КОНСПЕКТ УРОКА ВO 2 КЛАССЕ
Тема: Обобщение материала о звуках и буквах.
Цель: Систематизация и обобщение знаний по теме «Звуки и буквы»
Задачи: 1) Расширить и уточнить знания о существенных признаках гласных и согласных звуков.
2) Развивать умение различать звук и букву.
3) Учить ориентироваться по таблице «Согласные звуки и буквы»
4) Формировать понимание орфограмм, связанных с произношением и написанием гласных и согласных звуков.
5) Формировать общие учебные умения и санитарно-гигиенические навыки.
Ход урока
I. Организация класса
II. Повторение изученного о гласных и согласных звуках
Цель: Расширить и уточнить знания о гласных и согласных звуках.
1)- Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
- Сколько гласных букв? (10)
- На какие две группы можно разделить все гласные буквы? (На буквы, обозначающие твёрдость и мягкость согласных звуков)
- Почему количество гласных звуков и букв не совпадает? (есть 4 особые буквы, которые обозначаются другими звуками)
2) На доске: Село, крупа, ряды, врачи, мосты, рыбак, листы.
-Прочитайте слова вслух. Обозначьте ударение.
- Подчеркните в безударных слогах буквы, которые нужно проверять.
- Проверьте себя: должно быть подчёркнуто 5 букв.
-Произнесите слова с подчёркнутыми буквами друг другу.
- Какие звуки обозначены этими буквами?
Вывод: Когда мы слышим в словах безударные гласные звуки [а] или [и] (или похожие на них), то при обозначении их буквами можно допустить ошибку. Такие слова нужно проверять.
3) На доске: Мороз, медведь, заяц, ребята, быстро, дежурный, ученик, завод, машина, тетрадь, капуста, воробей.
- Произнесите слова вслух. Обозначьте ударение.
- Запишите слова в 3 столбика так: 1 столбик – ударный первый слог, 2 столбик – ударный второй слог, 3 столбик – ударный третий слог,
Вывод: - Давайте вместе вспомним всё, что вы знаете о гласных. (Гласные звуки произносятся с голосом. При их произношении воздух проходит свободно, без преград. Гласные звуки образуют слог: у-хо, лю-стра. В русском языке 6 гласных звуков и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки на письме).
4) Работа по таблице «Согласные звуки и буквы»
Цель: Учить ориентироваться по таблице «Согласные звуки и буквы» - Рассмотрите таблицу.
- Прочитайте название таблицы и названия столбиков.
- Почему в некоторых клетках вместо звука стоит прочерк? (нет звука)
- Сколько согласных букв в русском языке?(21)
- Сколько согласных звуков?(36)
- Как найти в таблице парные твёрдые и мягкие согласные?
- Как найти непарные мягкие или непарные твёрдые?
- Где в таблице расположены парные звонкие и глухие согласные звуки?
- Как найти в таблице звуки, которые являются непарными и по звонкости-глухости, и по твёрдости-мягкости?
- Рассмотрите таблицу. Прочитайте название таблицы и столбиков.
- Почему в некоторых клетках вместо звука стоит прочерк? (нет звука)
- Сколько согласных букв в русском языке?(21)
- Сколько согласных звуков?(36)
- Как найти в таблице парные твёрдые и мягкие согласные?
- Как найти непарные мягкие или непарные твёрдые?
- Где в таблице расположены парные звонкие и глухие согласные звуки?
- Как найти в таблице звуки, которые являются непарными и по звонкости-глухости, и по твёрдости-мягкости?
Таблица «Согласные звуки и буквы»
Звонкие согласные звуки | Согласные буквы | Глухие согласные звуки |
твёрдые | мягкие | твёрдые | мягкие |
[б] | [б′] | Б П | [п] | [п′] |
[в] | [в′] | В Ф | [ф] | [ф'] |
[г] | [г′] | Г К | [к] | [к] |
[д] | [д'] | Д Т | [т] | [т′] |
[ж] | —— | ж ш | [ш] | —— |
[з] | [3'] | 3 с | [с] | [с′] |
—— | [й'] | Й | —— | —— |
[л] | [л1] | л | —— | —— |
[м] | [м'] | м | __________ | ____ |
|
[н] | [н'] | н | —— | —— |
[р] | [р'] | р | ____ | ____ |
|
—— | —— | X | [Х] | [Х'] |
—— | —— | ц | [Ц'] | —— |
—— | —— | ч | —— | [Ч'] |
—— | —— | щ | —— | [Щ'] |
- Запишите три звука и дайте их характеристику по образцу:
[Й'] - согласный, непарный звонкий, непарный мягкий
… -___________________
… -__________________
… -__________________
5) –Отгадайте загадку:
Он на цыпочках приходит
И на цыпочках уходит.
У кого закрыты глазки,
Тем рассказывает сказки
- Что это? (сон)
- Назовите звуки по порядку ([с] [о] [н])
- Запиши характеристику согласных звуков отгадки, пользуясь таблицей.
6) На доске: Гром, пакет, береза, пихта, ель, вол, петух, ворон, шутка, дрозды, спешка, день, луна
- Запишите слова в 2 столбика; в первый - слова со звонкими согласными, во второй - с глухими.
Вывод: - Давайте вместе вспомним всё, что вы знаете о согласных. (При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки могут произноситься с голосом и шумом (это звонкие согласные) и только с шумом (это глухие согласные).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа по учебнику
Цель: Развивать умение различать звук и букву.
1)- Откройте учебник на странице 18 и прочитайте вопрос Почемучки.
- Как отличить гласный звук от согласного? (Гласные звуки произносятся с голосом. При их произношении воздух проходит свободно, без преград. При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту преграду. Согласные звуки могут произноситься с голосом и шумом и только с шумом.
2) Работа в тетради (упражнение 31).
- Напиши только те слова, в которых есть слог из одного гласного звука.
Орех, урожай, малина, аист, тополь, осина, вишня, Ирина, урок.
3) Самостоятельная работа над упражнением 32.
-Прочитай. Когда так бывает?
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
(А. Плещеев.)
- Как ты понимаешь смысл выделенного слова?
(Озимь – озимый посев, всходы его)
- Почему озимь так называется?
- Спиши. Пользуйся памяткой № 1.
- Сколько гласных звуков и сколько слогов в каждом слове?
III. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
Цель: Проверить знания детей о видах звуков.
I вариант
1) В каких словах нет мягких согласных звуков?
Форель карп плотва карась
2) Сколько глухих согласных в слове сын?
3) Выберите слова с шипящими звуками:
Алфавит бабушка щавель
4) Сколько шипящих звуков в слове чужой?
5) Найдите слова которые начинаются с согласного звука:
Враги князь Игорь
6) Сколько согласных звуков в слове брысь?
7) Найдите слова с двумя шипящими звуками:
речка щука вчера жечь
8) В каком из слов нет мягких согласных звуков?
Осень погода зима
9) Сколько букв в слове объезд?
II вариант
1) В каких словах нет мягких согласных звуков?
Качель сорт лосось ручка
2) Сколько глухих согласных в слове сом?
3) Выберите слова с шипящими звуками:
хитрость конец бублик
4) Сколько шипящих звуков в слове чечевица?
5) Найдите слова которые начинаются с согласного звука:
Ветка олень житель
6) Сколько согласных звуков в слове дождь?
7) Найдите слова с двумя шипящими звуками:
Жара пшеница вечер жемчужина
8) В каком из слов нет мягких согласных звуков?
Крыльцо товарищ автобус
9) Сколько букв в слове съел?
IV. Итог урока
- Знания по какой теме мы сегодня обобщали?
- Что мы повторили на уроке?
V. Оценка.
VI. Домашнее задание Страница 20, упражнение 33
Упр.33 Спиши. Проверь по учебнику. Поставь красные точки под гласными буквами.
Ярко загорелась
В небе голубом
Утренняя зорька
Над большим селом.
(И.Суриков)
Самоанализ урока
Тема: Обобщение материала о звуках и буквах
Цель: Систематизация и обобщение знаний по теме «Звуки и буквы»
Задачи: 1) Расширить и уточнить знания о существенных признаках гласных и согласных звуков.
2) Развивать умение различать звук и букву.
3) Учить ориентироваться по таблице «Согласные звуки и буквы»
4) Формировать понимание орфограмм, связанных с произношением и написанием гласных и согласных звуков.
5) Формировать общие учебные умения и санитарно-гигиенические навыки.
Урок построен по типу урока обобщения, на котором необходимо не только проанализировать изученный материал, но и выстроить систему знаний о звуках и буквах. Для этого на уроке организовано большое повторение о гласных и согласных звуках, во время которого учащиеся вспомнили классификацию гласных и согласных звуков, дали подробную характеристику каждому виду звуков.
Для понимания различия между произношением и написанием звуков, выхода на орфограммы были предложены определенные задания, которые позволили увидеть эту разницу и ещё раз обратить внимание на опасность ошибок при письме.
Для более детального понимания различия между гласными и согласными заданиями был привлечен учебник, по которому эти различия отработаны. На уроке велась работа по осмыслению значений слов, орфоэпическая подготовка по произношению отдельных слов.
Итогом урока стала проверочная работа, в которую вошли основные вопросы раздела.
Результаты проверочной работы:
«5» – 7 чел Качество – 76%
«4» – 16 чел Успеваемость – 100%
«3» – 7 чел
Результаты проверки показывают, что материал раздела «Звуки и буквы» учащимися усвоен на хорошем уровне, что позволяет перейти к работе над следующим разделом.
Детям на протяжении всего урока предлагалось самостоятельно добывать информацию из таблицы «Согласные буквы и звуки». Считаю, что все задачи, поставленные на данном уроке, выполнены. Целей урок достиг.