Урок № 4 | Увеличительные приборы. | Комбинированный урок |
Цели: | Познакомиться с основными правилами работы с увеличительными приборами: микроскоп, лупа и инструментами: препаровальные иглы, скальпели |
Задачи: | Образовательные: Сформировать знания о методах исследования в биологии, об устройстве увеличительных приборов. Развивающие: Создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать. Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к предмету, культуру общения. |
Планируемые результаты: |
Предметные результаты |
Метапредметные и личностные результаты: Познавательные УУД: определение понятий: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, выдвижение предложений и их обоснование. Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, заполнить схематические модели разнообразных заданий, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций. |
Оборудование: | Учебная презентация, интернет урок «Увеличительные приборы» https://www.youtube.com/watch?v=CEKXzLu1Z7g |
Ход урока: |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. |
Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности обучающихся, сообщение основных этапов урока, знакомство с рабочим листом. Создание эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке. | Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку, знакомятся со структурой рабочего листа |
2. Актуализация прежних знаний. |
1. Фронтальный опрос. Перечислите основные методы изучения природы? Чем различаются эксперимент и наблюдение? Какие увеличительные приборы вы знаете? Что в них общего? Приведите примеры наблюдений, которые вам приходилось проводить. Назовите измерительные приборы и назовите, какие измерения вы проводили? Слово «методос» в переводе с греческого языка означает? Метод, при котором изучают живой организм, воздействуя на него называют? Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название……………………….. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был…………… Установите соответствие между методами изучения живой природы и результатами. Сравнение Измерение Эксперимент | А) При добавление в почву удобрения рост растения увеличивается Б) Рост человека в среднем составляет 160-170 см В) Среднее количество птенцов в гнездах на протяжении двух лет увеличился вдвое. | | Отвечают на вопросы. |
2. Логический рассказ по теме урока | Вступают у доски по теме урока |
3. Совместное открытие знаний. Учебно-познавательная деятельность. Изучение новой темы. |
1. Исторический факт (создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса) Приложение № 1 | Вступают в дискуссию по определению темы урока. Формулируют цели урока. |
2. Знакомство с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа (Роберт Гук, Антонии Ван Левенгук) по слайдам презентации | Прослушивают и анализируют дополнительную текстовую информацию |
4.Этап выявления места и причины затруднения |
1. Рассказ с элементами беседы. Использование увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. | Работа с текстом учебника Записи в тетради |
2. Знакомство с устройством школьного светового микроскопа. | Выполняют записи и рисунок по ходу чтения текста. |
5. Этап первичного закрепления. |
Лабораторная работа № 2 «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним». https://www.youtube.com/watch?v=vcx9FpyLi5w | Изучают правила работы с микроскопом, используя материал учебника. |
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, — вернее сказать, — его дети. Как вы думаете, почему я начала урок с этого рассказ? Как вы думаете, что было изобретено мальчиками? Чему будет посвящена наша тема урока? Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?