СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Род и число существительного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал может быть использован для проведения урока в 7 классе коррекционной школы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Род и число существительного"»

Тема урока: РОД И ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.



Цель урока: формировать умение определять род и число имени существительного.

Задачи:

- обучающие: научить определять род и число имени существительного.

-развивающие: логическое мышления, внимание, память, наблюдательность, орфографическую зоркость.

-воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к родному языку, правильное отношение к своему здоровью, привитие навыков культуры поведения.



Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты урока.

Предметные:

-сформировать умения определять число и род существительных.

-расширить словарный запас учащихся.

Личностные:

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- уважительно относиться к людям труда

Формируемые БУД:

Личностные: самоопределение. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в учебной ситуации; слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ставить вопросы; умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в поиске и выборе информации;

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; осознанно действовать на основе разных видов инструкций по выполнению практических упражнений; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с нею свою деятельность.

Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; рефлексия способов и условий действия.

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа в тетрадях; работа по карточкам.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблица, иллюстрации (слайды), учебник "Русский язык 7 класс" авторы Г.  Галунчикова, Э.В. Якубовская.

Ход урока.



I. Организационный этап

Вот и встретились мы снова

И к уроку все готово

Я надеюсь, что урок

Нам пойдет сегодня впрок!

II. Повторение изученного

  1. Какую часть речи мы изучаем?

Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает? Давайте приведём примеры имен существительных.

  1. Открываем тетради и записываем число, классная работа. (Правила работы в тетради Егор)

  2. На слайде записаны ряды слов, прочитайте их и найдите имена существительные, подчеркните.

Ошибка, ошибаться, ошибочный

Мириться, мир, мирный

Веселый, веселиться, весельчак

Трудности, трудный, затрудняться



Как вы определили имена существительные (по вопросу и значению)

  1. Запишите эти существительные аккуратно и без ошибок, прокомментируйте орфограммы.



III. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучать Имя существительное. Послушайте грамматическую сказку. Я думаю, вы догадаетесь, о чем будет идти речь на нашем уроке.

Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.

Давным-давно все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что все их путали.

А случилось всё в далёкой сказочной стране, где правила прекрасная и мудрая королева. Захотелось ей однажды разобраться в этом сложном вопросе: как различать между собой слова-существительные? Собрала она своих подчинённых и объявила: «Кто придумает для слов-существительных знаки различия, тот будет щедро вознаграждён».

В этой прекрасной стране была самая замечательная школа на земле, в которую ходили исключительно одни умники и умницы. В одном классе учились только мальчики, которые вырастали и превращались в сильных и смелых мужчин. А в другом классе учились только девочки, которые после окончания учёбы превращались в прекрасных женщин.

И решили ученики этой школы попытать счастья, ведь вознаграждением являлось дальнейшее обучение в самом престижном Университете этой сказочной страны.

Прибыли они ко двору королевы. С жаром принялись за работу. Для начала решили поделить все слова между собой.

Слов-то много. Делили они, делили слова, да так и не разделили до конца. Много времени потратили на это занятие. Мальчики и девочки постоянно ссорились из-за того, что никак не удавалось им выполнить это задание. Очень сильно они расстроились, даже перестали ходить в школу и делать уроки! А работы оставалось ещё очень много, ведь не все слова были поделены.

Королева была умна и мудра. Она решила покончить со всеми распрями и заявила следующее: «Те слова, которые забрали себе будущие мужчины, пусть будут мужского рода (в эту группу попали стул и стол, дом и мир, луч и свет, сон и звон, и много других). Те слова, которые взяли себе будущие женщины, будут женского рода (это были слова земля, луна, страна, весна и многие другие). А те, что остались ничьи, иначе говоря, неопределёнными, пусть будут среднего рода (так и стали слова солнце, море, небо, яблоко и другие существительные среднего рода)».

Так появился род у имён существительных. Дети были очень довольны таким исходом. Они с радостью приняли решение правительницы. Школа вновь наполнилась их голосами, радостным смехом. Каждый ученик был горд тем, что внёс свой маленький вклад в решение правительницы по поводу определения рода имён существительных. С той поры королева и все жители сказочной страны перестали путать существительные друг с другом. Им был известен секрет, благодаря которому все могли определять род существительных и даже сочинили маленькое стихотворение:

Женский род запомню я

И скажу: она, моя

И запомню род мужской

И опять скажу: он, мой

Средний род – оно моё

Это правило твоё!

Кто догадался, какая будет тема нашего урока?

Тема урока Род и число существительных.

Сегодня на уроке будем тренировать умение изменять имена существительные по числам, распознавать род имен существительных.

IV. Этап изучения нового материала

1. - Что обозначают существительные в ед ч.? Один предмет

- Что обозначают существительные во множественном числе? Несколько предметов.

Давайте вернёмся к записанным существительным ОШИБКА, МИР, ВЕСЕЛЬЧАК, ТРУДНОСТИ. Определите число этих существительных.

В русском языке есть еще один грамматический признак имени существительного. Это род. Имена существительные бываю мужского, женского и среднего рода. Давайте вспомним слова- помощники для определения рода. Работа с таблицей.

2. Запишите словарные слова в 3 столбика м.р., ж.р., ср..

Апельсин, женщина, календарь, полотенце, растение, компас, телеграмма, облако, конфеты.

Можем мы определить род у существительного конфеты? Почему? ( это множественное число.) Если существительное стоит во множественном числе, то нужносначала его поставить в ед. число, а затем определить род.

3. Работа с учебником Упражнение 98 стр.78 по заданию

Физкультпауза

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три прихлопа, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Зрительная гимнастика

V. Закрепление. Работа по карточкам.

Вставить пропущенные слова. Определить их число и род.

Наступила поздняя ____________________.

За окном завывает холодный ____________________.

По небу плывут хмурые______________________.



Скоро выпадет первый_____________.

Затрещат по ночам сильные_____________.

Пожалует к нам настоящая____________________.

Вставить пропущенные слова. Определить их род.

Слова для справок: облака, ветер, осень, снежок, морозы, зима.



VI. Итог урока. Рефлексия.

Какая была тема нашего урока?

Сколько родов имеет имя существительное?

Как определить род имени существительного множественного числа?



VII. Д.з с.78, упр.97