СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Вводные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Вводные слова - смысловые отрезки"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Вводные слова"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Сокольниково









Конспект урока русского языка

по теме «Вводные слова - смысловые отрезки, их признаки»

с применением современных технологий





Учитель Вилесова Н.И.



















2019 г.

Методическая ценность материала

Актуальность:

Урок русского языка в 5 классе построен с использованием технологий здоровьесберегающей направленности, среди которых выделяются:

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

3. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.

(Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни).

Акцент делается на сохранение психологического и нравственного здоровья обучающихся.

На уроке соблюдаются санитарно-гигиенические условия, которые влияют на состояние здоровья обучающихся: температурный режим, освещённость, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний, место и действие ТСО. Количество видов учебной деятельности варьируется от 4 до 7, чередуются они через 10 - 15 минут.

Применяются методы, способствующие активизации мыслительной деятельности: свободная беседа, выбор способа действия, метод исследования, самооценки, взаимооценки; групповая работа, работа в парах. Таким образом, создаётся благоприятный психологический климат на уроке, решается задача предупреждения утомления учащихся и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Применяется индивидуальный подход, учитывается работоспособность обучающихся (максимальная на 20 - 25 минутах урока), особенности восприятия материала (аудиальное, визуальное, кинестетическое). На уроке проводятся физкультминутки (на 3 мин.) и минутки релаксации. Использованы элементы игровых технологий, позволяющие снять эмоциональное напряжение на уроке и обеспечивающие психологическую разгрузку. На уроке создаётся ситуация успеха, когда учитель проявляет терпение, гуманность по отношению к каждому ребёнку.

Среди здоровьесберегающих технологий особую роль играют технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Данный урок построен как раз с использованием технологии личностно-ориентированного обучения: дифференцированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, а также проблемного обучения и ИКТ.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.

Технология проблемного обучения. В процессе урока создаются специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретённые знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов её решения.

ИКТ позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, вести дифференцированную работу с каждым учеником, повышает творческий потенциал личности.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Цель педагогики сотрудничества — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

.













































Урок русского языка в 5-м классе по теме «Вводные слова - смысловые отрезки, их признаки» (ознакомление)


Цели:

1) образовательная:

создать условия для формирования представлений о роли вводных слов и их значений;


2) развивающая:

развивать организационные навыки самостоятельной деятельности в парах;


3) воспитательная:

воспитание культуры делового общения, воспитание любви к языку.


Формирование УУД:

1. Регулятивные:

- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- способность определять цели исследовательской деятельности, последовательность действий;

- умение соотносить выполненное задание с образцом;

- умение оценить своё задание: легко ли было выполнить задания, возникли ли сложности.

2. Коммуникативные:

- умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

- умение устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь;

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3. Познавательные:

- умение самостоятельно прогнозировать информацию, которая нужна для изучения материала;

- умение анализировать, сравнивать, группировать;

- передавать информацию, преобразовывать её, представлять её в виде схем; самостоятельно делать выводы;

- способность планировать свою работу.

4. Личностные:

- способность адекватно оценивать свои способности;

- сформированность познавательных мотивов и интересов, социальных мотивов (чувство долга, ответственность).


Ключевые слова темы: смысловой отрезок, вводные слова, выделительные знаки препинания.


Тип урока: «открытие» нового знания.


Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, алгоритмы.


Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ (самоопределение к учебной деятельности)

(Технология: педагогика сотрудничества)

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной

обстановки;


Урок начинается с приветствия учителем учащихся:

- Ребята, я рада видеть вас! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне.


Разгадайте зашифрованное слово: ОББТВВЛУУИВВЧККНРРРО (Слайд 2)

(Зачёркиваем повторяющиеся буквы)


ОТЛИЧНО: будем работать на уроке, получим отличные оценки

Запись числа в тетради, вида работы.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

действии.

(Технология проблемного обучения).

Цель:

- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

- зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.


1. Языковая разминка. (Слайд 3)

- Прочитать предложение, выполнить синтаксический разбор, начертить схему.


Отпусти ты старче меня в море!

(Предложение простое, осложнено обращением. Обращение старче выделяется с двух сторон запятыми)

Самопроверка.


2. Найти предложения с обращениями. (Слайд 4)

А) Не трещите морозы в заповедном бору.

Б) Мороз к утру крепчал.

В) Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Г) Муравьи санитары леса.


Ключ: А, В

- Дайте определение обращения, расскажите о постановке знаков препинания при

обращении.


III. Постановка учебной проблемы.

(Технология проблемного обучения).

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм нахождения вводных слов;

- сформулировать тему урока;

- обозначить логическую необходимость изучения этой темы.


а) Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.

На экране открывается запись: (Слайд 6)


Бог вас дети наградит.

Слушайтесь зайчики деда Мазая!

Конечно я выучил стихотворение.


- Найдите «третье лишнее».

(Ученики называют, что лишнее 3 предложение).


б) Побуждающий диалог (ответы учеников фиксируются на доске):

- Что это за предложение?

- Это предложение не похоже на предыдущие. В первых двух предложениях есть закономерность – обращение. Это новое предложение.

- Что можно сказать об этом предложении?

- Не знаем, наверное, это новая тема.

- Вы хотите больше узнать об этих предложениях?

- Да.

- Ребята, задания по этой теме встречаются на ГИА.


Учитель называет тему урока: «Вводные слова». (Слайд 7)

Запись темы урока в тетради.


- Как вы думаете, нет пропущенной запятой в этом предложении?

- Надо подумать.

- Проследите за интонацией. (Предложение читает учитель)

- В речи слово конечно выделяется интонационно, значит на письме выделяется запятой.

- Молодцы!

- Какие цели ставим на уроке?

- Определять значение вводных слов.

- Расставлять знаки препинания.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

IV. Введение нового материала.

(Технология проблемного обучения, педагогики сотрудничества)

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа

действия;

- создать “новую” технологию нахождения вводных слов;

- зафиксировать новую технологию знаково в речи и с помощью эталона.


1. Наблюдение. (Слайд 8)


конечно наверное

безусловно кажется

разумеется вероятно

бесспорно может быть


- По какому принципу слова распределены в два столбика?

- По значению.

- В первом столбике – уверенность, а во втором – неуверенность.


- Что узнали нового о вводных словах?

- Имеют значение уверенности и неуверенности.


2. Составление предложений с вводными словами (устно)

3. Составление алгоритма.


1. Найти смысловой отрезок и определить его вид.

2. Установить границы.

3. Определить место смыслового отрезка в предложении.

4. Выбрать нужный знак препинания и поставить его.


Вывод: вводные слова – это смысловые отрезки, имеют значение уверенности и неуверенности, на письме выделяются запятыми.


Сравнение вывода с правилом в учебнике. (Используется приём «инверт: ставят +, -, ?)

- Какую новую информацию получили?

- Выражают чувства, не являются членами предложения.

- Какие чувства? Стр. 144. 3-й столбик (к счастью, к сожалению, к огорчению)


- Работа в парах: пересказ определения друг другу

- Назвать вводные слова по значениям.


- Можете назвать, что общего у вводных слов и обращений?

- Какой ещё отличительный признак имеют вводные слова?

- Вводное слово можно переставить или опустить.


V. Первичное закрепление во внешней речи.


Цель:

- проговорить новый способ действия во внешней речи;

- установить состоятельность этого способа.


Выполнение упражнения 270. Комментированное письмо.

Работа в парах: один читает, другой чертит схему предложения.


VI. Развитие языковых и пунктуационных умений.

Цель:

- закрепить изученный материал,

- проверить умение применять знания на письме.

1.Вставить в предложения вводные слова. (слайд 9)


Кто-то стучится в дверь.

Это опоздавший ученик.

Погода изменилась.


Слова для справок: кажется, вероятно, может быть, к счастью, к несчастью, наверное.


- Начертить схемы предложений.


2.Помогите Пете Ошибкину: расставьте знаки препинания (слайд 10)

(Элементы игровой технологии)

К счастью дождь закончился.

Слушайтесь, зайчики деда Мазая!

После уроков я наверное, пойду на стадион.


- Найдите «третье лишнее».


МИНУТКА РЕЛАКСАЦИИ: «Холодно – жарко»

- Представьте, что вам очень холодно, вы съёжились, как воробьи (5 - 7 сек.)

А теперь выглянуло солнце, и вам стало жарко. Вы расслабились, откинулись на спинку стула, обмахиваемся веером (делаем их тетрадного листа). (10 сек.)

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.


Цель:

- тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

-проверить свое умение применять изученный способ;

- развивать умение самостоятельной проверки по эталону.


5 этап. Самостоятельная работа.

(Технология дифференцированного обучения)


Задания на выбор: или упражнение 273, или работа по карточкам.

Карточки:

1.Расставить знаки препинания.


Не трещите морозы в заповедном лесу.

Глазами кажется готов он всех был съесть.

Этот чудесный день мы наверное не скоро забудем.

Как я люблю Волга твои воды и берега.


2.Закончить предложения, расставить знаки препинания.


Этот человек может быть совершил…..

Ребята возможно не заметили….

Мы к нашему счастью выбрались….

Игорь кажется проспал и …

(Проверяют по эталону).


VIII. Рефлексия учебной деятельности. (слайд 11)

Цель:

- оценить результаты собственной деятельности;

- повторить способ нового знания;

- сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.



- Что узнали нового?

- Полезен ли был урок?

- Что понравилось на уроке?

- Какие трудности в изучении языка сегодня преодолели?

- Я сегодня на уроке ….


Отвечая на вопросы, постарайтесь использовать вводные слова.


IХ. Домашнее задание: определение на стр. 143,

(слайд 12) составить предложения с вводными словами или составить

рассказ (письменно), используя вводные слова.
















Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990.

  2. Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971.

  3. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /авт.-сост. С.А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель. 2009.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.