СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе "Определение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе "Определение"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе "Определение"»

Технологическая карта урока«Определение»

Цель деятельности учителя

Сформировать знание об определении. Работая с текстом, научить детей находить определения.

Тип урока

Объяснение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать определение второстепенного члена предложения «определения», способ его выражения, графическое обозначение; уметь находить определение в тексте, в предложении.

Метапредметные: навык внимательного чтения текста, оценивать свою речь с точки зрения языкового оформления

Личностные: уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому совершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, эвристический метод: индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы

1)Учебник. Русский язык: 5 кл. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Москва. Просвещение. 2012г.

2)В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова Теория. 5-9 классы - М,2004.

3) Г.А. Богданова, Л.М. Уроки русского языка в 5 классе – М,2011.

Оборудование

Компьютер, проектор.

Основные понятия

Определение, эпитет, второстепенный член предложения.



Организационная структура урока.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

Орг. момент

Психологическая подготовка к уроку

Здравствуйте, садитесь!

Встают, садятся

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Устные ответы

Актуализация знаний

Воспроизведение ранее изученного материала, его связь с темой урока. Мотивационная беседа.

Что мы с вами проходили на прошлом уроке?

Дайте определение понятию «дополнение».

-Приведите примеры.

-Молодцы.

Хорошо. Давайте вместе прочитаем стихотворение С. Есенина и найдем члены предложения, который отвечают на вопросы какой? чей?

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

(С. Есенин)

-Правильно, поэтому тема нашего урока «Определение». Записываем в тетради: число, классная работа, тема «Определение»


На прошлом уроке мы проходили дополнение

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.

Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Дополнение подчёркивается пунктирной линией.

- Например: Буря сломала осину. Существительное «осину» стоит в В.п. и является дополнением.


Дети записывают тему урока в тетради.


Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Осуществляют для решения задач операций анализа, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; исправляют собственные ошибки.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы, вопросы для уточнения информации.

Целеполагание, объяснение материала

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной деятельности. Подбор своих примеров, составление связных текстов.

Сегодня мы начинаем изучать новую тему.

- Итак, запишите у себя в тетради предложения: Стоят последние дни осени. На синем небе висят белые облака.

- Давайте разберем это предложение по составу и выясним функцию определений в нем.

-Что мы можем сказать исходя из нашего разбора?

- Прочитайте, исключив определения. Какой из текстов более точно и выразительно рисует картину осени?

- Запишите себе в тетради несколько определений и составьте небольшой текст об осени из четырех предложений (золотой, красивый, чистый, жёлтый).

-Итак, мы выяснили, что определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определение обычно выражаются прилагательными и в предложении подчеркиваются волнистой линией.



-Дети записывают предложения.




- Стоят последние дни осени. О чем говорится в предложении? О днях осени. Что говорится о предмете речи? Стоят. Дни осени (какие?) последние.

- На синем небе висят белые облака. О чем говорится в предложении? Об облаках. Что говорится об облаках? Висят. Облака (какие?) белые. Висят (где?) на небе. На небе (каком?) синем.

- Мы можем сказать, что прилагательные выступают в роли определения, которое отвечает на вопрос какой? чей?


- Стоят дни осени. На небе висят облака. Текст с определениями точно рисует картину осени.


- Наступила золотая осень. Лес очень красивый в эту осеннюю пору. Воздух в лесу чистый и свежий. Жёлтые листья покрыли все лесные тропинки.


Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Осуществляют для решения задач операций анализа, классификации.

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; исправляют собственные ошибки.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят монологические высказывания.

Устные ответы, письменное выполнение заданий

Первичное закрепление

Обобщение и систематизация знаний, формирование умения применять их на практике. Письменная работа, составление связных текстов.

-Выполним упражнение 186 из нашего учебника.

- Прочитайте задание. Что мы должны сделать?

Образец: Стоит золотая осень. О чем говорится в предложении? Об осени. Что говорится о предмете речи? Стоит. Осень (какая?) золотая.

- Молодцы. С этим заданием справились. Теперь мы с вами будем составлять предложение.

- Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение (жёлтые)

- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение (осень)

- Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр (выстлала)

- Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение (дороги)

- Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами.

-Что у вас получилось?

-Молодцы.


- Спишите. Подчеркните главные челны предложения и определения. Укажите, на какой вопрос отвечает определение и к какому слову относится.

-Падают резные листья. О чем говорится в предложении? О листьях. Что говорится о предмете речи? Падают. Листья (какие?) резные.

- Кружится жёлтый лист. О чем говорится в предложении? О листе. Что говорится о предмете речи? Кружится. Лист (какой?) желтый.

- Птичьи гнёзда опустели. О чем говорится в предложении? О гнёздах. Что говорится о предмете речи? Опустели. Гнёзда (чьи?) птичьи.

- Пошёл редкий дождь.

О чем говорится в предложении? О дожде. Что говорится о дожде? Пошёл. Дождь (какой?) редкий.


-Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; исправляют собственные ошибки.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, строят монологические высказывания.

Устные ответы, работа у доски

Рефлексия (итог урока, оценивание работы)

Заключительная беседа по вопросам. Выставление оценок.

-Итак, чем мы сегодня занимались на уроке?

-Что нового мы узнали на уроке?


-Хорошо, за работу на уроке можно поставить следующие оценки (выставление оценок).

-Мы проходили тему «Определение».

- Мы узнали, что определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определение обычно выражаются прилагательными и в предложении подчеркиваются волнистой линией.

- Передают дневники на подпись.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


Устные ответы

Домашнее задание

Комментирование домашнего задания.

-Запишите домашнее задание. На дом упражнение 187.

-Прочитаем задание. Что мы должны сделать?



-Урок окончен. До свидания!

-Ученик читает задание



Мы должны озаглавить текст. Списать, вставить пропущенные буквы и слова по смыслу. Подчеркнуть определения и указать слова, к которым они относятся.

Фронтальная


Устные ответы