СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока вo 2 классе тема: обобщение материала о звуках и буквах.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока вo 2 классе тема: обобщение материала о звуках и буквах.»

КОНСПЕКТ УРОКА ВO 2 КЛАССЕ
Тема: Обобщение материала о звуках и буквах.

Цель: Систематизация и обобщение знаний по теме «Звуки и буквы»

Задачи: 1) Расширить и уточнить знания о существенных признаках гласных и согласных звуков.

2) Развивать умение различать звук и букву.

3) Учить ориентироваться по таблице «Согласные звуки и буквы»

4) Формировать понимание орфограмм, связанных с произношением и написанием гласных и согласных звуков.

5) Формировать общие учебные умения и санитарно-гигиенические навыки.

Ход урока

I. Организация класса

II. Повторение изученного о гласных и согласных звуках

Цель: Расширить и уточнить знания о гласных и согласных звуках.

1)- Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

- Сколько гласных букв? (10)

- На какие две группы можно разделить все гласные буквы? (На буквы, обозначающие твёрдость и мягкость согласных звуков)

- Почему количество гласных звуков и букв не совпадает? (есть 4 особые буквы, которые обозначаются другими звуками)

2) На доске: Село, крупа, ряды, врачи, мосты, рыбак, листы.

-Прочитайте слова вслух. Обозначьте уда­рение.

- Подчеркните в безударных слогах буквы, которые нужно проверять.

- Проверьте себя: должно быть подчёрк­нуто 5 букв.

-Произнесите слова с подчёркнутыми буквами друг другу.

- Какие звуки обозначены этими буквами?

Вывод: Когда мы слышим в словах безударные гласные звуки [а] или [и] (или похожие на них), то при обозначении их буквами можно допустить ошибку. Такие слова нужно проверять.

3) На доске: Мороз, медведь, заяц, ребята, быстро, дежурный, ученик, завод, машина, тетрадь, капуста, воробей.

- Произнесите слова вслух. Обозначьте ударение.

- Запишите слова в 3 столбика так: 1 столбик – ударный первый слог, 2 столбик – ударный второй слог, 3 столбик – ударный третий слог,

Вывод: - Давайте вместе вспомним всё, что вы знаете о гласных. (Гласные звуки произносятся с голосом. При их произношении воздух проходит свободно, без преград. Гласные звуки образуют слог: у-хо, лю-стра. В русском языке 6 гласных звуков и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки на письме).

4) Работа по таблице «Согласные звуки и буквы»

Цель: Учить ориентироваться по таблице «Согласные звуки и буквы» - Рассмотрите таблицу.

- Прочитайте название таблицы и названия столбиков.

- Почему в некоторых клетках вместо звука стоит прочерк? (нет звука)

- Сколько согласных букв в русском языке?(21)

- Сколько согласных звуков?(36)

- Как найти в таблице парные твёрдые и мягкие согласные?

- Как найти непарные мягкие или непарные твёрдые?

- Где в таблице расположены парные звонкие и глухие согласные звуки?

- Как найти в таблице звуки, которые являются непарными и по звонкости-глухости, и по твёрдости-мягкости?

- Рассмотрите таблицу. Прочитайте название таблицы и столбиков.

- Почему в некоторых клетках вместо звука стоит прочерк? (нет звука)

- Сколько согласных букв в русском языке?(21)

- Сколько согласных звуков?(36)

- Как найти в таблице парные твёрдые и мягкие согласные?

- Как найти непарные мягкие или непарные твёрдые?

- Где в таблице расположены парные звонкие и глухие согласные звуки?

- Как найти в таблице звуки, которые являются непарными и по звонкости-глухости, и по твёрдости-мягкости?

Таблица «Согласные звуки и буквы»

Звонкие согласные звуки


Согласные буквы


Глухие согласные звуки


твёрдые


мягкие



твёрдые


мягкие


[б]


]


Б

П


[п]


[п]


[в]


[в′]


В

Ф


[ф]


[ф']


[г]


]


Г

К


[к]


[к]


[д]


[д']







Д

Т

[т]


]


[ж]


——


ж

ш


[ш]


——


[з]


[3']


3

с


[с]


]


——


[й']



Й

——


——


[л]


1]


л


——


——


[м]


[м']



м


__________



____





[н]


[н']



н


——


——


[р]



[р']



р


____


____








——


——


X


[Х]



[Х']



——


——


ц


[Ц']



——


——


——


ч


——


[Ч']



——


——


щ


——


[Щ']




- Запишите три звука и дайте их характеристику по образцу:

[Й'] - согласный, непарный звонкий, непарный мягкий

… -___________________

… -__________________

… -__________________



5) –Отгадайте загадку:

Он на цыпочках приходит

И на цыпочках уходит.

У кого закрыты глазки,

Тем рассказывает сказки

- Что это? (сон)

- Назовите звуки по порядку ([с] [о] [н])

- Запиши характеристику согласных звуков отгадки, пользуясь таблицей.

6) На доске: Гром, пакет, береза, пихта, ель, вол, петух, ворон, шутка, дрозды, спешка, день, луна

- Запишите слова в 2 столбика; в первый - слова со звонкими согласны­ми, во второй - с глухими.

Вывод: - Давайте вместе вспомним всё, что вы знаете о согласных. (При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки могут произноситься с голосом и шумом (это звонкие согласные) и только с шумом (это глухие согласные).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа по учебнику

Цель: Развивать умение различать звук и букву.

1)- Откройте учебник на странице 18 и прочитайте вопрос Почемучки.

- Как отличить гласный звук от согласного? (Гласные звуки произносятся с голосом. При их произношении воздух проходит свободно, без преград. При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту преграду. Согласные звуки могут произноситься с голосом и шумом и только с шумом.

2) Работа в тетради (упражнение 31).

- Напиши только те слова, в которых есть слог из одного гласного звука.

Орех, урожай, малина, аист, тополь, осина, вишня, Ирина, урок.

3) Самостоятельная работа над упражнением 32.

-Прочитай. Когда так бывает?

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

(А. Плещеев.)

- Как ты понимаешь смысл выделенного сло­ва?

(Озимь – озимый посев, всходы его)

- Почему озимь так называется?

- Спиши. Пользуйся памяткой № 1.

- Сколько гласных звуков и сколько слогов в каждом слове?

III. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Цель: Проверить знания детей о видах звуков.

I вариант

1) В каких словах нет мягких согласных звуков?

Форель карп плотва карась

2) Сколько глухих согласных в слове сын?

3) Выберите слова с шипящими звуками:

Алфавит бабушка щавель

4) Сколько шипящих звуков в слове чужой?

5) Найдите слова которые начинаются с согласного звука:

Враги князь Игорь

6) Сколько согласных звуков в слове брысь?

7) Найдите слова с двумя шипящими звуками:

речка щука вчера жечь

8) В каком из слов нет мягких согласных звуков?

Осень погода зима

9) Сколько букв в слове объезд?

II вариант

1) В каких словах нет мягких согласных звуков?

Качель сорт лосось ручка

2) Сколько глухих согласных в слове сом?

3) Выберите слова с шипящими звуками:

хитрость конец бублик

4) Сколько шипящих звуков в слове чечевица?

5) Найдите слова которые начинаются с согласного звука:

Ветка олень житель

6) Сколько согласных звуков в слове дождь?

7) Найдите слова с двумя шипящими звуками:

Жара пшеница вечер жемчужина

8) В каком из слов нет мягких согласных звуков?

Крыльцо товарищ автобус

9) Сколько букв в слове съел?

IV. Итог урока

- Знания по какой теме мы сегодня обобщали?

- Что мы повторили на уроке?

V. Оценка.

VI. Домашнее задание Страница 20, упражнение 33

Упр.33 Спиши. Проверь по учебнику. Поставь красные точки под гласными буквами.

Ярко загорелась

В небе голубом

Утренняя зорька

Над большим селом.

(И.Суриков)

Самоанализ урока

Тема: Обобщение материала о звуках и буквах

Цель: Систематизация и обобщение знаний по теме «Звуки и буквы»

Задачи: 1) Расширить и уточнить знания о существенных признаках гласных и согласных звуков.

2) Развивать умение различать звук и букву.

3) Учить ориентироваться по таблице «Согласные звуки и буквы»

4) Формировать понимание орфограмм, связанных с произношением и написанием гласных и согласных звуков.

5) Формировать общие учебные умения и санитарно-гигиенические навыки.

Урок построен по типу урока обобщения, на котором необходимо не только проанализировать изученный материал, но и выстроить систему знаний о звуках и буквах. Для этого на уроке организовано большое повторение о гласных и согласных звуках, во время которого учащиеся вспомнили классификацию гласных и согласных звуков, дали подробную характеристику каждому виду звуков.

Для понимания различия между произношением и написанием звуков, выхода на орфограммы были предложены определенные задания, которые позволили увидеть эту разницу и ещё раз обратить внимание на опасность ошибок при письме.

Для более детального понимания различия между гласными и согласными заданиями был привлечен учебник, по которому эти различия отработаны. На уроке велась работа по осмыслению значений слов, орфоэпическая подготовка по произношению отдельных слов.

Итогом урока стала проверочная работа, в которую вошли основные вопросы раздела.

Результаты проверочной работы:

«5» – 7 чел Качество – 76%

«4» – 16 чел Успеваемость – 100%

«3» – 7 чел

Результаты проверки показывают, что материал раздела «Звуки и буквы» учащимися усвоен на хорошем уровне, что позволяет перейти к работе над следующим разделом.

Детям на протяжении всего урока предлагалось самостоятельно добывать информацию из таблицы «Согласные буквы и звуки». Считаю, что все задачи, поставленные на данном уроке, выполнены. Целей урок достиг.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!