СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Ударные и безударные гласные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Ударные и безударные гласные"»

Урок русского языка в 1 классе

Ударные и безударные гласные

Цель: формировать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах; познакомить с памяткой для определения ударного и безударного звука; воспитывать бережное отношение к птицам.

Задачи урока:

- отрабатывать умение ставить ударение в слове и находить безударный гласный звук;

- развивать орфографическую зоркость в процессе звукового анализа слова;

- развивать мотивацию учебной деятельности в процессе решения проблемной ситуации.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся определять ударный и безударный гласные звуки, находить в двусложных словах букву безударного гласного, написание которой надо проверить; получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм ударный и безударный гласные звуки в слове.

Метапредметные:

познавательные: оценивать результат своей работы, отвечать на вопросы, соотносить изучаемые понятия с примерами;

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;

регулятивные: овладение способностью принимать УЗ и стремиться ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов УД и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях.







I. Организация класса

- Дети, вам тепло?

- В классе светло?

- Прозвенел уже звонок?

- Уже закончился урок?

- Только начался урок?

- Хотите учиться?

- Значит, можно всем садиться.

II. Чистописание

- Прошу вас открыть тетради и записать сегодняшнее число.

1) Запишите буквосочетания оа, сл, уи, пт

- На какие 2 группы можно разделить эти буквосочетания?

( сочетания букв, обозначающих гласные звуки и сочетания букв, обозначающих согласные звуки)

- Для чего нам буквы? (буква – это знак звука)

- Какими бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные)

2) Разгадайте ребус (слайд 2) Расположите буквы по мере возрастания чисел.

- Какое слово получилось? (погода)

- Разделите это слово на слоги. Что для этого нужно сделать? (найти в слове гласные)

- Какой слог ударный? Какой слог мы называем ударным? (слог, который произносим с большей силой голоса, чем другие)

- Выполните звуко-буквенный анализ слова «погода»

Погода – [пагода] – 3 сл., 6 б., 6 зв.

- Ребята, какая погода за окном? (унылая, пасмурная, хмурая, дождливая)

III. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, сегодня на адрес школы пришла телеграмма, адресованная учащимся 1-го класса. Давайте прочтем ее вместе (слайд 3).

- Вы готовы секреты русского языка изучать?

IV. Актуализация опорных знаний

- Что изображено на этом плакате?

- Какие звуки мы называем гласными? Сколько гласных звуков?

- Мы уже знаем, что гласные образуют слог. Слоги бывают ударными и безударными.

V. Постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы должны узнать, какие звуки мы называем ударными, а какие – безударными.

- Отгадайте загадку:

Солнце греет у порога,

Тают снежные сугробы,

И бегут рекой ручьи,

С юга к нам летят… (грачи)

- Что вы знаете об этой птице?

- Грачи – это птицы, приносящие тепло. Но они не только знаменуют приход долгожданной весны, но и являются очень умными, сообразительными птицами. Они могут использовать примитивные орудия труда для добычи еды и даже изготавливать их из имеющегося материала.

- Давайте и мы покажем свои знания.

(на доске) грачи

1) обозначьте гласные звуки;

2) разделите на слоги;

3) определите ударный слог;

4) выделите в ударном слоге гласный и произнесите его. Гласный звук в ударном слоге – ударный.

5) слог, в котором есть безударный звук, подчеркиваем;

6) выделите в безударном слоге гласный и произнесите его. Гласный звук в безударном слоге – безударный.

- А теперь проведите анализ слова «гроза» (работа в парах)

VI. Построение проекта выхода из затруднения

- Мы с вами составили алгоритм определения в слове ударного звука и безударного звука. Давайте еще раз повторим его (слайд 5).

- Посмотрите: тучка отодвинулась. Значит, вы хорошо поработали. А, если, вы хорошо поработали, - значит, можно и отдохнуть.

Физкультминутка

VII. Первичное закрепление

1. Комментированное письмо.

На траве – капли росы.

1) Как вы обозначили начало и конец предложения?

2) Обозначьте гласные звуки в словах.

3) Определите количество слогов в каждом слове.

4) Определите в словах ударение.

5) Назовите ударный слог в каждом слове.

6) Назовите ударный звук.

7) Назовите безударный слог.

8) Назовите безударный звук.

- Молодцы. Солнышко еще больше показалось из-за тучи.

2. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 64, найдите упражнение 3.

- Прочитайте скороговорку. Спишите. Определите ударный звук в словах «трава», «дрова».

- Отчетливо произносится звук [а]. Почему? (этот звук ударный) Какой буквой он обозначен на письме?

- Назовите безударный звук в словах. Отчетливо слышится этот гласный? Почему? (потому что он безударный) Какой буквой он обозначен на письме?

- Вывод: [а]

о ? а

- Почему возникла такая проблема? (потому что звук [а] безударный, он под сомнением).

Запомни! Безударным гласным доверять нельзя – это опасное место.

- Как вы думаете, какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? (научиться выбирать букву для обозначения безударного гласного).

- Солнышко еще больше показалось из-за тучки. Значит, тучке нравится, как вы работаете.

3. Проведение игры.

- Если услышите слово, в котором есть только ударный гласный, разведите руки в стороны и сделайте небольшой наклон вперед. Если в слове есть и ударный, и безударный - делайте хлопок.

Лес, игра, гриб, ночь, сады, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.

- И снова тучке понравилась ваша работа.

VIII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Ребята, посмотрите на слайд (слайд 8). Прочитайте слова (скворцы, трава, солнце, гроза). Составьте из этих слов предложения так, чтобы получился текст. (работа в группе)

(Далее предлагаю дифференцированное задание)

а) запишите слова

б) запишите составленные предложения

- Найдите опасные места в словах. Чем они опасны?

- Тучка освободила солнышко, и теперь оно засияет яркими красками.

IX. Рефлексия деятельности

- Закончите предложения:

Я понял…

Я научился…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

На следующем уроке мы будем учиться…

X. Итог урока