- познакомить с предлогами, употребляемыми с существительными в творительном падеже;
- формировать умение верно употреблять окончания существительных в творительном падеже;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;
- с учителем ставить новые задачи и осуществлять действия для реализации замысла.
- строить несложные рассуждения, делать выводы.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Самоопределение к деятельности Организационный момент | Включение в деловой ритм. - Ребята, посмотрите на парты, проверьте готовность к уроку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. | Дети готовятся к работе, получают позитивный настрой. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Учитель выявляет уровень знаний, создаёт ситуацию, при которой повторяются ранее усвоенные действия, создаётся ситуация затруднения. - Что такое пустить козла в огород? - Что такое фразеологизм? СЛАЙД 1. Пустить козла в огород. - Объясните значение фразеологизма. СЛАЙД 1. (Допускать кого-либо туда, куда он стремится и где он более всего опасен). - Найдите словарное слово. - В каком падеже стоит это слово? - Как определяем винительный падеж? - Записываем в огород, выделяем окончание, определяем склонение и падеж. | - фразеологизм; - фразеологизм – устойчивое сочетание слов. - Ответы детей. - Огород. - в винительном падеже. - Задаём два вопроса (Кого? Что?) – пустить (куда? во что? (кого?)) в огород. - в огород - 2 скл., В.п. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: Логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Метапредметные: с учителем ставить новые задачи и осуществлять действия для реализации замысла. |
СЛАЙД 2. С пелёнки. - Какой фразеологизм у нас есть? - Я вам изменила этот фразеологизм: с пелёнки. - Объясните значение фразеологизма. СЛАЙД 2. (С раннего детства). - Ребят, а слово «пелёнка» - это какое слово? - В каком падеже стоит это слово? - Как определяем родительный падеж? - Записываем с пелёнки, выделяем окончание, определяем склонение и падеж. | - с пелёнок. - Ответы детей. - словарное слово. - В родительном падеже. - Задаём вопрос (с чего?) – с пелёнки. и - с пелёнк - 1 скл., Р.п. |
СЛАЙД 3. Медведь на ухо наступил. - Объясните значение фразеологизма. СЛАЙД 3. (О том, кто лишён музыкального слуха). - Найдите словарное слово. - В каком падеже стоит это слово? - Как определяем именительный падеж? - Записываем медведь, выделяем окончание, определяем склонение и падеж. | - Ответы детей. - Медведь. - В именительном падеже. - Задаём вопрос (Кто? медведь) - медведь - 2 скл., И. п. |
СЛАЙД 4. Как свинья в апельсинах разбираться. - Объясните значение фразеологизма. СЛАЙД 4. (не разбираться в чём-либо, не иметь ни малейшего понятия о чём-либо). - Найдите словарное слово. - В каком падеже стоит это слово? - Как определяем предложный падеж? - Записываем в апельсинах, выделяем окончание, определяем склонение и падеж. | - Ответы детей. - Апельсин. - В предложном падеже. - Задаём вопросы (о ком? о чём?) – разбираться (где? в чём?) в апельсинах. ах - в апельсин - 2 скл., П. п. |
СЛАЙД 5. К счастью. - Объясните значение фразеологизма. СЛАЙД 5. (так говорят, когда выражают удовлетворение по поводу чего-либо). - Счастье - это какое слово? - В каком падеже стоит это слово? - Как определяем дательный падеж? - Записываем к счастью, выделяем окончание, определяем склонение и падеж. | - Ответы детей. - Счастье – это словарное слово. - В дательном падеже. - Задаём вопросы (кому? чему?) (К чему?) к счастью. ю - к счасть - 2 скл., Д. п. |
СЛАЙД 6. Быть белой вороной. - Объясните значение фразеологизма. СЛАЙД 6. (так говорят о том, кто резко выделяется среди других, кто не похож на окружающих). - Найдите словарное слово. - В каком падеже стоит это слово? - Ребят, а мы разве с вами изучали творительный падеж? - Ребят, как вы думаете, какая же тема нашего урока?(СЛАЙД 7) - Как определяем творительный падеж? - Записываем вороной, выделяем окончание, определяем склонение и падеж. | - Ответы детей. - Ворона. - В творительном падеже. - нет. - Творительный падеж. - Задаём вопросы (кем? чем?) – быть (кем?) вороной. - ой ворон - - 1 скл., Т. п. - Ответы детей - Выполняют разбор по членам предложения. Встреча (И.п.) с белой вороной (Т.п.) оставила след (В.п.) в моей памяти (П.п.). (Повест., невоск., прост., т.к. 1 грам. основа, двусост., распр.). |
- Составьте предложение с фразеологизмом ворона. - (Работа у доски) Давайте запишем такое предложение: Встреча с белой вороной оставила след в моей памяти. - Выполним полный разбор предложения, определим падеж имен существительных. |
3. Постановка учебной задачи | - На какие вопросы отвечает именительный падеж? - Родительный падеж? - Дательный падеж? - Винительный падет? - Предложный падеж? - и Творительный падеж? - На доске вывешиваются вопросы Т. п. Работа в парах. (раздаются карточки с предлогами и таблица с падежами) - Разделите предлоги по падежам. 1 ряд – предлоги родительного и творительного падежей. 2 ряд – предлоги дательного и творительного падежей. 3 ряд – предлоги винительного и творительного падежей. - На доске вывешиваются предлоги Т. п. - Какие же цели сегодня поставим перед собой? | - Кто? Что? - Кого? Чего? - Кому? Чему? - Кого? Что? - О ком? О чём? - Кем? Чем? 1 ряд – у, до, от, из, из-за, без, около, для, вокруг – предлоги родительного падежа; с, за, над, под, перед – предлоги творительного падежа. 2 ряд – к, по – предлоги дательного падежа; с, за, над, под, перед – предлоги творительного падежа. 3 ряд – в, на, за, под, сквозь, про, через - предлоги винительного падежа; с, за, над, под, перед – предлоги творительного падежа. - Научиться определять творительный падеж имён существительных, познакомиться с предлогами творительного падежа. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; формулирование проблемы. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. | Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Составьте словосочетания со словом: 1 ряд – сестра в В.п, Д. п, Т. п. (определите склонение и выделите окончание) 2 ряд – школа в И. п., П.п., Т. п. (определите склонение и выделите окончание) 3 ряд – семья в Р. п., В. п., Т. п. (определите склонение и выделите окончание) - Ребят, обратите внимание на окончания имён существительных в творительном падеже. - Какой мы можем сделать вывод? - Но иногда в стихотворениях употребляются другие окончания. - Ребята, закройте глазки, расслабьтесь и послушайте строчки из стихотворения Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою»: Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И строчки из стихотворения Ивана Саввича Никитина «Встреча зимы»: Поутру вчера дождь В стекла окон стучал, Над землею туман Облаками вставал. - открывайте глазки. - Назовите имена существительные Т. п. 1 склонения. - какие окончания в этих словах? - На доске записываются окончания существительных 1-го склонения в творительном падеже –ой (-ою), -ей (-ею). | 1 ряд – порадовал (кого? что?) сестру (В.п.); подарил (кому?) сестре (Д.п.); танцевал (с кем?) с сестрой (Т.п.). 2 ряд – городская (что?) школа (И.п.); находиться (в чём?) в школе (П.п.); играть (за чем?) за школой (Т.п.). 3 ряд – сделать (для кого?) для семьи (Р.п.); поблагодарить (кого? что?) семью (В. п.); поездка (с кем?) с семьей (Т.п.). - Имена существительные 1-го склонения в творительном падеже имеют окончания -ой; -ей. - в словах чародейкою зимою, бахромою, окончание –ою, в слове землею окончание –ею. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное закрепление | Работа с учебником. Работа у доски. Упр. 64. Стр. 34 Запишите предложения, соединяя слова по смыслу. Из ряда слов выберите только слова 1 склонения и употребите их в единственном числе. 2-е предложение запишите в единственном числе. Определите падеж слов из скобок, выделите окончания. Вспомните, как называются предложения с перечислением. | Дятел питается личинкой (Т.п.) и ягодой(Т.п.). Уж кормится рыбой (Т.п.) и лягушкой(Т.п.). Сыч охотится всю ночь за бабочкой (Т.п.) и мошкой(Т.п.). | Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурироваться знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. | Работа в группах - Каждой команде раздаются слова и картинка. Вы должны составить из них предложение, поставив слово, которое изображено на картинке в творительном падеже. 1 команда: Манеж, началось, и, прожектора, осветился, представление, СЛАЙД 8 2 команда: Циркач, на, сцену, кошку, с, позвал,  3 команда: Они, с, работали, и, ловко,   4 команда: Циркач, их, и, угостил,   5 команда: А, представление, следом, показал, за, своё, клоун, Все вместе: И, артистам, с, хлопали, зрители,  - Ребят, а как вы думаете, чем же объединены эти предложения? - Какой же темой объединены эти предложения? - Значит у нас что же получилось? - Как же его озаглавим? - «В цирке» На доске записаны опорные слова и висят картинки, по этим опорным словам должны записать в тетради текст «В цирке», и выделить существительные в Т.п. 1. прожектор, лучик, манеж. 2. циркач, кошка. 3.  ловко работали. 4.  циркач. 5. клоун, представление, акробатка. 6. зрители, улыбка, артисты. | - работают в команде. - Манеж осветился лучиком прожектора, и началось представление. - Циркач позвал на сцену кошку с собакой. Они ловко работали с мячиком и скакалкой. Циркач угостил их конфетой и булочкой. А клоун показал своё представление следом за акробаткой. И зрители с улыбкой хлопали артистам. - Одной темой. - Темой «Цирк» - Текст. - ответы детей - записывают текст по опорным словам. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
7. Рефлексия деятельности | - Какой падеж мы сегодня изучали? - С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? - Какие окончания имеют имена существительные 1-го склонения в творительном падеже? На доске висят облака с фразеологизмами: 1. Чувствовал себя рыбой в воде. (объясните значение) - Найдите имя существительное 1-го склонения в творительном падеже. 2. Вылетело пулей из головы. (объясните значение) - Найдите имя существительное 1-го склонения в творительном падеже. 3. Наполнил рот водой. (объясните значение) - Найдите имя существительное 1-го склонения в творительном падеже. - Ребят, выберите, какой фразеологизм больше подходит к вашей сегодняшней деятельности, и разместите рядом с этим фразеологизмом свой магнитик: 1. Чувствовал себя рыбой в воде (чувствовал себя на уроке уверено, очень хорошо ориентировался в заданиях, отлично работал). 2. Вылетело пулей из головы (чувствовал себя на уроке не совсем уверено, затруднялся в заданиях, может забыть всё это). 3. Наполнил рот водой (кто молчал и не желал отвечать). Д/з. стр. 33, упр. 58 Составьте и запишите из пар слов словосочетания так, чтобы имена существительные стояли в творительном падеже. Используйте предлоги, где это необходимо. Н ой апример: Гордиться, школа – гордиться школ (Т.п., 1 ск.). Определите падеж, склонение, выделите окончание. - Выставление оценок. | - На уроке мы сегодня изучали творительный падеж. -Имена существительные в творительном падеже употребляются с предлогами с, за, над, под, перед. - Имена существительные 1-го склонения в творительном падеже имеют окончания –ой (-ою), -ей (-ею). - ответы детей - рыбой - ответы детей - пулей - ответы детей - водой | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. |