МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛАИШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Открытый урок русского языка в 5 классе
Восклицательные предложения
Учитель: Хусаинова Гульнур Нурисламовна
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, уважаемые гости и ребята!
Давайте, улыбнёмся друг другу, ведь если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдёт удачно, принесёт нам радость общения друг с другом. Главная задача быть активными, находчивыми, показать, что мы знаем и как умеем работать.
Актуализация
- Ребята, посмотрите на экран. Вам даны предложения. Что в них необычно? (Слайд1)
На дворе прекрасная погода
Почему вы не идёте гулять
Идите гулять
Да, не расставлены знаки завершения т.е. не расставлены знаки препинания в конце предложения. Ваша задача: 1) расставить знаки препинания (завершения), распределить предложения по видам. (Работа на доске)
2) Дать характеристику каждому виду предложений. (Работа на доске с таблицей)
3. Проверка (Слайд 2)
На дворе прекрасная погода.
Почему вы не идёте гулять?
Идите скорее.
(ТАБЛИЦА)
Вы правы, ребята, мы вспомнили виды предложений по цели высказывания.
По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные.
Постановка учебной цели.
- А все ли предложения мы поизносим с одинаковым настроением, интонацией? (Нет, одни из них произносятся с повышением интонации, а другие - спокойно.)
- Ребята, я предлагаю вам короткое видео. (Слайд 3) Как вы думаете, о каких предложениях сегодня мы с вами будем говорить? А может, вы уже догадались, какая будет тема сегодняшнего урока? (Восклицательные предложения). (Слайд 4) Совершенно верно, восклицательный знак скрывает в себе бурю эмоций. Он выражает наши сильные чувства: радость, восхищение, удивление, восторг, взволнованность, а также отчаяние, возмущение, негодование.
-Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего сегодняшнего урока.
- Дать понятие о восклицательных предложениях, развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно их читать.
(Слайд 5)
4. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.
- Итак, вопросительные, побудительные и повествовательные предложения могут произноситься с особой интонацией, выражающей чувства (Восклицательные), а могут-со спокойной интонацией, без эмоций. (Невосклицательные)
Обратите внимание на предложения. Сделайте вывод. (Слайд 6)
- Как мы должны читать предложения справа?
Прочитайте предложения с правильной интонацией.
Невосклицательные и восклицательные предложения
Мы были в лесу. Мы были в лесу!
Кто взял в книгу? Кто взял книгу?!
Прочитай книгу. Прочитай книгу!
- Почему предложение выделено красным цветом? Обратили внимание на знаки в конце предложения.
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне на зло! (Выражение злости, зависти, раздражения)
Что за диво!
Всё так чисто и красиво (Восхищение)
-Вы заметили, какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)
- Какой мы можем сделать вывод? Могут ли быть восклицательными любые предложения по цели высказывания?
Запомните ребята: восклицательным и невосклицательным могут быть предложения любой цели высказывания.
-Ребята, давайте составим таблицу- помощницу, в которую включим новую информацию, полученную на уроке. На партах листочки белого цвета. Выполните задание: распределите предложения по цели высказывания и по интонации.
Задание: распределите предложения по цели высказывания и интонации
Пример | По цели высказывания | По интонации |
Какой сегодня чудесный день! | | |
Я показал на маленькую лужицу. | | |
Что же теперь говорить об этом?! | | |
Кто открыл окно в сад? | | |
Продолжать наблюдение! | | |
Приходите сегодня вечером. | | |
Давайте обсуждать этот вопрос серьёзно | | |
На выполнение 3 мин. (Слайд7) эталон
- У кого были ошибки?
-Молодцы! Многие справились с заданием.
5.Физминутка
Мы сейчас покажем точку:
Раз, два, три – надули щёки!
Дружно прыгнули на строчку-
Вот и показали точку!
Спинку все согнули так,
Знак вопроса – нужный знак!
Он идёт как старый дед
Ста пятидесяти лет!
Восклицательный знак – это тот же вопросительный знак, разогнувшийся и подпрыгнувший от радости, что нашёл нужный ответ!
6. Закрепление материала.
А сейчас, ребята предлагаю каждому из вас побыть актёром. На жёлтых листочках написаны предложения. Ваша задача: прочитать предложения с правильной интонацией, с соблюдением языковых норм. Работаем в парах.
(Предложения)
7. Итог урока. – Ребята, чтобы наша жизнь была интересной, каких предложений в речи должно быть больше: восклицательных или невосклицательных?
8. Рефлексия. Знаки препинания на партах.
- Ребята, а мы сегодня достигли цели урока? Оцените, как вы поняли тему, было ли вам интересно на уроке?
9.Домашнее задание:
10. Выставление отметок.
Ребята, вы молодцы! Я с удовольствием провела с вами урок. Активны были …..
- Красивые мысли прежде чем лечь на бумагу цитатой, как девочки прихорашиваются: примеряя слова, как красивое платье, тщательно подобрав бижутерию из запятых и точек. Надев каблучок восклицательным знаком, побежит украшать и очаровывать мир.
- Желаю вам, племя младое, незнакомое, побольше произносить восклицательных, радостных предложений!
СПАСИБО ЗА УРОК!
Приложение
Задание: определите предложения по цели высказывания и интонации
Пример | По цели высказывания | По эмоциональной окраске |
Какой сегодня чудесный день! | | |
Я показал на маленькую лужицу. | | |
Что же теперь говорить об этом?! | | |
Кто открыл окно в сад? | | |
Продолжать наблюдение! | | |
Приходите сегодня вечером. | | |
Давайте обсуждать этот вопрос серьёзно. | | |
Задание: определите предложения по цели высказывания и интонации
Пример | По цели высказывания | По эмоциональной окраске |
Какой сегодня чудесный день! | | |
Я показал на маленькую лужицу. | | |
Что же теперь говорить об этом?! | | |
Кто открыл окно в сад? | | |
Продолжать наблюдение! | | |
Приходите сегодня вечером. | | |
Давайте обсуждать этот вопрос серьёзно. | | |
Задание: определите предложения по цели высказывания и интонации
Пример | По цели высказывания | По эмоциональной окраске |
Какой сегодня чудесный день! | | |
Я показал на маленькую лужицу. | | |
Что же теперь говорить об этом?! | | |
Кто открыл окно в сад? | | |
Продолжать наблюдение! | | |
Приходите сегодня вечером. | | |
Давайте обсуждать этот вопрос серьёзно. | | |
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито !» (сожаление)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию
«Ах ты, обжора! Ах, злодей!» - тут Ваську Повар укоряет. (Укор, порицание )
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
- Эй, вы, давайте начинать игру! (Дружеский совет)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки! (Восхищение)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу! (Просьба-мольба)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
А теперь, ты воротись,
Не горюй и спать ложись! (Дружеский совет)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
Воротись, поклонися рыбке! (Категорический приказ)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
А кого же на примете ты имеешь?! (Вопрос-удивление)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
«Стой, братцы, стой!- кричит Мартышка.-Погодите! Как музыке идти7 Ведь вы не так сидите.» (Укор, порицание)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
«Что за диковинка!-приятель отвечал,- на свете чудеса рассеяны повсюду! (восхищение. восторг)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
« Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться силой!» (Просьба-мольба)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
А хвост такой пушистый, раскидистый и золотистый! (Восторг)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
Уж как тебе не лень с утра до вечера трудиться целый день! (Удивление)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
« Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» (Радость)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
Разве вы не поняли меня?! (Удивление)
Выразите чувства, соблюдайте интонацию.
Берегите птиц! Не разоряйте их гнёзда! (Просьба)