СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по числам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителям начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Изменение имен существительных по числам"»

Менькова Оксана Викторовна 3 класс Урок №40

Русский язык 2 четверть


Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Цели преподавания: 1. Закрепление, углубление и систематизация знаний об изменении имен существительных по числам, их роли в речи.

2. Развитие мышления, внимания, памяти, орфографической зоркости учащихся.

3. Воспитание интереса к предмету, аккуратности и дисциплинированности.

Цели обучения: 1. Знать способы образования формы множественного числа имен существительных; знать, что есть существительные, имеющие только форму единственного числа и только форму множественного числа; уметь распознавать имена существительные по грамматическим признакам (значению и вопросам); уметь определять число имен существительных; анализировать и делать выводы.

2. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты: Учащиеся знают способы образования формы множественного числа имен существительных; знают, что есть существительные, имеющие только форму единственного числа и только форму множественного числа; умеют распознавать имена существительные по грамматическим признакам (значению и вопросам); умеют определять число имен существительных; анализируют и делают выводы.

Ресурсы: Учебник «Русский язык, 3 класс», девиз урока, презентация, «Карточка личных достижений» (у учащихся), карточки со словами (на доске), карточки (для работы в парах), листы А-3, фломастеры, маркеры.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Но сначала повернись, друг другу улыбнись,

Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам!

- Подумайте, какие качества нужны для успешной  работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность …)

- Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+", чего бы вы хотели достичь на уроке.


Я  хотел бы  достичь                                             

У меня получилось

Работать старательно и активно



Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок



Узнать что – то новое самостоятельно



Порадоваться за товарища



Получить «5»




2. Постановка темы и целей урока.

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

- А работать мы будем над темой русского языка – «Изменение имен существительных по числам».

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

- Правильно, мы будем учиться определять число имен существительных и изменять существительные по числам.

- В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос: «Всегда ли имена существительные изменяются по числам?» А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, активно отвечать и ничего не бояться.

- Девизом нашего урока станут слова французского философа Р. Декарта, сделавшего много открытий в математике, физике, астрономии и обществознании. (Чтение с доски эпиграфа: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».)

- Как вы понимаете эти слова?

- Я надеюсь, что вы всегда будете правильно применять свой ум и только на добрые дела.


3. Актуализация знаний. «Мозговой штурм».

- Итак, давайте повторим:

- Что же вы знаете о числе имен существительных. (Дети говорят все, что знают о числе имен существительных).

- Как отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном числе? (По значению и вопросам).

- На доске на карточках записаны существительные. Прочитайте их. Сравните.

- Какой вывод вы можете сделать? (Записаны существительные во множественном числе).

- Задание: Распределите слова в 3 столбика: 1 группа – сущ. м.р., 2 группа – ж.р., 3 группа – с.р. (Учащиеся выходят к доске по очереди по 1 ученику от группы).

- Проверка.

М.р. – мосты, шкафы, папы, ножи, малыши.

Ж.р. – мамы, реки, птицы, задачи, вершины.

С.р. – окна, моря, поля, облака, озёра.

- Сделайте вывод:

1. Как определить род имен существительных во множественном числе?

2. Какие окончания имеют имена существительные во множественном числе м.р., ж.р, с.р.?

- Молодцы!

- Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка.

- Откройте тетради, записываем дату, классная работа.


4. Работа по теме урока.

1. Работа в группах.

- Поставьте данные существительные в форму множественного числа. Запишите.

Сделайте вывод об образовании множественного числа имен существительных.

Задание для 1 группы:

Воробей - …, муравей - …, ручей - …

Задание для 2 группы:

Время - …, племя - …, имя - …

Задание для 3 группы:

Человек - …, ребенок - …

  1. Защита работы групп. (по 1 учащемуся от группы делают выводы).


Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считает.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


  1. Усвоение содержания темы. (используется презентация).

- Ученик выполнил упражнение, поставив все существительные в форму множественного числа. Посмотрите, что у него получилось:

Ед.ч. – мн.ч.

Дерево – деревья, птица – птицы, мёд – мёды, молоко - молоки, пирог – пироги, доброта – доброты.

- Правильно ли ученик выполнил задание?

- Есть ли у слов мёд, молоко, доброта форма множественного числа? Сделайте вывод. (В русском языке есть существительные, которые употребляются только в форме единственного числа).

4. Работа в парах.

- Выпишите имена существительные, которые не имеют формы множественного числа.

Обувь, мебель, дерево, охота, яблоко, торт, сахар, перо, золото, голос, берег, капуста, соль.

- Взаимопроверка по образцу. Взаимооценивание.

- Прочитайте слова на слайде. Поставьте их в форму единственного числа.

Сутки, салазки, брюки, ножницы.

- Что вы можете сказать о них? Подумайте и сделайте вывод.

- Употребляются ли данные существительные в единственном числе.

- Совещаясь в группе, подумайте и запишите несколько слов, которые имеют только форму множественного числа.

- Проверка.


  1. Проверка знаний. Тест.

- Проверим, как вы усвоили материал, выполним тест.

1. Какое слово стоит в форме единственного числа?

а) чашки

б) ложки

в) кастрюля

г) тарелки

2. Какое слово стоит в форме множественного числа?

а) чашки

б) ложка

в) кастрюля

г) тарелка

3. Найди существительное, которое не употребляются в единственном числе.

а) ручки

б) шкафы

в) облака

г) ножницы

4. Найди существительное, которые не употребляется во множественном числе.

а) весло

б) соль

в) колесо

г) роза

5. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопрос что?

а) одеяла

б) люди

в) друзья

г) дельфины

5. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопрос кто?

а) одеяло

б) трактор

в) карандаш

г) дельфин

6) Укажи «лишнее» слово.

а) улыбка

б) лужи

в) туча

г) слово

7) Укажи «лишнее» слово.

а) улыбка

б) лужи

в) тучи

г) слова


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Давайте подведём итоги и ответим на вопрос: «Всегда ли имена существительные изменяются по числам?»

- Что мы узнали в результате урока?

- Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

- А кто, на ваш взгляд, из класса сегодня работал лучше всех? (ответы детей).

- Понравилась ли вам работа в группе? Почему?

- Оценки за урок. Комментарий работы в группах.

- А теперь возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+", что у вас получилось сегодня на уроке.

- Д/з: с.108(пр), с.109, у.244, выписать из словаря 5 существительных, имеющих только форму едч. или только форму мн.ч.

- Спасибо за урок!

4