Конспект урока в 3 классе по внеклассному чтению
« В гостях у сказки»
Учитель начальных классов МКОУ «Геницоробская НОШ»
Магомедов Абдулхамид Магомедович
Цель: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, понять необходимость чтения сказок
Задачи:
- формировать углубленное смысловое восприятие сказки;
- развивать мышление, память, речь и творческое воображение;
- воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.
Ход урока
1. Организационный момент.
“Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок”. А. С. Пушкин
2. Подготовка к изучению материала.
Ребята, сегодня мне хочется пригласить вас в необычное путешествие. Мы отправимся в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали и встречались с ее необыкновенными жителями.
- А сейчас посмотрите презентацию и вы поймёте в какую страну мы отправимся.
Ученица 1.
Есть на свете страна такая,
Где всех приключений не счесть,
Любят эту страну все дети,
Волшебство и загадки там есть.
Ученица 2.
Там зло с добром не уживается,
И победит всегда добро.
Как же эта страна называется?
Догадались, наверно, давно?
Конечно, эта необыкновенная страна – страна сказок.
3. Тема.
Учитель.
Сказки любят все: и дети, и взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки родители, бабушки, а потом вы пошли в школу и сами научились читать. Читая сказки, мы поникаем в чудесный, загадочный, таинственный мир.
Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставят спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
4. Цель.
Проблемный вопрос.
Для чего нам читать сказки?
- За правильные и полные ответы вам будут вручаться изображения сказочных героев, и вы в конце урока расположите их возле нашего сказочного замка.
5. Работа над новым материалом.
1) Актуализация опорных знаний.
Учитель.
Для того, чтобы узнать про все чудеса сказки, нужно вспомнить, что же такое сказка.
Сказка – это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.
- Чем сказки отличаются от рассказов? (В сказке есть волшебство)
Работа над интонацией.
Интересная сказка. Там чудеса…
- удивления
- грусти
- радости
Учитель.
Сказка – это что-то чудесное. Поищем с вами чудеса. Буквы перепутались, и стало непонятно, что за сказки пришли к нам в гости.
Учитель.
Вам предстоит проверить, правильно ли написаны названия сказок и литературных героев.
Игра “Путаница”
Дать правильное название сказок и литературных героев.
Сестрица Алёнушка и братец Никитушка
Елена Некрасивая
Кощей Бесстрашный
Жар – муха
Баба Бяка
Отдыхаем.
Игра “Видели – не видели!”
Я буду называть события. Если такое бывает, вы отвечайте “Видели, видели!”. Если такого не бывает, то вы молчите.
1. В зоопарке у ворот спит огромный бегемот.
2. За полями, за лесами ходит курица с рогами.
3. Вот слонёнка тихий сон охраняет старый слон.
4. Чернобровая куница - замечательная птица.
5. Злой презлющий серый волк на ребят зубами щёк!
6. а зеленый крокодил важно по полю ходил.
7. Пони, маленькие пони, до чего забавны пони!
Учитель. Сказочные герои – одна из примет сказок. Вот и сказочные герои пришли к нам.
Назвать полное имя того или иного героя, продолжив имя + индивидуальные задания для сильных учеников.
1. Кощей. (Бессмертный)
2. Василиса. (Премудрая)
3. Змей. (Горыныч)
4. Елена. (Прекрасная)
5. Сестрица. (Алёнушка)
6. Братец. (Иванушка)
7. Доктор. (Айболит)
Старая, седая, беззубая, страшная старуха, которая, чуя по запаху не прошенного гостя, говорит “фу, фу, фу! Бывало русского духа слыхом-не слыхать, видом не видать, а нынче русский дух сам в ложку садится, а в рот валится!” Кто это? Баба-Яга.
Появляется Баба-Яга.
Баба-Яга. Бедная я, бедная. Никому не нужна.
Ты же, бабулечка, сама виновата,
Землю сделаешь болотом,
Все раскрасишь черным цветом,
Разведешь лишь бегемотов.
Баба-Яга. Я буду вам давать задания, справитесь?
“Угадай-ка” (загадывает Баба-Яга).
1. Слуги Бабы Яги. Лебеди
2. Кто хотел погубить Муху – цокотуху? Паук
3. “Айболит” - кто автор? Чуковский
4. Братец Алёнушки. Иванушка
5. Рыжая героиня многих народных сказок. Лиса
Показ сказки «Теремок». (Исполняют учащиеся с мягкими игрушками)
Парная работа.
Определить сказку по началу.
1. Жил старик со старухой, у них была дочка и сынок маленький.
- Дочка, дочка! – говорила мать. – Мы пойдем на базар, а ты будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
“Гуси-лебеди”, русская народная сказка.
2. Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И Маленькую ласточку от холода спасла.
Х.К. Андерсен “Дюймовочка”.
Баба-Яга. А про меня совсем забыли?
…Я летала на метле,
Пироги пекла в золе,
По избе кота гоняла
Да все сказки вспоминала.
В гости к Лешему сходила
И все сказки позабыла.
Помогите мне, ребятки,
Снова вспомнить эти сказки.
Чтение и угадывание сказок по иллюстрациям и отрывкам текстов.
Викторина «В мире сказок»
- Ишь, какие вы знающие, на все мои вопросы ответили, все загадки отгадали.
Вот, молодцы, ребятки, спасибо! Порадовали старушку-Бабушку-Ягушку!
Вот уж, право, я устала, зло творить я перестала.
Выставка книг.
Дети рассматривают книги.
Беседа о бережном отношении к нигам.
Все, что создано умом
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Итог урока.
У каждого народа есть свои сказки: они различны и чем-то похожи друг на друга. Различны, потому что они возникли в разных странах, и в них отразились обычаи разных народов и разных стран.
Схожи между собой, потому что в них отразились мечты народов о счастье, их вера в победу добра над злом.
- Так что же объединяет сказки?
1. Добро побеждает зло.
2. Все заканчивается хорошо.
3. Все сказки учат добру.
Для чего нам читать сказки?
- Сказки учат доброте, честности, находчивости, любви к труду и многому другому, очень важному для нас.
- Учит бескорыстной любви, преданности и самоотверженности.
- В каждой сказке есть доброта и привычка выручать из беды.
- Сказка помогает побеждать добро и зло.
Сказки собирают народную мудрость, учат нас добру, ценить красоту. Недаром они заканчиваются словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”