СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Тире в бессоюзном сложном предложении"»

Урок русского языка в 9 классе


Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении

Тип урока: изучение нового материала

Цель: усвоение особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении, формирование умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и ставить знаки препинания

Задачи урока через планируемые результаты:

1. Предметные: усвоить особенности постановки тире в бессоюзном сложном предложении, формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; определять интонационные особенности этих предложений, правильно выбирать знаки препинания, развивать познавательные умения и мыслительные навыки обучающихся, орфографическую и пунктуационную зоркость через практическую деятельность

2. Метапредметные: учить умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия.

Познавательные УУД:

осознание познавательной задачи; слушание, извлечение необходимой информации; применение знаний с учётом решаемых задач; осуществление анализа, обобщения, применение алгоритма.


Регулятивные УУД:

умение самостоятельно формулировать цели урока; планирование действий, самоконтроль, коррекция, осуществление пошагового контроля способов решения учебной задачи.


Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



3. Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.



Ход урока

1. Орг.момент

2. Организация деятельности по повторению и применению знаний.

Лингвистическая разминка

1. Из пред­ло­же­ний вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки за­ви­сит от

глу­хо­сти — звон­ко­сти по­сле­ду­ю­ще­го со­глас­но­го:

После четвёртого урока всех от­пу­сти­ли, и маль­чиш­ки с гиком и воем рва­ну­лись вон из школы, оста­вив этих троих без вни­ма­ния в пу­стом клас­се, устав­лен­ном пёстры­ми аст­ра­ми.

Миха по­дроб­но рас­ска­зал, как утром, по до­ро­ге в школу, вы­та­щил бе­до­ла­гу-котёнка почти из самой пасти со­ба­ки, со­би­рав­шей­ся его за­грызть.

2. Из пред­ло­же­ний вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки опре­де­ля­ет­ся её зна­че­ни­ем — «при­бли­же­ние».

Если кто-то по­лу­чал пятёрку за до­маш­нее со­чи­не­ние, он спра­ши­вал: «Что, ма­моч­ка с па­поч­кой по­тру­ди­лись?» Ему ка­за­лось, что любые удачи при­хо­дят к людям как бы за его счёт.

3. Из пред­ло­же­ний вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных от су­ще­стви­тель­ных с по­мо­щью суф­фик­са -ЯН, пи­шет­ся одна буква Н».

Ре­бя­та ка­та­лись на сан­ках у реки. Сер­ге­е­ва тоже за­хо­те­ла по­ка­тать­ся. Ре­бя­та дали ей санки. Она села и по­еха­ла, сани слу­чай­но вы­еха­ли на лёд, ко­то­рый был тон­ким и хруп­ким, и через ми­ну­ту Сер­ге­е­ва ока­за­лась в ле­дя­ной воде.

4. Из пред­ло­же­ний вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са не опре­де­ля­ет­ся общим пра­ви­лом (яв­ля­ет­ся ис­клю­че­ни­ем).

Но вдруг в борь­бе кто-то опро­ки­нул де­ре­вян­ный домик. Две ма­лень­кие ис­пу­ган­ные ро­со­маш­ки оста­лись со­всем без при­кры­тия. Жаж­ду­щие до­бы­чи волки уже го­то­вы были схва­тить их, но мать успе­ла за­крыть собой детёнышей.

5. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «че­ло­ве­че­ская жизнь», по­стро­ен­ное на ос­но­ве со­гла­со­ва­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние

6. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «от­не­стись юмо­ри­сти­че­ски», по­стро­ен­ное на ос­но­ве при­мы­ка­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние

7. Среди предложений 40−46 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения:

(40)Серд­це маль­чи­ка было на­пол­не­но горем. (41)Толь­ко сей­час он понял, что зна­чит — по­те­рять отца. (42)Ему хо­те­лось пла­кать. (43)Он по­смот­рел на мать, но она мол­ча­ла. (44)Мол­чал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, ко­то­рый давно погиб на войне.

3. Актуализация знаний.

- Прочитайте задание на слайде.

- Что нужно сделать? (определить грамматические основы, расставить знаки препинания)

1. Бледные щеки впали, глаза сделались большие, губы горели.

2. Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо.

3. Настанет утро – двинемся в путь.

- Давайте проверим. (слайд )

- На каком основании поставили : в 3 предложении?

- А вы уверены, что здесь именно такое значение между частями?

- Как вы думаете, какой знак препинания здесь нужно поставить?

4. Формулирование темы и целей урока

- О чём пойдет речь сегодня на у роке?

Сформулируйте тему. (слайд 12).

- Тире в БСП.

Исходя из темы, сформулируйте цели урока. (слайд 13):

- Познакомимся с тире в БСП

- Узнаем, когда ставится тире в БСП

- Научимся правильно ставить тире в БСП

5. "Открытие нового знания"

- Какое предложение называется БСП?

- Какие знаки препинания ставятся в БСП?

- От чего зависит выбор знака? (от значения предложений)

1. Анализ предложений

- Выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания, определите вид предложений:

1. Я гость а вы хозяин.

2.Сыр выпал и с ним была плутовка такова.

3. Если любишь кататься люби и саночки возить.

4.Когда настанет утро двинемся в путь.

5. Солнце дымное встаёт так что будет день горячий.

- Проверим.

- Какое смысловое значение между частями?

1. Я гость, а вы хозяин. (противопоставление)

2. Сыр выпал, и с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий)

3. Если любишь кататься, люби и саночки возить. (условие)

4. Когда настанет утро, двинемся в путь. ( время)

5. Солнце дымное встаёт, так что будет день горячий (вывод, следствие)

-Уберите союзы. Значения останутся?

- Сформулируйте правило!

- Запишите опорную схему в тетрадь:

Противопоставление (а)

тире

значение



Быстрая смена событий (и)

Условие (если)

Время (когда)

Следствие (так что, поэтому)

- Запомните интонацию в БСП!

- Прочитаем правило постановки тире в БСП в учебнике (п.17)

6. Закрепление изученного

1. Упр. 231 (устно)

2. Упр.232 (письменно). С опорой на алгоритм. Группа 1.

Алгоритм постановки знаков препинания в БСП


    1. Найдите грамматические основы предложения


    1. Определите смысловые отношения между частями БСП и поставьте необходимый знак!

Последовательность

Одновременность событий (между предложениями можно поставить союз И)

Причина (потому что)

Дополнение (что)

Пояснение (а именно)


Противопоставление (а, но)

Время, условие (когда, если)

Вывод, следствие (так что, поэтому)

Быстрая смена событий ( и вдруг)

Сравнение (словно, будто)

,

Есть запятые внутри простых

:

-

;








Распределите предложения. Группа 2

- Распределить номера предложений в таблице, учитывая смысловые отношения.

1. Игнат спустил курок – ружье дало осечку.

2. Смелые побеждают – трусливые погибают.

3. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце.

4. Я был скромен – меня обвинили в лукавстве.

5. Будет дождик - будут и грибки; будут грибки – будет и кузов.

6. Ехал сюда – рожь начинала желтеть.

7. До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу – нет зверя.

8. Смерти бояться – на свете не жить.


Первая часть имеет значение времени

Быстрая смена событий

Вторая часть имеет значение

следствия

Первая часть имеет значение условия

Первая часть противопоставляется содержанию второй







- Проверка


Первая часть имеет значение времени

Быстрая смена событий

Вторая часть имеет значение

следствия

Первая часть имеет значение условия

Первая часть противопоставляется содержанию второй

3, 6

1

4

5, 8

2, 7



3. Выполнение заданий ОГЭ

1. Среди пред­ло­же­ний 37—40 най­ди­те слож­ное бес­со­юз­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(37)Катя пе­ре­ста­ла иг­рать и по­вер­ну­ла к нам раз­го­рячённое лицо:

– (38)Я этого «Со­ло­вья» с пяти лет пою. (39)К нам гости — тут я со своим «Со­ловьём»! (40)Я, если б он мне по­пал­ся, этот со­ло­вей, его на мед­лен­ном огне из­жа­ри­ла бы!..

2. Среди пред­ло­же­ний 41 – 46 най­ди­те бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(41)Перед самым уро­ком Винт подошёл к Вень­ке и по­про­сил:

— (42)А можно я с тобой сяду?

(43)Вень­ка тут же со­брал раз­бро­сан­ные по парте учеб­ни­ки и тет­ра­ди. (44)Со вто­ро­го клас­са с ним никто не са­дил­ся после того, как он по­драл­ся со Слав­кой Ни­ко­нен­ко. (45)Пашка сел рядом — Вень­ка бо­ял­ся даже ды­шать. (46)Он решил, что этот день стал самым счаст­ли­вым за по­след­ние шесть лет его жизни.





7. Проверка знаний

Тест

1. Укажите условие постановки тире в данном предложении

Я сунул ему рубль - он сокрушённо вздохнул и пропустил (И.А.Бунин)

а) вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит противопоставление

б) между подлежащим и сказуемым

в) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения

г) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие

2. Укажите условие постановки двоеточия в данном предложении.

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (А.С.Пушкин)

а)обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

б) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

в) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части

г) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части

8. Итог урока

- Итак, что нового сегодня узнали на уроке?

- От чего зависит постановка тире в БСП?

9. Домашнее задание

Уровень 1

п.17, упр.233

Уровень 2

1.Среди пред­ло­же­ний 1–5 най­ди­те бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние. Выпишите это пред­ло­же­ние, подчеркните грамматические основы, определите смысловые отношения между частями предложения:

(1)Ан­дрю­ша Ру­да­ков был креп­ким и сме­лым маль­чи­ком. (2)Он все­гда за­щи­щал тех, кто по­сла­бее, и за это все в клас­се лю­би­ли его.

(3)Рядом с Ан­дрю­шей за пар­той си­де­ла ма­лень­кая ху­день­кая де­воч­ка Ася. (4)То, что она была ма­лень­кая и сла­бень­кая, ещё можно было про­стить, но то, что Ася была трус­ли­ва, – с этим Ан­дрю­ша никак не мог при­ми­рить­ся. (5)Асю можно было ис­пу­гать, сде­лав ей страш­ные глаза; она бо­я­лась каж­дой встреч­ной со­ба­чон­ки, убе­га­ла от гусей.

2. Среди пред­ло­же­ний 44–50 най­ди­те бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние. Выпишите это пред­ло­же­ние, подчеркните грамматические основы, определите смысловые отношения между частями предложения:

(44)Маль­чи­ку хо­те­лось ска­зать, что шофёр ошиб­ся, что ра­не­ный боец Бах­тю­ков ему не отец, а чужой че­ло­век, что ему стало плохо, что он его встре­тил по до­ро­ге на каток и помог до­брать­ся до дома. (45)Но сей­час не было вре­ме­ни для объ­яс­не­ний: че­ло­век мог по­гиб­нуть. (46)И маль­чик, ста­ра­ясь го­во­рить по­нят­ней и убе­ди­тель­ней, ска­зал:

– (47)Лежит без со­зна­ния. (48)Ра­не­ный он. (49)Оско­лок за­ше­ве­лил­ся. (50)В груди.

10. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке . Заполните оценочный лист.

Оценочный лист________________________

сегодня я узнал______________________________

было интересно /было трудно

Мне понятен материал (+/-)

Я справлюсь с домашним заданием (+/-)

Я работал на уроке на оценку ___