Цель: закрепить знания о единственном и множественном числе глаголов.
Образовательные: вспомнить, что обозначают глаголы в единственном и множественном числе; обозначение глаголов единственного и множественного числа на письме; закрепить умение определять глаголы в единственном и множественном числе; обозначать глаголы единственного и множественного числа на письме, уметь менять форму числа глаголов.
Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; психические познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление; устную речь.
Воспитательные: формировать ценностное отношение к теме, к учебе и предмету Русский язык.
Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).
Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение.
Личностные: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Школа России» Русский язык 2 класс 2 ч., маркерная доска, электронная доска, раздаточный материал (карточка с заданием)
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, меня зовут Ангелина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте готовность к уроку. На парте у каждого должны находиться учебник, пенал, рабочий лист. - Начну занятие с пословицы «Красива птица пером, а человек - умом». - Как вы понимаете пословицу? - Птицу красит ее наряд, перья, пение. Для птицы этого вполне достаточно. А вот человека красит его ум, знания, мудрость. Внешней красоты недостаточно, она как оболочка, а вот богатый внутренний мир украшает любого человека. Знания и образование человека — одно из достоинств, которые высоко ценятся. Один из важнейших показателей образованности человека – грамотная речь. Нужно ли обладать грамотной речью и почему? - Верно. Хотите ли вы обладать грамотной речью и быть образованными? - Что вы можете для этого сделать? - Совершенно верно. Я предлагаю вам направить силы на успешное обучение, соблюдение дисциплины, контроль своей речи, чтобы вы стали поистине образованными и грамотными людьми. | Приветствуют, проверяют готовность к уроку. - Птицу украшают перья, а человека красит ум, знания и мудрость. - Нужно ценить ее, беречь ее богатства, помогать ей. - Грамотная речь нужна, ее приятно слушать, мы понимаем, о чем человек говорит и пр. - Да. - Нужно читать, хорошо учиться, следить за своими ошибками в речи и исправлять их и пр. | |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднения в самостоятельной работе | - Сейчас проведем минутку чистописания. Я предлагаю Вам подготовить ваши пальцы к письму. | | |
Пальчиковая гимнастика | - Сожмите кисти рук в кулак и разожмите быстро 10 раз. - Поверните ладони вверх и вниз 10 раз. - Встряхните кисти рук 3 раза. | Выполняют пальчиковую гимнастику | |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднения в самостоятельной работе | Возьмите шаблон таблицы. Я продиктую глаголы, ваша задача – записать в первый столбик глаголы единственного числа, во второй столбик записать глаголы множественного числа. Итак, запишите слова: выпал, пошли, бежим, посолил, играют, работает, купил, обрадовала, улетели, вынесли, предложит. - Итак, (имя), прочитай грамматически слова, которые ты написал в первый столбик и объясни почему ты их так написал. - У кого по-другому? Если у кого-нибудь по-другому (есть ошибки), разбирают правильность определения числа глагола. - Почему в слове выпал ты написал во втором слоге? - Какую букву нужно написать после с в слове посолил? - (Имя), прочитай грамматически слова, которые ты написал во второй столбик и объясни почему ты их так написал. - У кого по-другому? Если у кого-нибудь по-другому (есть ошибки), разбирают правильность определения числа глагола. - Какую букву нужно написать после б в слове бежим? - Сколько раз пишем е в слове улетели? - Букву какого гласного звука нужно написать во втором слоге в слове вынесли? | - Выпал (что сделал?), посолил (что сделал?), работает (что делает?), купил (что сделал?), обрадовала (что сделала?), предложит (что сделает?). Называют свои варианты выполнения. - Проверяем словом падать. - О, проверяем словом соль. - Пошли (что сделали?), бежим (что делаем?), играют (что делают?), улетели (что сделали?), вынесли (что сделали?). Называют свои варианты выполнения. - е, проверяем словом бег. - 2 раза, так как первый звук е можно проверить словом полет, второй звук е под ударением. - е, проверим словом нёс. | Таблица на листе в косую линейку с двумя столбиками у каждого ребенка |
Локализация затруднений | - Какие затруднения у вас возникли? Где вы допустили ошибки? Может, вы где-то сомневались в определении числа глагола? - Как вы думаете, почему возникли / не возникли затруднения? Если возникли инд. затруднения | Если не было инд. затруднений | - Я вижу, у некоторых из вас остались затруднения по теме (называет возникшие затруднения, например, сложности в определении множественного числа глаголов), поэтому продолжим тренироваться определять число глаголов. | - Молодцы, вы справились с заданием. Чтобы прочно закрепить ваши знания по этой теме, я предлагаю еще потренироваться и начать формировать навык определения числа глаголов. | | Называют. - Не поняли, не выучили правило/ выучили правило, поняли его. | |
Построение проекта формирования умений | - Назовите тему урока. - Поставьте цель урока. - Построим план по достижению цели на урок. Как вы думаете, какой первый пункт плана? - Почему? - Верно, для начала мы вспомним правило. - Озвучьте второй пункт плана. - Верно. Наш план на урок: 1. Вспомнить правило об определении числа глаголов; 2. Выполнить упражнения для закрепления знания о единственном и множественном числе глаголов. | - Тема нашего урока «Единственное и множественное число глаголов». - Закрепить знания о единственном и множественном числе глаголов. - Вспомнить правило об определении числа глаголов. - Если возникли затруднения на практике, значит, нужно еще раз обратиться к правилу. - Выполнить упражнения для закрепления знания о единственном и множественном числе глаголов. | Слайд (тема) Слайд (цель) Слайд (план) |
Реализация построенного проекта | - Приступим к выполнению первого пункта плана – вспомнить правило об определении числа глаголов. (Имя), озвучь правило. - Кто-то хочет дополнить? - Что обозначает глагол в единственном числе? - Приведите примеры глагола единственного числа. - Какого числа глаголы, которые обозначают действие нескольких объектов? - Приведите примеры глаголов множественного числа. - Итак, в полной ли мере выполнен первый пункт плана? - Значит, можем приступить к выполнению следующего пункта плана - выполнить упражнения для закрепления знания о единственном и множественном числе глаголов. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Письменно выполним упражнение 131 на странице 76. Что нужно сделать сначала (под первым оранжевым кругом)? - Кто хочет прочитать выразительно? - Понравилось стихотворение? - О чем оно? - Все ли слова вам знакомы? - Пичужки – маленькие птички. - Выпишите глаголы из стихотворения через запятую. - Что у вас получилось? - У кого по-другому? (Если у кого-то по-другому, обсуждают верное выполнение) - По цепочке задайте вопрос каждому глаголу. - Определите число каждого глагола по цепочке и измените их число. - Выпишите нераспространенное предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого. - Какое предложение вы выписали? - У кого по-другому? (Если у кого-то по-другому, обсуждают верное выполнение) - Почему предложение нераспространенное? Назовите и подчеркните главные члены. - Предложение нераспространенное, вы верно выполнили упражнение. - Выполнен второй пункт плана? - Весь план выполнен? | - Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет. Глагол во множественном числе обозначает действие нескольких предметов: стучат, пишут. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу. - Нет, правило передано полностью и без ошибок. - Действие одного предмета. - Читает, спит и пр. - Множественного числа. - Кричат, стараются и пр. - Да, так как мы вспомнили правило об определении числа глаголов и даже привели свои примеры. - Прочитать выразительно стихотворение, выписать глаголы, устно к каждому глаголу поставить вопрос. - Опять – весна. Весна пришла! Творятся дивные дела: То по реке помчится лёд, То где-то снег трава пробьёт, То золотистые веснушки Усеют щёки и носы, То классу шустрые пичужки Дадут в учебные часы концерт бесплатный... - Да / нет, потому что … . - О том, что пришла весна. - Нет, мы не знаем, что такое пичужки. Выписывают. - Пришла, творятся, помчится, пробьет, усеют, дадут. Называют. - Пришла (что сделала?), творятся (что делают?), помчится (что сделает?), пробьет (что сделает?), усеют (что сделают?), дадут (что сделают?). - Пришла (ед. ч.) – пришли (мн. ч.), творятся (мн. ч.) – творится (ед. ч.), помчится (ед. ч.) – помчатся (мн. ч.), пробьет (ед. ч.) – пробьют (мн. ч.), усеют (мн. ч.) – усеет (ед. ч.), дадут (мн. ч.) – даст (ед. ч.). - Весна пришла! Называют, у кого по-другому. Подлежащее – весна (подчеркиваем одной чертой), сказуемое – пришла (подчеркиваем двумя чертами). - Да. - Да. | |
Обобщение затруднений во внешней речи | - Какие затруднения у вас возникли в ходе реализации плана? (Разбирают возникшие затруднения) Если возникли инд. затруднения | Если не было инд. затруднений | - Ребята, еще раз предлагаю обратиться к правилу, запомнить, понять его. | - Ребята, еще раз предлагаю обратиться к правилу, чтобы оно прочно закрепилось, и вы его не забывали. | | Озвучивают затруднения (при их наличии). Рассказывают правило. | |
Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Наклоны вперёд и назад. Рывки руками перед грудью. Вращение головой. Садятся за парты. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Предлагаю вам самостоятельно выполнить упражнение 132 на странице 76. Что вам нужно сделать? - В скобках подпишите число глаголов. - Какие вопросы есть по выполнению упражнения? Отвечает на вопросы по заданию. - Приступайте к выполнению. - Заканчивайте работу. Возьмите простой карандаш. Я выведу на доску эталон. Если вы верно изменили глагол, поставили в нем ударение и определили число, ставите + над глаголом. Если хотя бы одна ошибка в работе с глаголом, ставьте минус. - У кого нет ошибок? - Какие ошибки вы допустили? Разбирает затруднения. | - Изменить форму глаголов по вопросам, записать глаголы, обозначить в них ударение. Называют вопросы. Выполняют упражнение. Проверяют. Поднимают руки. Называют ошибки. | Эталон (слайд): Начал (ед. ч.), взял (ед. ч.), начала (ед. ч.), взяла (ед. ч.), начали (мн. ч.), взяли (мн. ч.). |
Включение в систему знаний и повторение | - Ребята, я предлагаю вам выполнить творческое задание. Составьте текст, в котором будем не менее 5 глаголов единственного числа и не менее 5 глаголов множественного числа, и запишите его в тетрадь. Количество предложений – от 5 до 8. - Кто хочет прочитать свой текст? Один читает, остальные считают, сколько глаголов множественного и единственного числа по отдельности. (После прочтения каждого текста задает вопросы: - Сколько глаголов множественного числа? - Сколько глаголов единственного числа? - (Имя), верно ребята сосчитали? (если ответы не совпали, пересчитывают все вместе) Осуществляет коррекцию речевых, логических ошибок. - Молодцы, вы справились с заданием. | Составляют текст. Желающие озвучивают составленный текст (не более 4 человек). Отвечают на вопросы. | |
Рефлексия учебной деятельности | - Итак, урок подходит к концу. Назовите тему урока. - Какую цель вы поставили на урок? - Взгляните на пункты плана. Выполнили первый пункт? - Озвучьте правило об определении числа глаголов. - Выполнили второй пункт? - Какие упражнения для закрепления знания о единственном и множественном числе глаголов вы выполнили? - Все пункты плана выполнены? - Цель занятия достигнута? - Ребята, у кого все получилось, поднимите две руки. -У кого возникли трудности, поднимите одну руку. (Обсуждают, какие трудности возникли) - Домашнее задание – выполнить упражнения на с. 77 - 133 (понять различие в смысле слов одевает - надевает, составить и записать предложение с каждым глаголом, по желанию - написать текст до 5 предложений о том, как вы заботитесь о младших братьях или сестрах), 134 (найти в словаре синонимов на с. 140 глаголы синонимы к указанным словам и записать их парами по образцу). -На этом урок подошел к концу. Я была рада с вами работать. Урок окончен. | - Тема «Единственное и множественное число глаголов». - Закрепить знания о единственном и множественном числе глаголов. - Да. Рассказывают правило. - Да. - Мы выписывали глаголы, задавали к ним вопросы, меняли их форму. - Да. - Да. Поднимают руки. | Слайд (план) |