходимо выписать те словосочетания, в которых выделенные слова являются зависимыми словами, а также записать падежные и смысловые вопросы

Проверим по цепочке







-Хорошо. Теперь подчеркните главные члены предложений.

-Какой вывод можем сделать?




-Все верно.








-Проехал (по чему? Где?) по небу, стучит (по чему? Где?) по листьями, стучит (по чему? Где?) по крышам, стучит (по чему? Где?) по цветникам, стучит (по чему? Где?) по скамейкам, стучит (по чему? Где?) по ведрам, стучит (по чему? Где?) по лейкам.



-Выделенные слова не являются главными членами предложений, значит они являются второстепенными членами.


Физкультминутка

Встали со своих мест. Сейчас я буду называть вам слова. Если я назову словосочетание с существительным в именительном падеже – приседаем, если словосочетание с существительным в родительном падеже – выполняем наклон, в дательном – поднимаем руки вверх и тянемся

Итак, приготовьтесь. Холодный ноябрь, пушистой кошки, старшей сестре, высокого дерева, пушистый снег, морозному утру, снежной бури, далекой деревни, сильному ветру, пушистое облако.



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Прочитайте строки из известных вам произведений, найдите словосочетания с существительным в дательном падеже

Выпишите словосочетания с именами существительными в Дательном падеже. Выполняем самостоятельно.

Посмотрите на слайд, проверьте правильность выполнения.

-Твердили миру, послал вороне, подходит к дереву, ползет к муравью, водили по улицам

-Уж сколько раз твердили миру…

-Вороне где-то бог послал кусочек сыру…

- Лисица видит сыр

- Плутовка к дереву подходит..

- От радости в зобу дыханье сперло

- К муравью ползет она..

- По улицам слона водили…


Включение нового знания в систему знаний и повторение

-Посмотрите на слайд. Запишите словосочетания в тетради. Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных

-Кто хочет озвучить выполнение задания? Все остальные внимательно слушаем и проверяем



-Хорошо

- Выберите любое слово с предлогом из выполненного задания и составьте с ним предложение, не изменяя его форму. То есть оно должно остаться в дательном падеже. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.

- Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу.

Слово, с которым вы составляли это предложение, играет какую роль в предложении?






- От дуба (Р.п.), по тропинке (Д.п.), на ёлке (П.п.), до дороги (Р.п.), по небу (Д.п.), из дома (Р.п.), вокруг леса (Р.п.), над полем (Т.п.), к бабушке (Д.п.), у окна (Р.п.)









-Оно является второстепенным членом предложения

От дуба, по тропинке, на ёлке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, над полем, к бабушке, у окна


Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Итак, какую цель мы ставили сегодня на урок?

Мы ее достигли?


-Что нового мы сегодня узнали о дательном падеже?

Дополните предложения:

1.Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы……

2.Существительное в дательном падеже имеет предлог…..

3. Существительное в дательном падеже имеет вспомогательное слово…..

4. Существительное в дательном падеже является в предложении…..

Поднимите руки те, кто усвоил изученную сегодня на уроке тему, у кого не возникало трудностей на уроке

поднимите руки те, у кого возникали трудности, но вы с ними справились

поднимите руки те, кто не понял тему урока

Спасибо, урок окончен.

-Познакомиться подробнее с дательным падежом имен существительных

-Да




-Кому? Чему?


-К, по


-Дать



-Второстепенным членом