Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самооопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует учащихся - Здравствуйте, ребята. 2. Проверяет готовность обучающихся к уроку - Проверьте, у вас на парте должен лежать учебник, тетрадь и пенал, всё остальное уберите в рюкзак. 3. Психологически настраивает учащихся класса на урок. - Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего дня и успешной работы на уроке. Давайте с вами договоримся что мы будем оценивать своих одноклассников, если мы слышим правильные ответы, если вы согласны, то поднимаем пальчик вверх, а если не согласны, то вниз. | 1.Приветсвуют учителя. 2. Проверяют свою готовность к уроку 3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению | 1 слайд 2 слайд |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Актуализирует знания по пройденным темам -Давайте откроем тетради, отступим две строчки от прошлой темы. Запишите сегодняшнее число: 18 апреля, а ниже «Классная работа». Ребята, сейчас мы с вами проведем небольшую словарную работу, посмотрите на экран. Обл _ко, м_г_зин, д_журный, р_бята, к_мпьютер, п_нал. - Вам необходимо записать пропущенную букву и подчеркнуть орфограмму зеленой пастой. - Давайте проверим, что же у вас получилось. На какую орфограмму все эти слова? -Сравните ваши ответы со слайдом, если все правильно, поставьте знак +, если есть ошибки, то исправьте их. - Сегодня мы с вами познакомимся с двумя новыми словарными словами. -Для того, чтобы узнать первое слово, вам нужно разгадать ребус. Давайте прочитаем слово по слогам. - Сколько слогов в слове? - Теперь прочитаем с ударением. - На какой слог падает ударение в словах? -Какие орфограммы мы можем выделить в этом слове? Слово “сегодня” образовалось из словосочетания “сего дня” , что значит » этого дня» . -Запишите слово сегодня в тетрадь, подчеркните орфограммы и поставьте ударение. Отгадайте следующее слово. Давайте прочитаем слово по слогам. - Сколько слогов в слове? - Теперь прочитаем с ударением. - На какой слог падает ударение в словах? -Какие орфограммы мы можем выделить в этом слове? -Запишите слово сегодня в тетрадь, подчеркните орфограммы и поставьте ударение. | 2. Отвечают на вопросы учителя Записывают число Выполняют словарную работу. Облако, магазин, дежурный, ребята, компьютер, пенал. -Сегодня -Сегодня (гласная безударная в корне слова, орфоэпическая норма) -Лестница Непроизносимая согласная | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | 3 слайд 4 слайд 5 слайд |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. -Ребята, сейчас я вам прочитаю историю, послушайте, что произошло с одним мальчиком на уроке и почему возникла такая ситуация? Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра? -Поработайте в паре и найдите в стихотворении сочетания слов, которые на уроке с вами в прямом смысле произойти не могут. -Ребята, как вы считаете, Глеб и вправду повесил свой нос? Что с ним произошло на самом деле? -Правильно, он сильно огорчился. -А волосы у него, действительно, стали красными? -Верно, он просто весь покраснел от стыда. -А провалиться сквозь землю на уроке в прямом смысле можно? -Нет, конечно. Он просто хотел спрятаться от своего стыда. -Что же вы выделили в тексте? - А теперь посмотрим, как звучит стихотворение о Глебе без фразеологизмов: Глеб у доски стоял грустный, Краснеет очень сильно. Он в этот час как говорится, Готов потеряться. О чём же думал он вчера, Когда бездельничал с утра? -Какой вариант вам больше нравится? Почему? Значит какой вывод мы можем сделать? -Как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем говорить? -Верно, тема нашего сегодняшнего урока: «Фразеологизмы». - Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. - Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова: -Узнать… -Учиться… - Для достижения поставленных целей, мы должны составить план урока. -На экране вы видите план, но он перепутался, подумайте, обсудите в парах, какая должна быть последовательность. План: -1)Узнаем, что такое фразеологизмы 2)Будем учиться определять фразеологизмы в тексте и объяснять их смысл. 3)Выполним самостоятельную работу. 4) Подведем итоги урока. -Молодцы! Вы восстановили последовательность. | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. -мальчик был не готов к уроку; он не слушал учителя и не знал, что нужно отвечать; Глеб был невнимательным и ленивым и тд. -повесил нос, краснеет до корней волос, сквозь землю провалиться, баклуши бил -нет, он сильно расстроился -нет, он покраснел -нет -Фразеологизмы -То, что фразеологизмы делают речь интереснее и красочнее. -О фразеологизмах - узнать, что такое фразеологизмы, учиться определять фразеологизмы в тексте, объяснять их смысл. План: -1)Узнаем, что такое фразеологизмы 2)Будем учиться определять фразеологизмы в тексте и объяснять их смысл. 3)Выполним самостоятельную работу. 4) Подведем итоги урока. | УУПД: Формулировать цель УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своё мнение УУРД: Выстраивать последовательность выбранных действий | 6 слайд 7 слайд 8 слайд |
«Открытие детьми нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1.Организовывает деятельность обучающихся -Вы послушали 2 разных варианта стихотворения про Глеба. Скажите, какой мы можем сделать вывод? -Откройте учебник на странице 102. Прочитайте текст про себя. -Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета? Какой? -Назовите этот фразеологизм. -Подумайте, что он означает? -А каким словом можно заменить этот фразеологизм? -Давайте попробуем заменить одно из слов, останется ли тот же смысл? Какие выводы мы можем сделать? -Отлично, теперь давайте проверим себя, прочитайте правила на странице 103 и 104 Теперь постарайтесь запомнить эти правила и расскажите их друг другу в парах. -А теперь, давайте составим с вами схему, кластер. Запишите её у себя в тетраде -А теперь давайте выполним 1 упражнение устно. Прочитайте задание. -Сейчас прочитайте про себя информацию на странице 104 до упражнения 2. -Что же означает фразеологизм “как с Луны свалился”? -Давайте узнаем еще несколько новых фразеологизмов на странице 106 в оранжевой рамочке. Что же они означают? -Скажите, а если заменить фразеологизмы на другие слова, например, с года на год, не путайся под ушами и тд, останется ли смысл в фразеологизмах? | 1. Выполняют задание и знакомятся с правилом -С фразеологизмами стихотворение звучит красивее, ярче, интересней. -Потому что это был Фразеологизм, она поняла фразу в прямом смысле. -”оглянуться не успеешь” -время пройдет быстро, не заметишь -Необходимо объяснить значение каждого фразеологизма одним словом. -1) Фразеологизмы имеют переносное значение. 2) Нельзя заменять и переставлять слова, во фразеологизмах, потому что поменяется смысл. Читают и рассказывают правила ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Нельзя заменять и переставлять слова, во фразеологизмах, потому что поменяется смысл. -Зарубить на носу - запомнить -Только пятки сверкали - быстро -Как снег на голову - неожиданно Читают информацию -Как две капли воды – очень похожи -Не путайтесь под ногами - не мешайтесь -С первого взгляда - сразу -С минуты на минуту - скоро -Со всех концов (страны) -отовсюду -Нет | УУПД: Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи | Работа с учебником 12 слайд |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Организует первичное закрепление. -А сейчас давайте поработаем с упражнением 2 на стр 104. Что нужно сделать? Вам нужно составить одно предложение с одним фразеологизмом на выбор. -Кто хочет прочитать свои предложения? Кто согласен, покажите пальчиком. Что мы с вами закрепили эти упражнением? Найдите упражнение 4 на странице 105. Что нужно сделать? (Выполнить устно или у доски) | 1. Выполняют задание и объясняют свой выбор -Нужно составить предложения с фразеологизмами, учитывая их значение. -Стоит, как в рот воды набрал. -Перед днем рождения у меня хлопот полон рот. -Вчера я так наелся, что сегодня ничего не лезет в рот. -Заменить выделенные слова фразеологизмами. -не мешайте мне - не путайтесь под ногами -очень похожи - как две капли воды -сразу же - с первого взгляда -в ближайшее время - с минуты на минуту -отовсюду - со всех концов (страны) | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | 16 слайд 17 слайд |
Динамическая пауза | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | 1.Организует динамическую паузу. - Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения за видео - Хорошо, присаживайтесь на свои места. | 1.Выполняют динамическую паузу. Повторяют движения за видео | | |
Самостоятельная работа с самопроверкой (10-15) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа практических методов: изготовление изделия Группа наглядных методов: раздаточный материал Внешний контроль | 1.Организует самостоятельную работу. - Сейчас вы поработаете самостоятельно, чтобы закрепить поученные знания о фразеологизмах. - Посмотрите, у вас на партах, у каждого, лежат карточки с заданиями. Послушайте внимательно, чтобы правильно выполнить задание. 1. Соедините фразеологизм с его значением. Ни свет ни заря думать Язык без костей бездельничать Пускать пыль в глаза близко Гонять лодыря рано Держать язык за зубами обманывать Рукой подать болтливый Ломать голову молчать -Обменяйтесь карточками со своим соседом по парте. И проверьте друг друга. -На экране вы видите критерии, посчитайте ошибки вашего партнёра, если они есть и поставьте отметку. Критерии оценивания: 0-1 ошибки – 5 2-3 ошибок – 4 4-5 ошибок -3 Выставите отметки, подпишите свои работы и передайте листочки мне. | 1.Выполняют самостоятельную работу. 1. Соедините фразеологизм с его значением. -Ни свет ни заря - рано -Язык без костей - болтливый -Пускать пыль в глаза - обманывать -Гонять лодыря - бездельничать -Держать язык за зубами - молчать -Рукой подать - близко -Ломать голову - думать Выполняют взаимопроверку. | УУПД: Определять существенный признак для классификации звуков УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | 18 слайд 20 слайд |
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентацииВнешний контроль | -Сейчас, мы выполним упражнение 5, найдите его на 106 странице. Кто прочитает? Что нужно сделать? Это задание мы выполним в группах, в четвёрках. Кто напомнит правила работы в группе? Какая группа хочет высказаться? Кто не согласен? | -Нужно найти предложения, в которых разрушены фразеологизмы и исправить ошибки. 1) яблоку негде упасть 2) волчий аппетит 3) 4) ударить в грязь лицом 5) днём с огнём | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | 21 слайд Работа со словарем |
Рефлексия деятельности (по продукту) (2-3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1.Организует анализ работы по критериям. -Ребята, мы справились со всеми заданиями на сегодня! Скажите, пожалуйста, какой была тема сегодняшнего урока? -Какую цель мы ставили? Достигли мы её? А каким образом, почему вы считаете, что мы её достигли? -А выполнили ли мы план урока? - Ребята, вам нужно закончить предложения: У меня получилось… Мне было трудно… Больше всего мне понравилось … -Поднимите руки вверх, если вы довольны своей работой. - А сейчас мы узнаем, как вы будете учиться в будущем. У меня конверт с разными оценками, какую оценку вытащите такие и будете получать. (в конверте все 5) - Кто у нас отличник? - Я уверена, что вы все будете получать одни пятерки. - Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. | 1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала. -Фразеологизмы - узнать, что такое фразеологизмы, учиться определять фразеологизмы в тексте -Да -Да | УУРД: Оценивать свою работу | 24 слайд 25 слайд |