СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Употребление суффиксов в разных частях речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Употребление суффиксов в разных частях речи"»

Употребление суффиксов в разных частях речи

Суффиксы имен существительных

ан-(-ян-), -ани (-яни), -анин(-янин), -ач, -ени, -ет-,-ть-, -еств-(-ств-), -есть, -ец, -изм, -изн-, -ик(-ник), -ин, -ист, -итель(-тель), -их -иц-(-ниц-), -к-, -л-, -лк, -льник, -льщик(-льщиц-), -ни, -от-, -ость, ун, -ур(ура), -чик(-чиц-, -щик);

ец — образует лицо, имеющее родство (связь) с исходным словом (обычно это какая-то территория, объединение, группа) или входящее в него: горец ________________________________________

  • образует лицо, обладающее качеством (способностью) — борец _________________________

  • образует предмет (мужского рода): столбец __________________________________________

  • образует мужской род в животном мире: жеребец _____________________________________

ёшк — образует уменьшительно-ласкательную форму предмета: поварёшка ____________________

ик — образует лицо, обладающее качеством (способностью): медик ____________________________

  • образует (с окончанием -а) объединяющее понятие, явление, область деятельности, науку: косметика, характеристика, оптика _______________________________

  • в редких случаях образует неодушевленный предмет, обладающий качеством (способностью) антибиотик, подберёзовик: __________________________________________

  • вместе с суффиксом -ист образует область деятельности, науку: лингвистика _____________

  • названия ягод: клубника, ___________________________________

иц — лицо или животное женского пола: девица _____________________________

  • лицо, обладающее качеством (способностью): владелица, ____________________________

  • очень редко образуется слово мужского рода: тупица, _______________________________

  • объект (женского рода): колесница, _______________________________________

  • понятие, явление: безвкусица ___________________________________________

  • образует уменьшительно-ласкательную форму предмета: вареньице _____________________

  • дополнение к суффиксу -изм при образовании понятий: скептицизм, ____________________

к — образует уменьшительно-ласкательную форму предмета: норка ___________________________

  • образует предмет, лицо (женского рода): двустволка __________________________________

  • явление, процесс (женского рода): подвижка _________________________________________

ник — лицо: бесстыдник ____________________________________________

  • предмет: паяльник ____________________________________

  • место: парник ____________________________________

  • понятие: месячник ___________________________________

  • животное: буревестник ________________________________

  • название растений: боярышник __________________________

В художественных произведениях суффиксы могут придавать словам нужную эмоциональную окраску: уменьшительную, ласкательную, преувеличительную. С помощью таких слов автор (герой, рассказчик) выражает различные оттенки чувств: суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету, качеству, признаку. Оно может быть отрицательным или положительным, сочувственным или насмешливым, презрительным или ироничным, а также с помощью суффиксов можно оценивать размер предмета или величину живого существа.

Суффиксы уменьшительно-ласкательные: ‑к, ‑ок, ‑очк, ‑ечк-, онк, ‑оньк, ‑ньк-, ‑инк, ‑ик, ‑ек, ‑ышк, ‑ус, ‑ушк, ‑юшк, ‑иц, ‑ищ. ______________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Суффиксы, образующие отвлеченные существительные: ‑ость-, ‑от, ‑отн-, ‑ени-, ‑ани, ‑ни, ‑ств, ‑изн, ‑еств, ‑есть, ‑инств, ‑ин, ‑ет, ‑овн. _____________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Суффиксы прилагательных

-ал (-ел-), -ан (-ян-), -аст (-ат-), -ев(-ов), -еват (-оват-), -ен, -енн(-онн-), -енск (-инск-), -ив (-лив, ‑чив-), -ин, -ит (-овит-), -к, -л, -н (-шн-), -тельн-, -уч (-юч,-яч-), -чат, -б(а), -к(а), -ни (-ене), ‑ск(ий), (-ов/ск-ий, -ан/ск-ий, -иан/ск-ий, -ин/ск-ий, -ий/ск-ий), -тельн(ый), -тель/ств(о), -ист-

-ал- (-ел-) образует прилагательные со значением: такой, каким становятся под влиянием действия: лежалый, загорелый __________________________

-ан- (-ян-) образует прилагательные со значением:

  • сделанный из того или иного материала или относящийся к чему-то: кожаный_____________

  • предназначенный для помещения чего- либо: дровяной _______________________

  • работающий на том, что названо исходным словом: ветряной ____________________

-аст- (-ат-) образует прилагательные, называющих части тела человека или животного, внешних качеств человека, аксессуаров его внешности: волосатый _____________________
Искл.: полосатый, женатый.

-ев (-ов), [-ий-] образует прилагательные со значением:

  • принадлежности предмета лицу или животному: дедов, волчий: __________________________

  • сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо: грушевый, садовый _________

-енн-, -онн- образуют прилагательные со значением:

  • признака или свойства: клюквенный ___________________________

  • подверженности действию, результата действия или характеризуемой действием: медленный, _______________________________________________

-енск- (-инск-) образует прилагательные, обозначающие географические названия: кубинский, ___________________________

-ив- образует прилагательные со значением: постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь, обладания каким-нибудь качеством в большой степени: ленивый _____________________

-ин- образует прилагательные, обозначающие людей и животных: гусиный ______________________

-ист- образует прилагательные со значением:

  • похожий на что-то: бархатистый _______________________________

  • обладающий чем-то в большом количестве: голосистый _________________________

  • имеющий склонность к какому-нибудь действию: задиристый _______________________

-ит- (-овит-) образует прилагательные со значением: обладающий в большей степени чем-нибудь: именитый _______________________________

-к- образует прилагательные со значением: склонный к какому-нибудь действию, такой, что часто делает что-нибудь, или такой, с которым часто что-нибудь делается: ломкий _____________________

-л- образует прилагательные со значением: находящийся в состоянии, которое возникло в результате действия, названного исходным словом: гнилой ________________________________

-лив- образует прилагательные, обозначающие состояние, действие, свойство, склонность к чему-нибудь или обладание каким-нибудь качеством: молчаливый _______________________________

-н (-шн) образует прилагательные со значением:

  • признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом: осенний, дальний ________________________________

  • подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные): рваный _________________________

-оват- (-еват-) образует прилагательные со значением:

  • отчасти напоминающий кого-либо или имеющий некоторое свойство чего-либо: мужиковатый _________________________________

  • оттенка ослабленного качества (несколько, слегка): голубоватый ________________________

-тельн- образует прилагательные со значением:

  • производящий или способный произвести действие: наблюдательный ____________________

  • являющийся объектом действия или способный им стать: желательный __________________

  • предназначенный для выполнения действия: плавательный _____________________________

  • указывающий на определенную связь с действием: избирательный _______________________

-уч- (-юч-, -яч-) образует прилагательные со значением: склонный к какому-нибудь действию: певучий ____________________________________________________________________________

-чат- образует прилагательные со значением:

  • обладающий чем-нибудь, имеющий в большом количестве или в большой степени что-нибудь: узорчатый _____________________________________________

  • наполняющий каким-нибудь качеством, свойством то, что обозначается исходным словом: дымчатый _________________________________________

-чив- образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство: находчивый ___________________________________

Суффиксы глаголов

-а (-я, -ка), -е, -у -ева (-ова, -ыва, -ива), -и, -л, -нича, -ну, -ствова, -ся, -ть (-ти), -или

ировапланировать _______________________________

л — образует прошедшее время: был _____________________________

ова(ыва) — указывает на нахождение в процессе какого-то действия: торжествовать ___________

ти — образует неопределенную форму глагола (инфинитив): плести __________________________

ть — образует неопределенную форму глагола (инфинитив): делать __________________________

чь — образует неопределенную форму глагола (инфинитив): прилечь __________________________

Суффиксы –сь и –ся, находящиеся в конце глагола, называются постфиксами.

сь — действие, направленное на самого себя или совершаемое субъектом: одеваюсь______________

ся — действие, направленное на самого себя или совершаемое субъектом: одеваться _____________

Суффиксы наречий

-а, -е, -ейш (-айш) -и, -жды, -либо, нибудь, -о, -то, -учи(-ючи), -ик (прям/ик/ом, цел/ик/ом)

Напишите сочинение-рассуждение: «Безопасные дороги»



________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________