План-конспект урока №83
Дата: 07.04 Класс: 3-Б Предмет: литер чт Учитель: Меметова ФФ
Тема: Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи). На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле». Особенности внешнего вида и характера героя-ребёнка
Цели: обучать анализу текста, формировать умение составлять характеристику героев по плану с опорой на текст;
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 часть, рабочие листы, презентация, ИКТ
Ход урока
Организационный этап
2.Мотивация. Сообщение темы урока
Артикуляционная разминка и дыхательная гимнастика.
-Чтобы правильно и красиво читать, мы должны правильно и четко произносить звуки и слова. А в этом нам поможет артикуляционная разминка. Повторяйте за мной. (Приемы «Трубочка», «Улыбка», «Чистые зубы», «Упругие щечки», «Джем», «Дразнилка», «Свеча», «Лошадка».
Работа со скороговоркой «Речевой батл «Переговори».
- Проверим, кто лучше всех сделал артикуляционную разминку и проведем речевой балт. Ребята, как вы понимаете слово «батл».
Прочитайте хором скороговорку. Прочитайте медленно. Прочитайте, отделяя каждое слово, как будто падают капельки воды. Вместе, шепотом. Вместе громко. Еще раз. Ну, что? Батл? Только девочки. Только мальчики.
Рисовала Лариса акварелью ирисы.
Ирисы - что это?
Поисковая работа «Что такое цветок?»
- Дети, что такое цветок? Назовите его лексическое значение. (Цветок -это часть цветущего растения, которая зачастую состоит из сердцевины и лепестков).
3.Актуализация знаний
- Как вы думаете, о чем будет идти речь на уроке? Какое произведение будем анализировать?(Я думаю, что будем работать с рассказом А.П.Платонова «Цветок на земле».)
- Внимание на доску! Давайте подумаем над словами К.Паустовского: «Нет хуже, когда у человека душа «сухая». Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.» («Сухая» душа обозначает, что человек поступает плохо, не уважает окружающих, обижает.)
-Почему были подобраны такие слова? Как они связаны с нашим рассказом? ( В рассказе «Цветок на земле» речь идет о дедушке и внуке, которые постоянно проводят время вместе. Они общаются. Дедушка своим примером показывает внуку, в чем заключается красота человека. В его мыслях и поступках. )
- Верно. Сегодня на уроке мы будем анализировать рассказ «Цветок на земле», описывать героев рассказа. Обсудим какой главный вопрос интересовал внука. Определим главную мысль рассказа.
4. Систематизация знаний
4.1 «Знатоки сюжета» (стр.129)
- Назовите имена героев рассказа.
-Кем они приходились друг другу?
- Почему Афоне скучно жить на свете?
- Где родители мальчика? (Подтвердите ответ словами их текста.)
- Как проводил дни дедушка Афони?
- Дед Тит постоянно спал. Почему? Зачитайте ответ.
- Какого цвета были глаза у дедушки? Почему?
-Найдите в тексте фрагмент, в котором описывается забота внука о дедушке.
4.2 Выполнение заданий . «Народная мудрость»
-Испокон веков в России семья была на первом месте. Благодаря семейным традициям сохранилась народная мудрость –пословицы и поговорки.
-Перед вами рабочий лист с пословицами, но порядок частей пословиц неправильный. Вам нужно самостоятельно восстановить пословицы, соединив стрелочкой 1 и 2 часть. У вас ребята 1 минута на выполнение этого задания.
-Давайте проверим как вы выполнили задание. Посмотрите на доску. У кого получился такой вариант ответа?
- Молодцы! Посмотрите на вторую пословицу. У кого так?
-Имеют ли пословицы отношение к рассказу к рассказу? Почему?
-Как вы понимаете смысл пословиц? Как они связаны с рассказом?
*Не смейся над старым, сам старым будешь.
*И старость не страшна, коли молодые помогут.
4.3 Анализ диалога №1 (стр.129)
-Ребята, с кем постоянно общался Афоня?
- Кто его учил жизни?
- Как называется разговор 2-х людей? (Диалог)
- Давайте озвучим диалог. (Читают )
- Проверим, кто же был внимательным? Сколько лет дедушке? Аргументируйте свой ответ. (Без 3- 90. 90-3=87)
4.4 Создание 3-Д образа.
- Опираясь на предложенный план, опишите внешность дедушки.
План:
1.Борода.
2.Руки.
3.Глаза.
- Мы будем рисовать и словами, и создадим 3-Д образ. (На доске безликий овал лица. С каждым этапом описания, добавляется борода, руки, глаза. В итоге появляется 3-Д образ деда Тита.)
4.5 Определение главной мысли текста
- А почему Афоне снова стало скучно жить на свете? (Дед снова уснул, и мальчику не с кем было поговорить.)
- Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так… Дедушка дремал… Но не выдержав, Афоня спросил: «Ты спишь?». Дедушка проснулся.
-Что же хотел узнать Афоня у деда, когда он проснулся ненадолго?
4.6 Чтение диалогов по ролям (стр. 130-131)
- Ребята, какой вопрос интересовал Афоню? (Дедушка, а ты все знаешь?)
Что ответил дедушка? (Я все знаю)
- Давайте прочитаем следующий диалог по ролям (стр.131-132)
- Как вы понимаете фразу «белый свет пытать»?
- Какое чудо увидел Афоня? (Афоня увидел среди сухого песка синий цветочек.)
-Почему дедушка осерчал на внука? (Потому что внук не понял в чем заключается чудо. Чтобы вырасти среди сухого рыхлого песка, цветочек трудился.)
Физкультминутка
4.7 Выполнение задания на рабочих листах.
- Ребята, на рабочих листах нас ожидает задание 2. Зеленым карандашом обведите только те имена прилагательные, которые характеризуют Афоню. Выполняем самостоятельно. Вам на работу 1 минута. (Заботливый, внимательный, терпеливый, любознательный, грубый, мечтательный, злой, чуткий.)
5. Закрепление изученного материала
5.1 Изобрази «Свой цветок» (визуализация).
- Закройте глаза и представьте, что это вы идете полевой дорогой и среди мелкого чистого песка встретили цветок. Какой он? Какого он цвета? Откройте глаза. На рабочем листе прошу вас, ребята, изобразить «свой цветок». На эту работу вам будет достаточно 2 мин. (Дети работают, звучит мелодия П.И.Чайковского «Вальс цветов».)
5.2 «Цветной калейдоскоп»
- Сейчас посмотрим, как характеризует каждого из вас, представленный вами цветок. (Таблица «Цветочный калейдоскоп»). Поднимите руки, у кого цветок красного цвета- вы активны, желтого- вы общительны, голубого- спокойны и скромны, розового- жизнерадостны, фиолетовый- вы надежные друзья, синий- символ красоты и величия, белый- идеальны, оранжевый- храбры.
- Какого цвета наши герои встретили цветок? Какие наши герои, судя по цветному калейдоскопу?
- В чем выражается красота и величие дедушки Тита? (В том, что он труженик.)
5.3 Чтение и анализ фрагмента (стр.133)
-Прочитайте фрагмент «Тут самое главное тебе и есть…» Выберите самые важные слова. Как вы их понимаете?
- Докажите словами из текста, что Тит и Афоня – труженики. (стр.134.)(Читают).
- Кем работал всю жизнь дед? (Пахарем)
- Какой след оставит дед Тит на земле?
5.4 Определение главной мысли текста.
-Что сделал Афоня после того, как отправил дедушку домой? Перескажите. (Он нарвал цветов желтого цвета, которые идут на лекарство и отнес в аптеку.)
- Какой подарок принес мальчик деду? (Железный гребешок)
- Для чего он деду? (Чтобы дедушка чесал свою бороду)
- Как отреагировал дед на подарок Афони?(Дед поблагодарил внука и погладил его по голове.)
- Какую главную мысль хотел донести до нас автор? Что хотел показать автор? (Каждое живое существо должно приносить пользу. Цветок станет лекарством. Человек должен трудится и приносить пользу окружающим.)
5.5. Дидактическая игра « Литературный кубик»
- С помощью нашего кубика мы подведем итоги урока. Вы бросаете кубик, и читаете начало предложения, а после продолжаете предложение по содержанию рассказа. Сейчас проверим, какие вы внимательные. Очень интересно и познавательно.
Вопросы на кубике:
- Скажи название рассказа
- Назови автора рассказа
- Кто главные герои рассказа?
- Какого цвета был цветок?
- Назови главную мысль рассказа
6. Рефлексия и оценивание
Дидактическая игра «Красно-желто-зеленое»
- Перед вами лежат кружки красного, желтого и зеленого цвета.
- Поднимите зеленый те, кто активно работал на уроке и отвечал правильно. Желтый - у кого возникали трудности. Красный те, кто не уверен в своих знаниях.
- Ребята, кто поднял зеленые кружки - вы поработали на отлично. Желтые- хорошо. А у кого были красные - не беда, перечитайте еще раз внимательно рассказ.
7. Домашнее задание
Домашнее задание будет с правом выбора. Выбирайте то задание, которое вам будет по душе.
Составить план пересказа.
Пересказать рассказ.
Составить 3 вопроса по тексту рассказа.