Род имён существительных
Цель: учить определять род имён существительных.
Ход урока
Самоопределение к деятельности
Мотивация к учебной деятельности
- Для того, чтобы определить тему нашего урока внимательно послушайте стихотворение:
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу, — она моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род — оно моё:
Моё окно, село моё.
Почему я начала урок с этого стихотворения? О чем он? (о родах имени существительного)
— Сформулируйте тему урока.
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары слов.
- Назовите пропущенные буквы и объясните их написание.
V. Открытие нового знания
Работа по учебнику
Упр. 39 (с. 25).
— Прочитайте слова. Разделите их на три группы.
— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением он. Назовите род этих имён существительных.
— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением она. Назовите род этих имён существительных.
— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением оно. Назовите род этих имён существительных.
— Прочитайте ниже выводы в учебнике. Сходятся ли выводы учебника с нашими наблюдениями? (да)
— Каким словом можно заменить слова мужского рода? (мест. он)
— Каким словом можно заменить слова женского рода? (мест. она)
— Каким словом можно заменить слова среднего рода? (мест. оно)
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
Упр. 40 (с. 26).
(Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют их род и называют окончания)
- Ответьте, пожалуйста, на вопросы: одинаковые ли окончанию у слов? (нет, похожее только у м.р и ж.р); можно ли по окончанию определить род имени существительного? (да, можно).
Давайте назовем окончания имен существительных м.р. (а, я и нулевое)
Окончания имен существительных ж. р. (а, я, нулевое)
Назовите окончания имен существительных с.р. (о, е)
Сделаем вывод: какие у нас есть помощники в определении рода имен существительных? (местоимения и окончания)
Упр. 41 (с. 26).
— Прочитайте пары слов.
— Сравните слова. Чем они похожи? Чем отличаются? (однокоренные, использованы суффиксы)
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют их род.)
Теперь выполним морфемный разбор слов под цифрой 2 (Оленька, полюшко)
VI. Физкультминутка
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа по учебнику
Упр. 42 (с. 26).
(Коллективное выполнение. Двое учащихся работают у доски, остальные у себя в тетрадях)
В чем сходство слов? (оканчиваются на мягкий знак). В чем различие? (одушевленные и неодушевленные предметы)
Упр. 43 (с. 27).
— Прочитайте слова. Составьте из данных слов словосочетания.
— Выполните задания.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания и называют род имён существительных.)
2. Упражнение в определении рода имён существительных
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род имён существительных.
1) Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к.хтёр, св..бода, шо(с, сс)е, ..кскурс.я, а(л, лл)ея, завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, десница, пом..дор, рад..о, т..варищ.., р..шение.
2) (Без)т..рпен..я - нет умен..я. (Без)труда не выт..щишь и ры..ку (из)пруда. (Без)х..зяина дом — сирота. Учен..е лучше богатства. Счаст..е и тру., рядом ж..вут.
Картинный диктант
(Учитель показывает предметную картинку. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.)
— Какого рода бывают имена существительные?
— Каким словом можно заменить слова мужского рода?
— Каким словом можно заменить слова женского рода?
— Каким словом можно заменить слова среднего рода?
VIII. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
IX. Подведение итогов урока
— Как определить род имени существительного?
Домашнее задание
Упр. 44 (с. 27).