Тема урока:Инсценирование произведения
Е.Л.Шварца « Сказка о потерянном времени»
Тип урока: урок-закрепление изученного на предыдущем уроке.
Цели:обеспечить глубокое понимание смысла текста,совершенствовать умение выборочно читать текст для доказательства своих мыслей,осваивать приёмы ролевого чтения; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героев произведения на основе их намерений и поступков,высказывать оценочные суждения о прочитанном; развивать речь учащихся в процессе анализа произведения, творческие способности детей;воспитывать сотрудничество, доброжелательность, интерес к литературному чтению.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки для работы в паре, тесты, модель «волшебные часы», листы для рефлексии, учебник «Литературное чтение» 4 класс (ч. 2) авторы Климанова и др.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
II. Актуализация опорных знаний.
Речевая разминка.
-Начинаем наш урок с речевой разминки.
-Посмотрите на экран. Прочитайте про себя.
Пробегут часы, минутки,
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.
-Прочитайте медленно по слогам.
-Первый вариант читает с вопросительной интонацией, а второй отвечает с восклицательной интонацией. Читаем по одной строке.
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании.
Игра с песком.
На вдохе наберите в руки воображаемый песок.
Пальцы сильно сжаты в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания).
Постепенно раскрывая пальцы, высыпайте песок (на выдохе).
Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы.
Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. (Повторить игру 2-3 раза.)
Учитель.
Песчинки сложились в секунды,
Секунды сложились в минутки,
Минутки сложились в часы.
Так пробежали сутки,
Время вперёд спешит.
-Наши песочные часы напоминают, что время уходит с каждой песчинкой.
Не будем понапрасну терять время, начнём урок.
III. Проверка домашнего задания.
- Вашим домашним заданием было прочитать сказку Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени», познакомиться с биографией Е.Л. Шварца, поработать со словариком, у некоторых детей было индивидуальное задание.
1). Рассказ об авторе.
Учитель: Я знаю, что многие из вас очень добросовестно подготовились к уроку. Что вы можете рассказать о Е.Л. Шварце?
1 ученик: Е.Л. Шварц родился 21 октября 1896г. В г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя “городом своей души. В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о счастливых годах, прожитых в этом городе.
2 ученик: Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены. Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя
3 ученик: Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой. Он написал сказки: “Обыкновенное чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”…
1 ученик: Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Постановка проблемного вопроса.
- Обратите внимание на экран, прочитайте и дополните предложения.
Так он опаздывал да ___________________, отставалда ________________ и не тужил.
Вышла тетя _____________ из-за вешалок, __________________ на Петю да как вскрикнет:
Взглянул мальчик в _____________ и чуть не _______________.
Отвернулся ______________ Петя и пошел куда ______________ глядят.
- Вы, догадались, из какого произведения взяты эти строки?
2. Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над «Сказкой о потерянном времени» Е.Л. Шварца.
- Посмотрите на экран. Попробуйте собрать пословицы.
коли делать нечего да не откладывай дела
потехе час скучен день до вечера
откладывай безделье делу время
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
• Делу время - потехе час.
- О чем эти пословицы? Что объединяет все эти пословицы?
(Они о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела - время, потраченное зря).
- Сформулируйте задачи урока.
Определить главную мысль сказки.
Извлечь из сказки урок мудрости.
Понять причину поступков персонажей.
- На все эти вопросы мы должны ответить в конце урока.
V. Работа над содержанием текста.
1. Словарная работа.
– Объясните значения слов, выражений.
Окладистая (борода) – широкая, густая.
Керосиновая (лампа) – лампа, заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль, накрытый стеклянным колпаком, освещает помещение.
Ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником.
Пола, по́лы – нижняя часть раскрывающейся одежды.
– Подберите синонимы к словам «хмурый»,«сберечь».
(Хмурый – угрюмый, ненастный, невеселый, печальный.)
(Сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.)
– Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться».
(Состариться – помолодеть.)
(Трудиться – бездельничать, лениться, лодырничать.)
2.Работают с текстом
– Давайте разберемся, что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.
– Как звали героя сказки?(Петя Зубов.)
- Что с ним произошло? ( Он внезапно постарел.)
– Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? (Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.)
– Когда происходили события, описанные впроизведении? (В середине XX века.)
- Почему вы так думаете?(Керосиновая лампа, счеты, часы-ходики, газета «Пионерская правда» – приметы того времени.)
– Где случилась эта история? (В городе.) Подтвердите словами из текста.
- Куда попал Петя?( Петя попал в лес, в избушку злых волшебников.) Подтвердите словами из текста.
– Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, как встретился Петя с мамой.
– О чем думал Петя после встречи с мамой?
– Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.
Физкультминутка для глаз
Характеристика главных героев.
- Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются?Устойчивые обороты речи/ фразеологизмы.
Пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда(с. 6)
Терять время понапрасну/ Бездельничать (с. 8)
Держать ухо востро / Быть очень осторожным, осмотрительным (с.10)
Как сквозь землю провалился / Исчез, скрылся куда-то(с.13)
И в ус не дует/Не обращает никакого внимания (с.13)
Не терять времени даром (с.14)
- Кто является главными действующими лицами второй части?
- На какие две группы их можно разделить? (школьники и волшебники).
- У нас есть голубые часы и черные.
-Куда бы вы вписали имена школьников?
-Акуда злых волшебников?
-Почему?
- Ребята, голубой цвет – это цвет неба и воды. Это символ надежды, разума.
Черный цвет – символ несчастья, зависти, зла.
( Дети выходят к доске и вписывают имена героев)
Дети Волшебники
Петя Ольга
Надя Пантелей
Вася Марфа
Маруся Сергей
Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества людей присущи им?
Дети Волшебники
Испуганные Злые
Ленивые Хмурые
Дружные Завистливые
Смелые Себялюбивые
3. Работа в парах.
- Ребята, волшебники были злые, хмурые, завистливые и что же с ними случилось?
Подтвердите словами из текста.
-Ваше задание по этому отрывку составить задачу и назвать ответ.
Физкультминутка
VI. Инсценировка сказки. (Индивидуальное домашнее задание).
Автор. Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
И всегда говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.
А приходила вторая — он надеялся на третью.
Вбегает однажды Петя Зубов в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:
Петя Зубов. — Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!
Тётя Наташа.— Кто меня зовёт?
Петя Зубов.— Это я. Петя Зубов.
Тётя Наташа.— А почему у тебя сегодня голос такой хриплый?
Петя Зубов — А я и сам удивляюсь, вдруг охрип ни с того ни с сего.
Тётя Наташа. — Ой! Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
Петя Зубов. — Какой же я дедушка? Я — Петя, ученик третьего класса.
Тётя Наташа. — Да вы посмотрите в зеркало!
Автор. Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он ввысокого, худого, бледного старика. Выросли у него борода, усы. Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.
Петя Зубов — Мама!
— Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало.
— Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же всё это кончится?
Автор. Так Петя думал и шагал, и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес, где был дом, а в доме сидели четыре волшебника.
Волшебник 1.— Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три…
— Господа волшебники! Знайте — ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.
Все.— Как?
Волшебник 1. — Сейчас скажу. К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.
Ольга Капитоновна. — Откуда им всё это узнать?
Пантелей Захарович. — Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.
Марфа Васильевна. — Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются!
Волшебник 1. — Так-то оно так. А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки — нам тогда и с места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять — идём на работу.
Петя Зубов. – Надо искать остальных стариков-школьников.
— Бабушка! Честное слово, вы школьница!
Маруся Поспелова. — Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?
Петя Зубов – Я, мальчик, превращенный в старика, побежали скорее искать остальных.
Петя и Маруся. — Бабушка! Вы школьница?
Наденька Соколова. — Школьница! Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие?
Петя и Маруся. – Мы, дети, превращенные в стариков. Побежали искать еще одного.
Маруся. — Смотрите! Смотрите!
Петя и Маруся. — Ты школьник?
Зайцев Вася. — А как же? Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего?
Петя и Маруся. – Мы, дети, превращенные в стариков.
Петя Зубов. – Ребята, время бежит, надо скорее бежать в лес!
- Вот часы, на них нам надо перевести стрелки!
Все. – 76, 75, 60, 50, 40, 30.20,10…
- Ура! Мы снова стали детьми!
Вместе с волшебниками. - Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
VII. Самостоятельная работа
Проводит тест по сказке Евгения Львовича Шварца«Сказка о потерянном времени».
– Выберите правильный вариант ответа. Выбранные ответы внеси в таблицу!
1. Среди героев сказки НЕ БЫЛО:
а) Пети б) Тани в) Маруси
2. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:
г) трое д) пятеро е) четверо
3. Среди злых волшебников НЕ БЫЛО:
р) Сергея Захаровича с) Ольги Капитоновны т) Марфы Васильевны
4. Дом волшебников находился:
д) на лесной поляне
е) в лесной чаще ж) посреди топкого болота
5. Фамилия Пети:
в) Власов г) Зубов д) Зайцев
6. Фамилия Наденьки:
и) Соколова к) Смирнова л) Степанова
7. До леса дети-старички доехали на:
а) такси б) троллейбусе в) трамвае
8. Часы в доме волшебников называли:
п) будильником р) ходиками с) песочными часами
9. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:
е) семьдесят семь раз ё) двадцать раз ж) пятьдесят раз
10. Какое выражение использовал Е.Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева:
м) «И в ус не дует» н) «Ног не чует» о) «Уши развесил»
11. Автор сказки:
э) А.С.Пушкин ю) Г.Х.Андерсен я) Е.Л.Шварц
Прочитай фразу!
Ответом будет фраза: "Береги время"
В начале урока мы поставили перед собой цель определить главную мысль сказки, извлечь из сказки урок мудрости.
-В чем же основная мысль сказки?
- Какой урок мудрости вы извлекли из этой сказки?
VIII. Итог урока.
-Над каким произведением работали на уроке?
-Кто автор произведения?
- Как вы думаете, почему ребята смогли победить волшебников?(Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли друг другу.)
- Важна ли в наше время проблема, о которой рассказал Е.Л.Шварц в 20-ом веке? Почему?
IX.Рефлексия
– А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Нарисуйте ротик часам,объясните свой выбор.
X. Домашнее задание.