- различать звонкие и глухие согласные, парные и непарные, твёрдые и мягкие согласные звуки
известного и неизвестного материала; умение удерживать цель деятельности до получения её результата.
графическую (кластер); умение строить речевые высказывания в устной форме; установление причинно-следственных
связей; умение анализировать, обобщать и делать выводы.
работе в паре; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
учебную деятельность.
работа; приём составления кластера.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Примечание |
I. Мотивация к учебной Деятельности. | - Если хочешь много знать Многого добиться, Значит, грамотно писать Должен научиться! - Проверим готовность к уроку. Порядок на столе - порядок в голове! Открываем тетради и записываем число и «В классе». | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Дети открывают тетради и записывают число и «В классе» | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. | |
II. Актуализация знаний. 1) Минутка чистописания 2). Картинный диктант. 3). Взаимопроверка. | - Ребята, как вы думаете, а важно изучать русский язык? -Мы с вами откроем сегодня ещё одну тайну русского языка. - Внимательно посмотрите на буквы, которые будем прописывать (на доске: ч, к, щ, н). - Чем они могут быть интересны? - Пропишите буквы в тетради. Какое правило мы знаем о правописании данных буквосочетаний? - Запишите слова по картинкам, подчеркните буквосочетания: чн, чк, щн. (Ласточка, девочка, кирпичный, хищник, речной) - Обменяйтесь тетрадями и проверьте | Ответы детей - Можно составить буквосочетания: чк, чн, щн - Дети прописывают буквы и сочетание букв. Говорят правило. -Буквосочетания чк, чн, щн –пишутся без мягкого знака. Ребята пишут словарный диктант. Проверяют по образцу | Личностные: значимость русского языка, принадлежность к народу Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Регулятивные: умение сравнивать с образцом | Слайд №1 чк,чн.щн Слайд №2 Картинки Слайд №3 |
III. Постановка учебной задачи | - Внимательно посмотрите на первые буквы в словах и выпишите их в новую строку (л, д, к, х, р). - Что вы можете рассказать о данных буквах? - Какие задания можете предложить? | - Дети выписывают первые буквы в словах. - Можно разделить на звонкие и глухие согласные - Дать характеристику, записать звуки | Познавательные: умение задавать вопросы. | |
IV. Открытие нового знания. | - Разделите буквы на две группы. - По какому признаку вы разделили? - Сформулируйте тему урока. - Какую задачу поставим на урок? Чему будем учиться? А для чего нам это? | Л, д, р х, к. Буквы звонких и глухих согласных звуков. - Звонкие и глухие согласные звуки. - Научиться различать звонкие и глухие согласные звуки. Учиться распознавать звонкие и глухие согласные звуки. Быть грамотными и правильно писать | Познавательные: анализируют звуки Регулятивные: формулируют тему урока, постановку учебной задачи. | Слайд №4 Тема и учебная задача |
V. Первичное Закрепление 1). Наблюдение за звуками в словах 2). Работа над правилом. | - На доске слова, а у детей карточки. Гора [ гара ] [ г ] Кора [кара] [к ] Коза [каза] [з ] Коса [каса] [с ] Дочка [доч´ка] [д ] Точка [точ´ка] [т ] - Запишите транскрипцию слов. - Какими звуками различаются слова, запишите эти звуки, дайте им характеристику, из чего состоит звонкий звук, глухой звук? - Верно, ли мы с вами сделали вывод? - Как нам проверить? - Расскажите, о чём вы прочитали? | Дети работают на листочках. Записывают транскрипцию слов. Дают характеристику звукам, которыми различаются слова. - Звонкий состоит из голоса и шума, глухой из шума. Посмотреть в учебнике правило. - Дети рассказывают правило. Работа в парах. Рассказывают правило друг другу. | Познавательные: преобразование слова – запись слова в транскрипции Коммуникативные: выстраивание монологического высказывания Познавательные: поиск информации в учебнике Коммуникативные: выстраивание монологического высказывания | Слайд №5 Звонкие – голос и шум Глухие - шум |
VI. Физкультминутка. «Фиксики» | | | | Компьютер |
VII. Первичное закрепление с самопроверкой | - Работа по учебнику стр. 74 № 98 (3) - Выписать слова, в которых первый согласный звонкий. - Проверьте по слайду. У кого правильно поднимите пальчик и поставьте смайлик. | - Дети выписали (бочка, белка, борщ, буря, боль) | | Слайд №6 (бочка, белка, борщ, буря, боль) |
VIiI. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Вывод. Самостоятельная работа в паре. Наблюдение над непарными согласными | - Давайте вернёмся к парам согласных звуков, что о них можно сказать? - По какому признаку их объединили в пары? - Дополните пары (ж,ш), (б,п), (в, ф)- на доске. - Какой можно сделать вывод? - Помогите Незнайке заселить Дом парных согласных звуков. Поработайте в паре, обсудите, выберите правильное решение. - Проверка учителем. - На слайде слова, выпишите буквы, записанные красным цветом. - На какие группы можно разделить данные буквы? - Как можно их назвать? (Если сомневаются, обратиться к учебнику) - Прочитайте правило до конца. | - Это парные согласные по звонкости и глухости. - По способу произнесения. Дети проверяют. (ушки) - Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары по звонкости и глухости. - Дети заполняют карточку. Дети выписывают буквы: й, р, л, м, н, ц, ч,щ, х. - Буквы звонких и глухих согласных. - Непарные, сонорные. - Дети работают с правилом | Познавательные: работа с таблицей на основе анализа Познавательные: умение анализировать, делать выводы. | |
IX. Обобщение. Составление кластера | - Давайте вернёмся к нашей учебной задаче. - Расскажите, как отличить звонкий согласный от глухого? - Что мы выяснили о звонких и глухих согласных звуках? - Вывод по теме урока построим в виде схемы (кластера). - О каких звуках говорили на уроке? - Согласные делятся на … - Звонкие согласные есть … - Глухие согласные есть … - Непарные и парные звонкие и глухие согласные в словах могут быть … | - Звонкие состоят из голоса и шума, глухие – из шума. - Составляют пары, есть непарные. - О согласных. - Звонкие и глухие. - Парные и непарные. - Парные и непарные. - Твёрдыми и мягкими. | Познавательные: умение анализировать, делать выводы; умение оформлять мысли графически (схема). | Слайд №4 Тема урока и учебная задача Схема на доске. |
X. Рефлексия. | - На протяжении всего урока я радовалась вашим ответам, каждой вашей удаче. Всё ли у вас получилось на уроке? Чтобы вы сказали самому себе за урок? | Ответы детей. | Личностные: умение оценивать свою учебную деятельность | |