СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка Тема: «Единственное и множественное число глаголов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка Тема: «Единственное и множественное число глаголов»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)




Конспект урока русского языка


Тема: «Единственное и множественное число глаголов»




Наименование образовательной организации:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №51"

ФИО учителя: Афонина Татьяна Юрьевна

Класс: 2 «А»

Дата проведения: 05.04.23 г.

ФИО студента: Власкина Ангелина Андреевна

ФИО методиста: Копылова Ирина Борисовна

Допуск к проведению: ______________________________________

подпись методиста / учителя

«______» ____________________ 20___ г.

Отметка: ____________________

Подпись методиста / учителя: ____________________



Рязань, 2023

Конспект урока русского языка

Тема: «Единственное и множественное число глаголов»

Класс 2

Тип урока: урок рефлексии

УМК «Школа России»

Цель: закрепить знания о единственном и множественном числе глаголов.

Задачи:

Образовательные: вспомнить, что обозначают глаголы в единственном и множественном числе; обозначение глаголов единственного и множественного числа на письме; закрепить умение определять глаголы в единственном и множественном числе; обозначать глаголы единственного и множественного числа на письме, уметь менять форму числа глаголов.

Развивающие: развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; психические познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление; устную речь.

Воспитательные: формировать ценностное отношение к теме, к учебе и предмету Русский язык.

УУД:

Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Познавательные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение.

Личностные: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Оборудование: презентация, учебник УМК «Школа России» Русский язык 2 класс 2 ч., маркерная доска, электронная доска, раздаточный материал (карточка с заданием)



Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, меня зовут Ангелина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверьте готовность к уроку. На парте у каждого должны находиться учебник, пенал, рабочий лист.

- Начну занятие с пословицы «Красива птица пером, а человек - умом».

- Как вы понимаете пословицу?





- Птицу красит ее наряд, перья, пение. Для птицы этого вполне достаточно. А вот человека красит его ум, знания, мудрость. Внешней красоты недостаточно, она как оболочка, а вот богатый внутренний мир украшает любого человека.

Знания и образование человека — одно из достоинств, которые высоко ценятся. Один из важнейших показателей образованности человека – грамотная речь. Нужно ли обладать грамотной речью и почему?

- Верно. Хотите ли вы обладать грамотной речью и быть образованными?

- Что вы можете для этого сделать?



- Совершенно верно. Я предлагаю вам направить силы на успешное обучение, соблюдение дисциплины, контроль своей речи, чтобы вы стали поистине образованными и грамотными людьми.

Приветствуют, проверяют готовность к уроку.





- Птицу украшают перья, а человека красит ум, знания и мудрость.

- Нужно ценить ее, беречь ее богатства, помогать ей.






- Грамотная речь нужна, ее приятно слушать, мы понимаем, о чем человек говорит и пр.

- Да.


- Нужно читать, хорошо учиться, следить за своими ошибками в речи и исправлять их и пр.


Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднения в самостоятельной работе

- Сейчас проведем минутку чистописания. Я предлагаю Вам подготовить ваши пальцы к письму.



Пальчиковая гимнастика

- Сожмите кисти рук в кулак и разожмите быстро 10 раз.

- Поверните ладони вверх и вниз 10 раз.

- Встряхните кисти рук 3 раза.

Выполняют пальчиковую гимнастику


Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднения в самостоятельной работе

Возьмите шаблон таблицы. Я продиктую глаголы, ваша задача – записать в первый столбик глаголы единственного числа, во второй столбик записать глаголы множественного числа.

Итак, запишите слова: выпал, пошли, бежим, посолил, играют, работает, купил, обрадовала, улетели, вынесли, предложит.

- Итак, (имя), прочитай грамматически слова, которые ты написал в первый столбик и объясни почему ты их так написал.



- У кого по-другому?

Если у кого-нибудь по-другому (есть ошибки), разбирают правильность определения числа глагола.

- Почему в слове выпал ты написал во втором слоге?

- Какую букву нужно написать после с в слове посолил?

- (Имя), прочитай грамматически слова, которые ты написал во второй столбик и объясни почему ты их так написал.



- У кого по-другому?

Если у кого-нибудь по-другому (есть ошибки), разбирают правильность определения числа глагола.

- Какую букву нужно написать после б в слове бежим?

- Сколько раз пишем е в слове улетели?


- Букву какого гласного звука нужно написать во втором слоге в слове вынесли?






- Выпал (что сделал?), посолил (что сделал?), работает (что делает?), купил (что сделал?), обрадовала (что сделала?), предложит (что сделает?).

Называют свои варианты выполнения.

- Проверяем словом падать.

- О, проверяем словом соль.

- Пошли (что сделали?), бежим (что делаем?), играют (что делают?), улетели (что сделали?), вынесли (что сделали?).

Называют свои варианты выполнения.


- е, проверяем словом бег.

- 2 раза, так как первый звук е можно проверить словом полет, второй звук е под ударением.

- е, проверим словом нёс.

Таблица на листе в косую линейку с двумя столбиками у каждого ребенка

Локализация затруднений

- Какие затруднения у вас возникли? Где вы допустили ошибки? Может, вы где-то сомневались в определении числа глагола?

- Как вы думаете, почему возникли / не возникли затруднения?

Если возникли инд. затруднения

Если не было инд. затруднений

- Я вижу, у некоторых из вас остались затруднения по теме (называет возникшие затруднения, например, сложности в определении множественного числа глаголов), поэтому продолжим тренироваться определять число глаголов.

- Молодцы, вы справились с заданием. Чтобы прочно закрепить ваши знания по этой теме, я предлагаю еще потренироваться и начать формировать навык определения числа глаголов.


Называют.


- Не поняли, не выучили правило/ выучили правило, поняли его.


Построение проекта формирования умений

- Назовите тему урока.



- Поставьте цель урока.


- Построим план по достижению цели на урок. Как вы думаете, какой первый пункт плана?

- Почему?

- Верно, для начала мы вспомним правило.


- Озвучьте второй пункт плана.


- Верно. Наш план на урок:

1. Вспомнить правило об определении числа глаголов;

2. Выполнить упражнения для закрепления знания о единственном и множественном числе глаголов.

- Тема нашего урока «Единственное и множественное число глаголов».

- Закрепить знания о единственном и множественном числе глаголов.

- Вспомнить правило об определении числа глаголов.

- Если возникли затруднения на практике, значит, нужно еще раз обратиться к правилу.

- Выполнить упражнения для закрепления знания о единственном и множественном числе глаголов.

Слайд (тема)

Слайд (цель)

Слайд (план)

Реализация построенного проекта

- Приступим к выполнению первого пункта плана – вспомнить правило об определении числа глаголов. (Имя), озвучь правило.








- Кто-то хочет дополнить?


- Что обозначает глагол в единственном числе?

- Приведите примеры глагола единственного числа.

- Какого числа глаголы, которые обозначают действие нескольких объектов?

- Приведите примеры глаголов множественного числа.

- Итак, в полной ли мере выполнен первый пункт плана?




- Значит, можем приступить к выполнению следующего пункта плана - выполнить упражнения для закрепления знания о единственном и множественном числе глаголов. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

Письменно выполним упражнение 131 на странице 76. Что нужно сделать сначала (под первым оранжевым кругом)?



- Кто хочет прочитать выразительно?










- Понравилось стихотворение?

- О чем оно?

- Все ли слова вам знакомы?


- Пичужки – маленькие птички.

- Выпишите глаголы из стихотворения через запятую.

- Что у вас получилось?


- У кого по-другому?

(Если у кого-то по-другому, обсуждают верное выполнение)

- По цепочке задайте вопрос каждому глаголу.





- Определите число каждого глагола по цепочке и измените их число.




- Выпишите нераспространенное предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого.

- Какое предложение вы выписали?

- У кого по-другому?

(Если у кого-то по-другому, обсуждают верное выполнение)

- Почему предложение нераспространенное? Назовите и подчеркните главные члены.

- Предложение нераспространенное, вы верно выполнили упражнение.

- Выполнен второй пункт плана?

- Весь план выполнен?

- Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет. Глагол во множественном числе обозначает действие нескольких предметов: стучат, пишут. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу.

- Нет, правило передано полностью и без ошибок.

- Действие одного предмета.

- Читает, спит и пр.

- Множественного числа.


- Кричат, стараются и пр.

- Да, так как мы вспомнили правило об определении числа глаголов и даже привели свои примеры.






- Прочитать выразительно стихотворение, выписать глаголы, устно к каждому глаголу поставить вопрос.

- Опять – весна.

Весна пришла!

Творятся дивные дела:

То по реке помчится лёд,

То где-то снег трава пробьёт,

То золотистые веснушки

Усеют щёки и носы,

То классу шустрые пичужки

Дадут в учебные часы концерт бесплатный...

- Да / нет, потому что … .

- О том, что пришла весна.

- Нет, мы не знаем, что такое пичужки.

Выписывают.

- Пришла, творятся, помчится, пробьет, усеют, дадут.

Называют.


- Пришла (что сделала?), творятся (что делают?), помчится (что сделает?), пробьет (что сделает?), усеют (что сделают?), дадут (что сделают?).

- Пришла (ед. ч.) – пришли (мн. ч.), творятся (мн. ч.) – творится (ед. ч.), помчится (ед. ч.) – помчатся (мн. ч.), пробьет (ед. ч.) – пробьют (мн. ч.), усеют (мн. ч.) – усеет (ед. ч.), дадут (мн. ч.) – даст (ед. ч.).


- Весна пришла!

Называют, у кого по-другому.


Подлежащее – весна (подчеркиваем одной чертой), сказуемое – пришла (подчеркиваем двумя чертами).


- Да.

- Да.


Обобщение затруднений во внешней речи

- Какие затруднения у вас возникли в ходе реализации плана?

(Разбирают возникшие затруднения)

Если возникли инд. затруднения

Если не было инд. затруднений

- Ребята, еще раз предлагаю обратиться к правилу, запомнить, понять его.

- Ребята, еще раз предлагаю обратиться к правилу, чтобы оно прочно закрепилось, и вы его не забывали.


Озвучивают затруднения (при их наличии).






Рассказывают правило.


Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Наклоны вперёд и назад.




Рывки руками перед грудью.




Вращение головой.





Садятся за парты.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Предлагаю вам самостоятельно выполнить упражнение 132 на странице 76. Что вам нужно сделать?


- В скобках подпишите число глаголов.

- Какие вопросы есть по выполнению упражнения?

Отвечает на вопросы по заданию.

- Приступайте к выполнению.

- Заканчивайте работу. Возьмите простой карандаш. Я выведу на доску эталон. Если вы верно изменили глагол, поставили в нем ударение и определили число, ставите + над глаголом. Если хотя бы одна ошибка в работе с глаголом, ставьте минус.

- У кого нет ошибок?

- Какие ошибки вы допустили?

Разбирает затруднения.

- Изменить форму глаголов по вопросам, записать глаголы, обозначить в них ударение.


Называют вопросы.


Выполняют упражнение.




Проверяют.

Поднимают руки.

Называют ошибки.

Эталон (слайд):

Начал (ед. ч.), взял (ед. ч.), начала (ед. ч.), взяла (ед. ч.), начали (мн. ч.), взяли (мн. ч.).

Включение в систему знаний и повторение

- Ребята, я предлагаю вам выполнить творческое задание. Составьте текст, в котором будем не менее 5 глаголов единственного числа и не менее 5 глаголов множественного числа, и запишите его в тетрадь. Количество предложений – от 5 до 8.

- Кто хочет прочитать свой текст? Один читает, остальные считают, сколько глаголов множественного и единственного числа по отдельности.

(После прочтения каждого текста задает вопросы:

- Сколько глаголов множественного числа?

- Сколько глаголов единственного числа?

- (Имя), верно ребята сосчитали?

(если ответы не совпали, пересчитывают все вместе)

Осуществляет коррекцию речевых, логических ошибок.

- Молодцы, вы справились с заданием.

Составляют текст.




Желающие озвучивают составленный текст (не более 4 человек).

Отвечают на вопросы.


Рефлексия учебной деятельности

- Итак, урок подходит к концу. Назовите тему урока.


- Какую цель вы поставили на урок?


- Взгляните на пункты плана. Выполнили первый пункт?

- Озвучьте правило об определении числа глаголов.

- Выполнили второй пункт?

- Какие упражнения для закрепления знания о единственном и множественном числе глаголов вы выполнили?


- Все пункты плана выполнены?

- Цель занятия достигнута?

- Ребята, у кого все получилось, поднимите две руки.

-У кого возникли трудности, поднимите одну руку.

(Обсуждают, какие трудности возникли)

- Домашнее задание – выполнить упражнения на с. 77 - 133 (понять различие в смысле слов одевает - надевает, составить и записать предложение с каждым глаголом, по желанию - написать текст до 5 предложений о том, как вы заботитесь о младших братьях или сестрах), 134 (найти в словаре синонимов на с. 140 глаголы синонимы к указанным словам и записать их парами по образцу).

-На этом урок подошел к концу. Я была рада с вами работать. Урок окончен.

- Тема «Единственное и множественное число глаголов».

- Закрепить знания о единственном и множественном числе глаголов.

- Да.

Рассказывают правило.

- Да.

- Мы выписывали глаголы, задавали к ним вопросы, меняли их форму.

- Да.

- Да.

Поднимают руки.

Слайд (план)