СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Жизнь луга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Жизнь луга"»

Предмет: Окружающий мир

Учебник: УМК «Школа России»

Класс: 4 класс

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Жизнь луга»

Цель: сформировать представление о луге как о природном сообществе.

Задачи:

  1. Актуализировать знания о природных сообществах (лес).

  2. Ввести понятие «луг», компоненты луга (растения и животные).

  3. Тренировать умение отличать луг от других природных сообществах.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать, что такое луг;

- знать и называть компоненты луга;

- отличать луг от других сообществ;

- приводить примеры растений и животных луга, устанавливать взаимосвязи между ними.


Метапредметные (УУД):

Познавательные: работа с информацией.

Регулятивные: сформулировать совместно с учителем цель, тему, план урока; самоконтроль, самооценка.

Личностные: понимать значение природного сообщества луга в жизни человека и природы.

Коммуникативные: работа в группах.

Оборудование: презентация, задания на карточках.

















Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивация к учебной деятельности

-Ребята, у нас сегодня присутствуют гости. Давайте их поприветствуем!

Прозвенел для вас звонок

Начинается урок!

Будьте все внимательны,

А еще старательны!

- Ребята, перед вами на доске высказывание (читаю) Слайд 1

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам…

А.И.Герцен

- Объясните смысл этих слов.

- Молодцы!

- Сегодня мы продолжим разговор о природе нашего края!

- Что мы изучали на предыдущем уроке?

Приветствуют гостей






-Человек должен жить по законам природы, в ладах с природой.







- Мы изучали жизнь леса

2. Актуализация опорных знаний

- А что такое лес?



- Что такое «природное сообщество»?


- Скажите, какие живые организмы обитают в лесу?

- А сейчас предлагаю вам выполнить следующее задание.

- Лес – это единство живой и неживой природы.


Это единство живых организмов.

астения, животные, грибы, насекомые, бактерии

3. Пробное учебное действие

(на доске слова: грибы, коростель, волк, заяц)

- Из слов на доске составьте цепь питания.

Какие ответы у вас получились? (один ученик у доски)

-Какое слово, на ваш взгляд, здесь лишнее? Что вы не записали в цепь питания?

- Почему это слово лишнее?

- А вы знаете, кто это коростель? Где они живут?

- (на доску вывешиваю картинку луга) Что изображено на картинке?

- Перед вами место, где живет коростель.



- Грибы - заяц-волк.

- (доказывают свое решение)


- Коростель.

- Потому что мы не знаем кто это/ эта птичка не обитает в лесу/ наугад.

- Нет/ в поле/ в лесу/ на лугу (разные ответы детей)

- Поле/луг/ лужайка.

4. Выявление места и причины затруднения

- Почему у нас получились разные ответы?

- Давайте разбираться, кто же такой коростель и где он обитает.

- Мы не знаем, кто такой коростель и где он обитает.


5. Построение проекта выхода из затруднения

- Послушайте стихотворение: Слайд 2

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов,
На нём разбросаны букеты.

- Какое ключевое слово вы услышали?

- Значит, как называется место, где живет коростель?

- Какая же тема урока будет сегодня?

- Верно, «Луг» или лучше сказать «Жизнь луга». (на доску тему )

-Какую цель поставим перед собой? (изучить жизнь луга, как сообщество)

- Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке?

(Дети формулируют задачи).

Задачи:

- что растёт на лугу;

-кто живёт на лугу?

-как человек использует луга?

-Работать будем по плану (план на доске)







- Приступим к реализации нашего плана.

-Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг? Ответы детей

-Обратимся к толковому словарю С.Ожегова (читает ученик)

Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. )

- Откроем учебник с.171, найдем определение слову луг Слайд №










- Луг.

- Луг.


- Луг (Жизнь луга).












План

1. Название сообщества.

2. Какие организмы составляют сообщество.

3. Экологические связи в сообществе.

4. Значение сообщества для человека.

5. Влияние человека на сообщество.

6. Охрана сообщества.

Луг – это сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы луга составляют природное сообщество.

6. Реализация построенного проекта

- скажите, чем отличается луг от леса, если и тот и другой являются природным сообществом?



-Вы только что называли отличительные свойства (признаки) луга.


- Давайте выполним следующее задание, где точно узнаем, какие организмы составляют сообщество луга.

(работа в группах)

- Задание по группам. Сейчас я вам раздам карточки, на которых будут вопросы, и вам на них нужно будет ответить и представить нам свои результаты

1 группа будет отвечать на вопросы про растения луга, 2 группа - про животных,

3 группа – значение луга для человека, экологические взаимосвязи.

Карточка №2

Какие животные живут на лугу?

Богат ли луг разнообразием животных?

Особенности жизни некоторых животных луга?






Карточка №1

Какие растения растут на лугу?

Что объединяет эти растения?

Интересные факты из жизни луговых растений?







Карточка №3

Значение луга для человека?

Какие действия людей могут привести к гибели луга?

Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?

Значение луга для человека?










- Проверяем! 1 группа читаем свои вопросы и ответ. Слайд 3,4,5,6,





Дополнительно Ядовитые растения (рассказывают ученики) Слайд 7


- 2 группа, какие у вас вопросы и ответы?

Слайд8,9,10

- Спасибо!

-Послушайте голоса этих птиц. Своё присутствие выдаёт песенкой «пить – полоть» - перепел, а коростель  – громким скрипучим криком «дёрг – дёрг»,  трясогузка- постоянно потряхивает хвостиком, за что получила своё название.


- 3 группа.







- Хорошо, спасибо! Мы услышали все ответы, в начале урока мы не затруднялись ответить на вопрос «Кто такой коростель?(или дергач)». Сейчас мы можем сказать?

Еще необходимо добавить, что все представители лугового сообщества взаимодействуют и тесно связаны между собой, они образуют экологическую систему луга. В основном их связи основаны на питании. Когда животные и растения погибают, их останки перерабатывают почвенные бактерии, которые создают почвенное плодородие. То есть постоянно происходит круговорот веществ в луговой экосистеме, в котором участвуют также компоненты неживой природы - энергия солнца, ветер, почва, влага в виде дождей, снега и весенних разливов.

Физминутка??????

(Дети садятся на места)

-В ходе работы мы убедились в разнообразии животного и растительного мира луга.

- Давайте вернемся к нашему плану. На все ли вопросы мы ответили?

- 1. Что такое луг?




- 2. Какие организмы составляют сообщество?








- 3. Экологические связи в сообществе (это связь в природе одного от другого)





-4. Значение сообщества для человека




- 5. Влияние человека на сообщество


- 6. Охрана сообщества.


- Молодцы!

- На лугу растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли ровная, животные маленькие в основном нет хищников.






Девиз

Вместе не трудно,

Вместе не тесно

Вместе легко и всегда интересно!




Карточки раздаю +карточки-помощницы, карточки- ответы.




кк















- На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы. Всё растёт на открытой местности. Растения любят свет и тепло. (Называют некоторые растения).



- Большое разнообразие живые существа обитают на лугу. Все они тесно связаны друг с другом, следят друг за другом. На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и т.д.). Они живут вместе, сообща, поэтому луг и называют природным сообществом.


- Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия. Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека.




- Да, это птица, которая живет на лугу.
















-





Луг - это природное сообщество, на котором растут травянистые растения.


- На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся (трясогузка, гусеница, шмель, перепел, пчела, кузнечик, полевка и тд..)

На лугу растут травы, большинство растений это цветы, растут и грибы (лисохвост, тимофеевка, мятлик и тд..)


- растения – насекомые - птицы

- Растения - насекомые - мелкие животные и птицы – хищные птицы. После гибели их перерабатывают почвенные бактерии и дают плодородие земле.


- Луга – украшение окружающего нас мира. Луг имеет большое значение для человека...


- Человек не должен навредить природному сообществу, чтобы не нарушить природного равновесия...


- Люди должны бережно относится, охранять и беречь луга, (больш. Значение для с/хозяйства)


7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-А теперь закрепим полученные знания.- Работа в парах.

1. (п.тетр. с78 №1)взаимопроверка

2. (п.тетр. с79 №4)проверяем и дети себя оценят !, +, -

Кол-ная работа

- Составьте цепи питания луга в п/тетр с.80 Слайд 11

Проверка

-Найдите ошибки в рассказе. Сколько их?

Слайд 12

Проверка Слайд 13




Ответы слайда

Нек. цветов-бабочка-перепел

Мятлик-кобылка-коростель

Растение-кузнечик-ящерица


(их 5)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(учитель раздает карточки).

Задание 1

Какие растения можно встретить на лугу?

А) деревья

Б) кустарники

В) травы

Задание 2

Почему крупные животные не живут на лугу?

А) для них здесь нет пищи

Б) им негде прятаться

В) им мешают насекомые

Задание 3

Где устраивают гнезда луговые птицы?

А) на кустарниках

Б) на деревьях

В) на земле

Задание 4

Вставь пропущенное звено в цепи питания:

мышиный горошек - … - коростель

А) полевка

Б) бабочка

В) навозник

Задание 5

Почему луг называют природным сообществом?

А) потому что на лугу рядом друг с другом растут разнообразные растения

Б) потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа

В) потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой.

‒ А теперь работаем самостоятельно.



9. Включение в систему знаний и повторение

- Назовите, какие мы теперь знаем природные сообщества

-Прочитаем вывод Мудрой черепахи Слайд 14




- Мы знаем два природных сообщества лес и луг.

- Лес - это природное сообщество, в котором растут деревья, кустарники, травы и живут птицы и звери.

- Луг - это природное сообщество, на котором растут травянистые растения.

10. Рефлексия учебной деятельности

─ Итак, какая тема урока у нас сегодня была?

- Какая была цель урока ?

- Мы достигли поставленной цели?

-Подведём итог урока (по вопросам на доске)

(Ответы детей)

- Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – поселите на картинку зелёную бабочку, не всё понятно – жёлтую.

Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и не понятный – красную.

(дети клеят бабочек на картинку)

Д/з в п/т с.78, №2, с.82 №7

Вы сегодня молодцы, оценки обсудим позже, после проверки тестов.

Спасибо за урок! Слайд 15

Поздравление гостей с наступ. Н.годом!

(Вручение подарков

Тема «Жизнь луга»,

изучить жизнь луга, как сообщество, учились отличать луг и его обитателей от другого природного сообщества леса.







Катя Федина???????

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Помоги траве родиться,
Белкам – жить, а речкам – течь.
Ты на свете самый главный,
Значит должен всех беречь!