МБОУ "Верхнемедицкая средняя общеобразовательная школа"
Урок русского языка
Класс 4
Тема: «Имя прилагательное.
Обобщение»
Учитель Боровкова В.М.
Педагогические задачи: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном, его грамматических признаках, формировать умение образовывать имена прилагательные от существительных,писать безударные падежные окончания имен прилагательных, правильно употреблять прилагательные в речи, развивать орфографическую зоркость.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока; составляют план и последовательность действий; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, при необходимости вносят корректировки; способны к проявлению волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: знают правила ведения диалога и применяют их на практике; достаточно полно и точно выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают всех участников образовательного процесса.
Ход урока
Поприветствовали друг друга.
-Какие краски вы взяли бы, чтобы нарисовать сегодняшний день?
-А свое настроение?
Слова какой части речи вы использовали?
Докажите, что это имена прилагательные.
Это и есть тема нашего урока: Имя прилагательное. Обобщение (слайд 1)
Какие цели и задачи вы поставили бы перед собой на обобщающем уроке? А вот что предлагаю вам я.(слайд 2)
На какой вопрос вы уже ответили?
А сейчас продолжим работу. Картинный диктант. Запишите в столбик слова, которые у вас ассоциируются с этими картинками.(зима, весна, лето, осень). Какое из этих слов вы нашли бы интересным для фонетического разбора?
Назовите одним словом записанные слова (времена года, имена существительные)
Давайте от каждого имени существительного образуем имя прилагательное. С помощью чего образовали новые слова? Какие еще части слова могут нам помочь при образовании новых слов?
Можно ли считать наши пары слов однокоренными?
Продолжите устно любой ряд однокоренными словами.
Как изменяются имена прилагательные? Как определить род, число и падеж имени прилагательного? Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Измените число имени прилагательного. Что для этого нужно сделать?
Измените род имени прилагательного.
Физминутка : если услышите прилагательное, вставайте (огонь, огненный, краска,красный, хороший, добрый,)
Выйдите к доске, встаньте в круг. Давайте попробуем изобразить мимикой удивленный, грустный, злой, радостный. Слова какой части речи помогли нам описать состояние?
Какой еще вопрос мы не рассмотрели?
работа в парах : на странице 47 учебника выполните упражнение 102. Вам предстоит согласовать имена прилагательные с именами существительными в нужном падеже и правильно написать падежные окончания.
Продолжите предложения :
- Сегодня я вспомнил....
- Сегодня я повторил...
- Было интересно...
- Было трудно...., но я справился.
Тест
1.Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) предмет.
2.Найдите имя прилагательное, употребленное в форме множественного числа:
а)красивый;
б)бескрайние;
в)городской.
3.Укажите прилагательное женского рода:
а)солнечная;
б)приветливый;
в)горячее.
4.Отметьте имя прилагательное, употребленное в форме родительного падежа:
а)по тонкому льду;
б)в тонкой тетради;
в)из тонкого материала.
5.Найдите ряд синонимов:
а)добрый- злой;
б) дружественный- враждебный;
в)смелый- храбрый.
6.Найдите ряд антонимов:
а)смелый- храбрый;
б) храбрый- трусливый;
в)белый- светлый.
Проверьте себя по ключу. Оцените свою работу. Кто не сделал ни одной ошибки? В каких вопросах вы ошиблись? Что вы повторите дома?
продолжите предложения:
-Сегодня я узнал...
-Было интересно...
-Я сумел...
Итог урока — На все ли вопросы мы ответили? Возникли ли у вас новые? С какой частью речи связано прилагательное?
Д\з кто не сделал ни одной ошибки в тесте, напишите сочинение- рассуждение на тему "Чего в русском языке больше: существительных или прилагательных?"