СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: "Простое предложение с однородными членами и сложное предложение."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Простое предложение с однородными членами и сложное предложение."»

Тема: Простое предложение с однородными членами и сложное предложение.


Цели: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения; совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.


Формируемые УУД:

Познавательные УУД

— самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

Коммуникативные УУД

— инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные УУД

— постановка учебной задачи; сличение способа дей­ствия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные УУД

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.



Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.


  1. Комментированная запись числа.

2. Словарная работа.

– Выпишите из пословиц слова с непроверяемыми безударными гласными:

Хорошее дело два века живёт.

Большому кораблю – большое плавание.

Велик океан, но и капля для него прибыль.

Капитан всегда вперёд смотрит.


–Скажите, какое слово в данной записи может быть «лишним»?

Какая тема объединяет остальные слова? Продолжите этот ряд 2–3 словами с непроверяемой буквой гласного в корне. (Матрос, песок, дельфин.)


– Составьте простое предложение с любым из записанных слов.

Назовем признаки простого предложения.


II. Проверка д/з

Упр. 51

— Прочитайте, какие предложения у вас получились.

— Докажите, что вы составили сложные предложения. (Учащиеся называют грамматические основы, объясняют по­становку знаков препинания.)

III. Самоопределение к деятельности


— Прочитайте предложения.

1) В портфеле у Миши лежат тетрадки, книжки, пенал.

2) Музыка стихла, но праздник продолжался.

3) Руки человека всё время работают, творят, строят.

4) Солнечные лучи скользили по холодному снегу и слепили глаза.

5) На траве лежит холодная роса, насекомые спят, цветы закрылись.

6) Наступит осень, и птицы покинут наши края.

— На какие две группы можно разделить эти предложения? (Простые предложения с однородными членами предложения.)

— Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

Запишите в строчку номера простых предложений. Найдите сумму записанных чисел (8), разделите на 2 (4), прибавьте 1.

Чем вам нравится полученное число? (отметка 5) САМООЦЕНКА.


— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами.)


IV. Актуализация изученного. Развитие умений.


1.Упр. 53 (с. 38).

— Прочитайте предложения.

— Определите тип первого предложения: оно простое или сложное? Докажите. (Простое, так как в нём одна грамматическая основа.)

— Что соединяет союзы? (Два однородных сказуемых.)

— Будем ли мы ставить запятую перед союзом в предложении с однородными членами запятая е, и не ставится.)



2. Работа со схемами предложений

Работа в парах по карточкам

— Распределите схемы предложений по двум группам: схемы простых предложений и схемы сложных предложений.

О, О, О.

О, и О.

0,аО.

О, но О.

— Сделайте вывод: как могут быть связаны в предложении од­нородные члены? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)

— А как могут быть связаны части сложного предложения?

(С помощью интонации и союзов а, и, но.)

— В каком случае между однородными членами ставится за­пятая? (Если однородные члены связаны с помощью интонации перечисления или союзами а, но.)

— А в каком случае ставится запятая между частями сложного предложения? (Между частями сложного предложения за­пятая ставится всегда.)


  1. Упр. 54 (с. 38).

— Прочитайте предложения.

— Прочитайте предложения с однородными членами.

— В каких предложениях между однородными членами ста­вится запятая? Почему?

— Прочитайте сложные предложения.

— В каких предложениях нужно поставить запятую? Почему?

— Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

(Сильные учащиеся выполняют задание, обозначенное знач­ком «Задание повышенной сложности». Проверка. Один ученик зачитывает сложные предложения, объясняя постановку запятых, второй ученик — простые предложения с однородными членами. Далее коллективное выполнение грамматических разборов.)

— Назовите орфограммы в словах обед и морозный. Объясните написание этих слов.


Физкультминутка


V. Рефлексия

Запись под диктовку

(Один ученик работает на откидной доске.)

Дождь стучал по крыше и трепал листья. Ветер усилился и погнал тучу на село. Сверкнула молния, и раздался резкий удар грома. Люди закрывали ставни на окнах, и село опустело.

(Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Какую отметку вы поставили бы себе в дневник?

– За что?

VI. Подведение итогов урока.

Домашнее задание

- Как отличить сложные предложения от предложений с од­нородными членами?

Упр. 55