Конспект урока на тему «Звук [и]. Буква И, и. Закрепление.» 1 класс
Цель урока: выделение звука [и] из речи, слогообразующая функция гласного звука.
Основные понятия: гласный звук, буква, звуковой разбор, лексическое значение слова.
Формируемые УУД:
Познавательные: осмысление соответствия звука букве.
Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при выполнении звукового разбора, закрепление знаний о звуке[и], букве И, и, закрепление представлений о слогообразующей функции гласного звука.
Коммуникативные: умение объяснять свои действия, учиться быть терпимыми к чужому мнению, развитие навыка обращаться с вопросом.
Оборудование: учебник «Азбука» под ред. Г.Горецкого
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.
- Сели красиво, подвинули стульчик, кулачок между животом и партой. На парте: Азбука, тетрадь для печатания, пенал.
2. Повторение, актуализация знаний.
- Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь? (из предложений)
- Из чего состоит предложение ? ( из слов)
- А из чего состоят слова? ( из слогов, из звуков)
- На какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные)
- Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным)
- А согласные звуки? (белым)
- Как отличить гласный звук от согласного?
- Сейчас я проверю ваши знания. Достаньте из пенала 2 карандаша: белый и красный. Я буду называть слова, а вы показывать карандаш того цвета, который соответствует первому звуку слова.
- Если в слове первый звук гласный, какой карандаш вы покажете? (красный)
- Если согласный? (белый)
Улитка, ослик, сосны, лук, книга, волк, акула, облако, письма, иволга.
- Молодцы!
- Какие звуки мы уже изучили? (о, а, и)
- Какие это звуки? (гласные)
- Ребята, посмотрите на доске картинки: распределите картинки к той букве, где есть нужный звук.
лейка, ведро, голубь, кукла, ели, кит (по 1 человеку выходят)
- Проверяем. Молодцы!
3.Постановка цели урока.
- Как называется эта сказка? (Царевна-лягушка)
- Кто изображен справа? (Иван-Царевич)
- Произнесем его имя по слогам. (И-ван.)
- Назовите, сколько в слове слогов. (2)
- Назовите первый звук в слове «Иван» ([и]).
- Какой это звук? (Гласный).
- Как докажете?
- Сегодня мы продолжим знакомство с буквой и звуком И.
4. Решение частных задач.
- Ребята, Иван-царевич приготовил для вас различные испытания.
- Первое испытание «Отгадай загадки».
Остроносая старушка
Узоры вышивает, весь мир одевает,
Что сошьёт - не надевает. (Иголка)
Её всегда в лесу найдёшь.
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая как ёж,
Зимою - в платье летнем. (Ель)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Ёж)
- Мы сейчас разгадали загадки про разные предметы, а что их объединяет? (Иголки)
- В русском языке есть слова, которые имеют несколько значений, их называют многозначными. У слова «иголки» тоже много значений.
Есть иголки у ежа.
И, конечно, у ерша.
У сосны и ёлки
Тоже есть иголки.
Это швейная игла.
Всем одежду шьёт она.
- У всех этих слов есть общая часть значения: тонкая, заостренная на конце палочка.
- Давайте проанализируем слово «иголка».
- Сколько слогов в слове «иголка»? (3)
- Назовите первый слог, второй, третий (и-гол-ка)
- Какой слог ударный? (второй)
- Напечатаем в тетради схему слова (у доски Вика)
5. Физминутка.
- Немного отдохнём: Если услышите в словах звук [и] – встаньте: ель, ива, индюк, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.
6. Решение частных задач.
- А вот и второе испытание от Ивана-Царевича. Отгадайте загадку.
Днём молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает и
Прохожих пугает. (Филин)
- Выполним анализ слова «филин».
- Сколько слогов в слове «филин»? (2)
- Назовите первый слог, второй (фи-лин)
- Какой слог ударный? (первый)
- Напечатаем в тетради схему слова (у доски Саша)
- Назовите слоги-слияния. (фи, ли)
- Какие гласные звуки вы слышите? (и)
- Где слышите звук и? (после согласных звуков)
- Как при этом произносятся согласные звуки? (мягко)
- Почему согласные [ф, л] - мягкие? (После них стоит гласный [и], который делает согласный звук мягким).
- Что новое вы только что узнали? (гласный звук и, делает согласный звук мягким).
7. Закрепление.
- Когда Иван-царевич искал свою стрелу, ему встретился на пути необычный терем.
- Кто живет в этом тереме?
- Какие гласные на нижнем этаже? А на верхнем?
- Посмотрите на ленту букв, в каком ряду расположена буква и? (В нижнем).
- Что вы знаете про гласные нижнего ряда?
- Итак, что мы сейчас узнали про звук [и]? (Он гласный, делает согласный звук мягким).
8.Физминутка. Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
9. Работа с учебником.
- Иван-царевич приготовил для вас, ребята, еще одно испытание.
- Послушайте предложение: Ира и Игорь смотрят мультфильм.
- Кто может составить схему этого предложения?
- Почему первое слово на схеме с уголком? А второй прямоугольник какое слово означает?
- Буква «и» может быть как частью слова, так и целым словом.
- Почему третье слово на схеме с уголком?
- Откройте учебник на стр. 30.
- Посмотрите на картинку с изображением мамы и сына. Что здесь нарисовано?
Что делает мама? Составьте 1 предложение со словами «шарф и шапка» (Сколько слов в предложении?)
2 –карандаш и ручка, 3- ранец и пенал
-Какую роль играет маленькое слово И? (соединяет слова в предложении)
-Как мы напишем 1 слово в предложении? Имя мальчика?
-Что мама пожелает сыну при расставании? (Удачи!)
-Что скажет при встрече? (Привет!)
- Скажите, что мы еще узнали про букву и? (буква и может обозначать целое слово, она соединяет слова в предложении)
10. Рефлексия.
- Ребята, Иван-царевич благодарит вас за урок, вы прошли все испытания.
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке?
- Какой звук повторяли? Он гласный или согласный?
-Какая буква его обозначает?
- Что узнали о букве «и»? (Буква и обозначает гласный звук [и], обозначает мягкость предыдущего согласного; буква и может быть самостоятельным словом.)
-Дети, этот звук и эта буква есть в добрых вежливых словах: спасибо, извините, простите, в любимом детском слове «игрушки», колючем слове «иголка», и очень важном слове «мир» и во многих других словах. Она очень любит соединять слова, особенно добрые и хорошие. Спасибо за работу на уроке.