Урок русского языка в 9 классе
Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении
Тип урока: изучение нового материала
Цель: усвоение особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении, формирование умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и ставить знаки препинания
Задачи урока через планируемые результаты:
1. Предметные: усвоить особенности постановки тире в бессоюзном сложном предложении, формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; определять интонационные особенности этих предложений, правильно выбирать знаки препинания, развивать познавательные умения и мыслительные навыки обучающихся, орфографическую и пунктуационную зоркость через практическую деятельность
2. Метапредметные: учить умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия.
Познавательные УУД:
осознание познавательной задачи; слушание, извлечение необходимой информации; применение знаний с учётом решаемых задач; осуществление анализа, обобщения, применение алгоритма.
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно формулировать цели урока; планирование действий, самоконтроль, коррекция, осуществление пошагового контроля способов решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3. Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Ход урока
1. Орг.момент
2. Организация деятельности по повторению и применению знаний.
Лингвистическая разминка
1. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от
глухости — звонкости последующего согласного:
После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.
Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть.
2. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».
Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: «Что, мамочка с папочкой потрудились?» Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.
3. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ЯН, пишется одна буква Н».
Ребята катались на санках у реки. Сергеева тоже захотела покататься. Ребята дали ей санки. Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде.
4. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
Но вдруг в борьбе кто-то опрокинул деревянный домик. Две маленькие испуганные росомашки остались совсем без прикрытия. Жаждущие добычи волки уже готовы были схватить их, но мать успела закрыть собой детёнышей.
5. Замените словосочетание «человеческая жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
6. Замените словосочетание «отнестись юмористически», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
7. Среди предложений 40−46 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения:
(40)Сердце мальчика было наполнено горем. (41)Только сейчас он понял, что значит — потерять отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он посмотрел на мать, но она молчала. (44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.(46)Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне.
3. Актуализация знаний.
- Прочитайте задание на слайде.
- Что нужно сделать? (определить грамматические основы, расставить знаки препинания)
1. Бледные щеки впали, глаза сделались большие, губы горели.
2. Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо.
3. Настанет утро – двинемся в путь.
- Давайте проверим. (слайд )
- На каком основании поставили : в 3 предложении?
- А вы уверены, что здесь именно такое значение между частями?
- Как вы думаете, какой знак препинания здесь нужно поставить?
4. Формулирование темы и целей урока
- О чём пойдет речь сегодня на у роке?
Сформулируйте тему. (слайд 12).
- Тире в БСП.
Исходя из темы, сформулируйте цели урока. (слайд 13):
- Познакомимся с тире в БСП
- Узнаем, когда ставится тире в БСП
- Научимся правильно ставить тире в БСП
5. "Открытие нового знания"
- Какое предложение называется БСП?
- Какие знаки препинания ставятся в БСП?
- От чего зависит выбор знака? (от значения предложений)
1. Анализ предложений
- Выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания, определите вид предложений:
1. Я гость а вы хозяин.
2.Сыр выпал и с ним была плутовка такова.
3. Если любишь кататься люби и саночки возить.
4.Когда настанет утро двинемся в путь.
5. Солнце дымное встаёт так что будет день горячий.
- Проверим.
- Какое смысловое значение между частями?
1. Я гость, а вы хозяин. (противопоставление)
2. Сыр выпал, и с ним была плутовка такова. (быстрая смена событий)
3. Если любишь кататься, люби и саночки возить. (условие)
4. Когда настанет утро, двинемся в путь. ( время)
5. Солнце дымное встаёт, так что будет день горячий (вывод, следствие)
-Уберите союзы. Значения останутся?
- Сформулируйте правило!
- Запишите опорную схему в тетрадь:
Противопоставление (а)
тире
значение

Быстрая смена событий (и)
Условие (если)
Время (когда)
Следствие (так что, поэтому)
- Запомните интонацию в БСП!
- Прочитаем правило постановки тире в БСП в учебнике (п.17)
6. Закрепление изученного
1. Упр. 231 (устно)
2. Упр.232 (письменно). С опорой на алгоритм. Группа 1.
Алгоритм постановки знаков препинания в БСП
Найдите грамматические основы предложения
Определите смысловые отношения между частями БСП и поставьте необходимый знак!
Последовательность Одновременность событий (между предложениями можно поставить союз И) | Причина (потому что) Дополнение (что) Пояснение (а именно) | Противопоставление (а, но) Время, условие (когда, если) Вывод, следствие (так что, поэтому) Быстрая смена событий ( и вдруг) Сравнение (словно, будто) |
, | Есть запятые внутри простых | : | - |
; |
Распределите предложения. Группа 2
- Распределить номера предложений в таблице, учитывая смысловые отношения.
1. Игнат спустил курок – ружье дало осечку.
2. Смелые побеждают – трусливые погибают.
3. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце.
4. Я был скромен – меня обвинили в лукавстве.
5. Будет дождик - будут и грибки; будут грибки – будет и кузов.
6. Ехал сюда – рожь начинала желтеть.
7. До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу – нет зверя.
8. Смерти бояться – на свете не жить.
Первая часть имеет значение времени | Быстрая смена событий | Вторая часть имеет значение следствия | Первая часть имеет значение условия | Первая часть противопоставляется содержанию второй |
| | | | |
- Проверка
Первая часть имеет значение времени | Быстрая смена событий | Вторая часть имеет значение следствия | Первая часть имеет значение условия | Первая часть противопоставляется содержанию второй |
3, 6 | 1 | 4 | 5, 8 | 2, 7 |
3. Выполнение заданий ОГЭ
1. Среди предложений 37—40 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:
– (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости — тут я со своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!..
2. Среди предложений 41 – 46 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:
— (42)А можно я с тобой сяду?
(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом — Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.
7. Проверка знаний
Тест
1. Укажите условие постановки тире в данном предложении
Я сунул ему рубль - он сокрушённо вздохнул и пропустил (И.А.Бунин)
а) вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит противопоставление
б) между подлежащим и сказуемым
в) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
г) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие
2. Укажите условие постановки двоеточия в данном предложении.
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (А.С.Пушкин)
а)обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
б) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части
в) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части
г) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
8. Итог урока
- Итак, что нового сегодня узнали на уроке?
- От чего зависит постановка тире в БСП?
9. Домашнее задание
Уровень 1
п.17, упр.233
Уровень 2
1.Среди предложений 1–5 найдите бессоюзное сложное предложение. Выпишите это предложение, подчеркните грамматические основы, определите смысловые отношения между частями предложения:
(1)Андрюша Рудаков был крепким и смелым мальчиком. (2)Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
(3)Рядом с Андрюшей за партой сидела маленькая худенькая девочка Ася. (4)То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, – с этим Андрюша никак не мог примириться. (5)Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
2. Среди предложений 44–50 найдите бессоюзное сложное предложение. Выпишите это предложение, подчеркните грамматические основы, определите смысловые отношения между частями предложения:
(44)Мальчику хотелось сказать, что шофёр ошибся, что раненый боец Бахтюков ему не отец, а чужой человек, что ему стало плохо, что он его встретил по дороге на каток и помог добраться до дома. (45)Но сейчас не было времени для объяснений: человек мог погибнуть. (46)И мальчик, стараясь говорить понятней и убедительней, сказал:
– (47)Лежит без сознания. (48)Раненый он. (49)Осколок зашевелился. (50)В груди.
10. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке . Заполните оценочный лист.
Оценочный лист________________________
сегодня я узнал______________________________
было интересно /было трудно
Мне понятен материал (+/-)
Я справлюсь с домашним заданием (+/-)
Я работал на уроке на оценку ___