Вступительная беседа | - Послушайте стихотворение. Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём. (В. Степанов) - О чём это стихотворение? - В какой стране мы живём? - Назовите столицу России. Мы с вами живем в современном мире. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, чем занимались. - Кто знает, как называлось наше государство в давние времена? -Кто такие предки? - Дети, из каких источников мы можем узнать о жизни наших предков? - Какую одежду носили на Руси? Как украшали себя красны девицы? Как создавались костюмы? -Вы догадались, чему будет посвящен наш урок? Какова его тема? - Что мы узнаем на уроке? | - О Родине. - В России. - Москва. - Русь. - Люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки. - Из книг, фильмов, музеев. - «Народный костюм». - Познакомимся с народным костюмом, узнаем о его изготовлении и украшении. | |
Изучение нового материала | - Рассмотрите женский народный костюм. Как вы думаете, какие части одежды входят в национальный костюм? - Посмотрите внимательно. Где изображен повседневный костюм, а где праздничный? - Почему вы так считаете? - Какие русские народные праздники вы знаете? - По праздникам на Руси люди надевали самую лучшую и красивую одежду. Устраивали гуляния, игры, водили хороводы, пели песни. Праздничную одежду хранили в сундуках. Нередко ее передавали из поколения в поколение. Такую одежду старались шить из дорогой ткани, украшали яркими вышитыми орнаментами. И это не удивительно, ведь по народным поверьям, вышитые узоры приносили счастье, здоровье, удачу и достаток в дом. Кроме того русские красавицы носили украшения. Посмотрите на иллюстрацию. Какие? Из чего изготавливали ожерелья, серьги? - Каждому человеку необходима обувь. Как называется обувь, которую носили на Руси? Их плели из лыка или бересты. Головной убор на Руси играл огромную роль. По нему можно было определить возраст женщины и семейное положение. Девушки носили косы или распущенные волосы, одевая лишь повязку, а замужней женщине строго запрещалось ходить с непокрытой головой. Поэтому женщины прятали волосы под кокошник. Этот головной убор бережно хранили и даже передавали по наследству. Это не удивительно, ведь на изготовление кокошника уходило много времени. Его расшивали жемчугом и разноцветными камнями, вышивали узоры золотыми и серебряными нитями. И мы сегодня сделаем русскую красавицу. Изготовим кокошник и украсим его как русские мастерицы. - Посмотрите какую красавицу мы сегодня изготовим. Какие материалы нам понадобятся для работы? (картон, нитки, бумага, пайетки, бусины) | - Рубаха, сарафан, передник, платок, кокошник. - Масленица, рождество, святки, пасха. - Драгоценные камни, жемчуг, металл, янтарь. - Лапти. | Использование наглядности: повседневный и праздничный народный костюм. |
Объяснение перед практической работой | - Какие инструменты и приспособления нам понадобятся? - Вспомните правила работы с ножницами и клеем. План работы: - Начерти циркулем на цветном картоне основу для лица красавицы радиусом 3 см. Вырежи основу и приклей к листу картона. - Сделай красавице причёску: сначала приклей чёлку из толстых нитей. - Сплети из толстых нитей косичку. - Приклей её к основе. - По шаблону половины кокошника из рабочей тетради выполни разметку всего кокошника и вырежи его из цветного картона. - Оформи изделие. Прежде чем приступить к выполнению изделия, давайте немного отдохнём. Физкультминутка. | - Ножницы, клей, салфетка. - Ножницы — это не игрушка; - Не подходить к товарищу во время работы; - С ножницами нужно работать, сидя за столом; - Класть ножницы кольцами к себе; - Следить за движением лезвий во время резания; - Передавать ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия; - Нужно брать то количество клея, которое потребуется для выполнения работы на данном этапе; - Излишки клея убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её. | Показ готовых изделий. |