3. Пробное учебное действие | (на доске слова: грибы, коростель, волк, заяц) - Из слов на доске составьте цепь питания. Какие ответы у вас получились? (один ученик у доски) -Какое слово, на ваш взгляд, здесь лишнее? Что вы не записали в цепь питания? - Почему это слово лишнее? - А вы знаете, кто это коростель? Где они живут? - (на доску вывешиваю картинку луга) Что изображено на картинке? - Перед вами место, где живет коростель. | - Грибы - заяц-волк. - (доказывают свое решение) - Коростель. - Потому что мы не знаем кто это/ эта птичка не обитает в лесу/ наугад. - Нет/ в поле/ в лесу/ на лугу (разные ответы детей) - Поле/луг/ лужайка. |
5. Построение проекта выхода из затруднения | - Послушайте стихотворение: Слайд 2 Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь – цветы вокруг, Да по колено травы. Зелёный луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов, На нём разбросаны букеты. - Какое ключевое слово вы услышали? - Значит, как называется место, где живет коростель? - Какая же тема урока будет сегодня? - Верно, «Луг» или лучше сказать «Жизнь луга». (на доску тему ) -Какую цель поставим перед собой? (изучить жизнь луга, как сообщество) - Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке? (Дети формулируют задачи). Задачи: - что растёт на лугу; -кто живёт на лугу? -как человек использует луга? -Работать будем по плану (план на доске) - Приступим к реализации нашего плана. -Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг? Ответы детей -Обратимся к толковому словарю С.Ожегова (читает ученик) Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. ) - Откроем учебник с.171, найдем определение слову луг Слайд № | - Луг. - Луг. - Луг (Жизнь луга). План 1. Название сообщества. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Экологические связи в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Влияние человека на сообщество. 6. Охрана сообщества. Луг – это сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга составляют природное сообщество. |
6. Реализация построенного проекта | - скажите, чем отличается луг от леса, если и тот и другой являются природным сообществом? -Вы только что называли отличительные свойства (признаки) луга. - Давайте выполним следующее задание, где точно узнаем, какие организмы составляют сообщество луга. (работа в группах) - Задание по группам. Сейчас я вам раздам карточки, на которых будут вопросы, и вам на них нужно будет ответить и представить нам свои результаты 1 группа будет отвечать на вопросы про растения луга, 2 группа - про животных, 3 группа – значение луга для человека, экологические взаимосвязи. Карточка №2 Какие животные живут на лугу? Богат ли луг разнообразием животных? Особенности жизни некоторых животных луга? Карточка №1 Какие растения растут на лугу? Что объединяет эти растения? Интересные факты из жизни луговых растений? Карточка №3 Значение луга для человека? Какие действия людей могут привести к гибели луга? Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга? Значение луга для человека? - Проверяем! 1 группа читаем свои вопросы и ответ. Слайд 3,4,5,6, Дополнительно Ядовитые растения (рассказывают ученики) Слайд 7 - 2 группа, какие у вас вопросы и ответы? Слайд8,9,10 - Спасибо! -Послушайте голоса этих птиц. Своё присутствие выдаёт песенкой «пить – полоть» - перепел, а коростель – громким скрипучим криком «дёрг – дёрг», трясогузка- постоянно потряхивает хвостиком, за что получила своё название. - 3 группа. - Хорошо, спасибо! Мы услышали все ответы, в начале урока мы не затруднялись ответить на вопрос «Кто такой коростель?(или дергач)». Сейчас мы можем сказать? Еще необходимо добавить, что все представители лугового сообщества взаимодействуют и тесно связаны между собой, они образуют экологическую систему луга. В основном их связи основаны на питании. Когда животные и растения погибают, их останки перерабатывают почвенные бактерии, которые создают почвенное плодородие. То есть постоянно происходит круговорот веществ в луговой экосистеме, в котором участвуют также компоненты неживой природы - энергия солнца, ветер, почва, влага в виде дождей, снега и весенних разливов. Физминутка?????? (Дети садятся на места) -В ходе работы мы убедились в разнообразии животного и растительного мира луга. - Давайте вернемся к нашему плану. На все ли вопросы мы ответили? - 1. Что такое луг? - 2. Какие организмы составляют сообщество? - 3. Экологические связи в сообществе (это связь в природе одного от другого) -4. Значение сообщества для человека - 5. Влияние человека на сообщество - 6. Охрана сообщества. - Молодцы! | - На лугу растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли ровная, животные маленькие в основном нет хищников. Девиз Вместе не трудно, Вместе не тесно Вместе легко и всегда интересно! Карточки раздаю +карточки-помощницы, карточки- ответы. кк - На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы. Всё растёт на открытой местности. Растения любят свет и тепло. (Называют некоторые растения). - Большое разнообразие живые существа обитают на лугу. Все они тесно связаны друг с другом, следят друг за другом. На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и т.д.). Они живут вместе, сообща, поэтому луг и называют природным сообществом. - Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия. Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека. - Да, это птица, которая живет на лугу. - Луг - это природное сообщество, на котором растут травянистые растения. - На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и тд..) На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы (лисохвост, тимофеевка, мятлик и тд..) - растения – насекомые - птицы - Растения - насекомые - мелкие животные и птицы – хищные птицы. После гибели их перерабатывают почвенные бактерии и дают плодородие земле. - Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека... - Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия... - Люди должны бережно относится, охранять и беречь луга, (больш. Значение для с/хозяйства) |
10. Рефлексия учебной деятельности | ─ Итак, какая тема урока у нас сегодня была? - Какая была цель урока ? - Мы достигли поставленной цели? -Подведём итог урока (по вопросам на доске) (Ответы детей) - Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – поселите на картинку зелёную бабочку, не всё понятно – жёлтую. Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и не понятный – красную. (дети клеят бабочек на картинку) Д/з в п/т с.78, №2, с.82 №7 Вы сегодня молодцы, оценки обсудим позже, после проверки тестов. Спасибо за урок! Слайд 15 Поздравление гостей с наступ. Н.годом! (Вручение подарков | ‒ Тема «Жизнь луга», изучить жизнь луга, как сообщество, учились отличать луг и его обитателей от другого природного сообщества леса. Катя Федина??????? Человек! Ты царь природы! О тебе веду я речь. Помоги траве родиться, Белкам – жить, а речкам – течь. Ты на свете самый главный, Значит должен всех беречь! |