СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе "Род имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 3 классе "Род имен существительных"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе "Род имен существительных"»

Род имён существительных

Цель: учить определять род имён существительных.


Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

  2. Мотивация к учебной деятельности

- Для того, чтобы определить тему нашего урока внимательно послушайте стихотворение:

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу, — она моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род — оно моё:

Моё окно, село моё.

Почему я начала урок с этого стихотворения? О чем он? (о родах имени существительного)

— Сформулируйте тему урока.

  1. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

— Прочитайте пары слов.

- Назовите пропущенные буквы и объясните их написание.

V. Открытие нового знания

Работа по учебнику

Упр. 39 (с. 25).

— Прочитайте слова. Разделите их на три группы.

— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением он. Назовите род этих имён существительных.

— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением она. Назовите род этих имён существительных.

— Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением оно. Назовите род этих имён существительных.

  • Зачем нужны слова помощники? (чтобы было легче определить род)

— Прочитайте ниже выводы в учебнике. Сходятся ли выводы учебника с нашими наблюдениями? (да)

— Каким словом можно заменить слова мужского рода? (мест. он)

— Каким словом можно заменить слова женского рода? (мест. она)

— Каким словом можно заменить слова среднего рода? (мест. оно)

— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расска­жите правило соседу по парте.

Упр. 40 (с. 26).

(Коллективное выполнение. Учащиеся по це­почке читают имена существительные и называют их род и называют окончания)

- Ответьте, пожалуйста, на вопросы: одинаковые ли окончанию у слов? (нет, похожее только у м.р и ж.р); можно ли по окончанию определить род имени существительного? (да, можно).

Давайте назовем окончания имен существительных м.р. (а, я и нулевое)

Окончания имен существительных ж. р. (а, я, нулевое)

Назовите окончания имен существительных с.р. (о, е)

Сделаем вывод: какие у нас есть помощники в определении рода имен существительных? (местоимения и окончания)




Упр. 41 (с. 26).

— Прочитайте пары слов.

— Сравните слова. Чем они похожи? Чем отличаются? (однокоренные, использованы суффиксы)

Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существитель­ные и называют их род.)

Теперь выполним морфемный разбор слов под цифрой 2 (Оленька, полюшко)

VI. Физкультминутка

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  1. Работа по учебнику

Упр. 42 (с. 26).

(Коллективное выполнение. Двое учащихся работают у доски, остальные у себя в тетрадях)

В чем сходство слов? (оканчиваются на мягкий знак). В чем различие? (одушевленные и неодушевленные предметы)

Упр. 43 (с. 27).

— Прочитайте слова. Составьте из данных слов словосоче­тания.

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания и называют род имён существительных.)

2. Упражнение в определении рода имён существительных

— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скоб­ки. Укажите род имён существительных.

1) Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к.хтёр, св..бода, шо(с, сс)е, ..кскурс.я, а(л, лл)ея, завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, десница, пом..дор, рад..о, т..варищ.., р..шение.

2) (Без)т..рпен..я - нет умен..я. (Без)труда не выт..щишь и ры..ку (из)пруда. (Без)х..зяина дом — сирота. Учен..е лучше богатства. Счаст..е и тру., рядом ж..вут.

Картинный диктант

(Учитель показывает предметную картинку. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.)

— Какого рода бывают имена существительные?

— Каким словом можно заменить слова мужского рода?

— Каким словом можно заменить слова женского рода?

— Каким словом можно заменить слова среднего рода?

VIII. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе  

    1      2      3      4      5      6      7      8      9      10

IX. Подведение итогов урока

— Как определить род имени существительного?

Домашнее задание

Упр. 44 (с. 27).