Актуализация знаний | Воспроизведение ранее изученного материала, его связь с темой урока. Мотивационная беседа. | Что мы с вами проходили на прошлом уроке? Дайте определение понятию «дополнение». -Приведите примеры. -Молодцы. Хорошо. Давайте вместе прочитаем стихотворение С. Есенина и найдем члены предложения, который отвечают на вопросы какой? чей? Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. (С. Есенин) -Правильно, поэтому тема нашего урока «Определение». Записываем в тетради: число, классная работа, тема «Определение» | На прошлом уроке мы проходили дополнение Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Дополнение подчёркивается пунктирной линией. - Например: Буря сломала осину. Существительное «осину» стоит в В.п. и является дополнением. Дети записывают тему урока в тетради. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Осуществляют для решения задач операций анализа, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; исправляют собственные ошибки. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы, вопросы для уточнения информации. |
Целеполагание, объяснение материала | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной деятельности. Подбор своих примеров, составление связных текстов. | Сегодня мы начинаем изучать новую тему. - Итак, запишите у себя в тетради предложения: Стоят последние дни осени. На синем небе висят белые облака. - Давайте разберем это предложение по составу и выясним функцию определений в нем. -Что мы можем сказать исходя из нашего разбора? - Прочитайте, исключив определения. Какой из текстов более точно и выразительно рисует картину осени? - Запишите себе в тетради несколько определений и составьте небольшой текст об осени из четырех предложений (золотой, красивый, чистый, жёлтый). -Итак, мы выяснили, что определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определение обычно выражаются прилагательными и в предложении подчеркиваются волнистой линией. | -Дети записывают предложения. - Стоят последние дни осени. О чем говорится в предложении? О днях осени. Что говорится о предмете речи? Стоят. Дни осени (какие?) последние. - На синем небе висят белые облака. О чем говорится в предложении? Об облаках. Что говорится об облаках? Висят. Облака (какие?) белые. Висят (где?) на небе. На небе (каком?) синем. - Мы можем сказать, что прилагательные выступают в роли определения, которое отвечает на вопрос какой? чей? - Стоят дни осени. На небе висят облака. Текст с определениями точно рисует картину осени. - Наступила золотая осень. Лес очень красивый в эту осеннюю пору. Воздух в лесу чистый и свежий. Жёлтые листья покрыли все лесные тропинки. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Осуществляют для решения задач операций анализа, классификации. Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; исправляют собственные ошибки. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят монологические высказывания. | Устные ответы, письменное выполнение заданий |
Первичное закрепление | Обобщение и систематизация знаний, формирование умения применять их на практике. Письменная работа, составление связных текстов. | -Выполним упражнение 186 из нашего учебника. - Прочитайте задание. Что мы должны сделать? Образец: Стоит золотая осень. О чем говорится в предложении? Об осени. Что говорится о предмете речи? Стоит. Осень (какая?) золотая. - Молодцы. С этим заданием справились. Теперь мы с вами будем составлять предложение. - Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение (жёлтые) - Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение (осень) - Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр (выстлала) - Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение (дороги) - Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами. -Что у вас получилось? -Молодцы. | - Спишите. Подчеркните главные челны предложения и определения. Укажите, на какой вопрос отвечает определение и к какому слову относится. -Падают резные листья. О чем говорится в предложении? О листьях. Что говорится о предмете речи? Падают. Листья (какие?) резные. - Кружится жёлтый лист. О чем говорится в предложении? О листе. Что говорится о предмете речи? Кружится. Лист (какой?) желтый. - Птичьи гнёзда опустели. О чем говорится в предложении? О гнёздах. Что говорится о предмете речи? Опустели. Гнёзда (чьи?) птичьи. - Пошёл редкий дождь. О чем говорится в предложении? О дожде. Что говорится о дожде? Пошёл. Дождь (какой?) редкий. -Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; исправляют собственные ошибки. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят монологические высказывания. | Устные ответы, работа у доски |
Рефлексия (итог урока, оценивание работы) | Заключительная беседа по вопросам. Выставление оценок. | -Итак, чем мы сегодня занимались на уроке? -Что нового мы узнали на уроке? -Хорошо, за работу на уроке можно поставить следующие оценки (выставление оценок). | -Мы проходили тему «Определение». - Мы узнали, что определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определение обычно выражаются прилагательными и в предложении подчеркиваются волнистой линией. - Передают дневники на подпись. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | Устные ответы |
Домашнее задание | Комментирование домашнего задания. | -Запишите домашнее задание. На дом упражнение 187. -Прочитаем задание. Что мы должны сделать? -Урок окончен. До свидания! | -Ученик читает задание Мы должны озаглавить текст. Списать, вставить пропущенные буквы и слова по смыслу. Подчеркнуть определения и указать слова, к которым они относятся. | Фронтальная | | Устные ответы |