Конспект урока «Зима. Признаки зимы» ТЕМА: Ориентирование во времени: время года "Зима. Признаки времени года" ЦЕЛЬ: Коррекция и развитие речи, психомоторики учащихся. ЗАДАЧИ: Коррекционно-развивающие: Коррекция зрительного и слухового гнозиса. Коррекция мыслительных процессов. Коррекция мелкой моторики рук. Развитие произвольности психических процессов (внимания и памяти). Образовательные: Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря. Последовательное оформление рассуждений в форме полного ответа (устной и письменной речи) Закрепление и углубление знаний о Зиме. Закрепление умения определять предложение по цели высказывания, подбирать слова-синонимы, определять корень с чередующейся согласной: снег - снеж. Воспитательные: Воспитание умения осознанно выполнять инструкции взрослого. Воспитание взаимопонимания, дружелюбия. Воспитание чувства уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА: Презентация по теме "Зима". Карточки с упражнениями. Тетради для выполнения задания, карандаши, ручки. ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер(ноутбук), телевизор Доска Столы, стулья Дата проведения: 16 декабря 2015 года Время проведения: 11.50 Место проведения: кабинет № 4. Средства коррекции: артикуляционная гимнастика, дидактические игры, упражнения, поисковая деятельность, просмотр презентации и т.д. Форма коррекции: подгрупповая и индивидуальная работа. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Орг момент П: - Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнем занятие, давайте поприветствуем друг друга. 2. Введение в тему занятия. П: - В начале занятия я хочу загадать вам загадку. Отгадайте, о каком времени года идёт речь: Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом — Все покрылось серебром ответ: Зима 3. Артикуляционная гимнастика. Загадки. П: -Нам предстоит много разговаривать. Поэтому давайте разомнем наши язычки. Отгадайте загадку и покажите ответ язычком.(Индивидуальный опрос) Зима на крыши серые Бросает семена - Растит морковки белые Под крышами она. =сосульки= заострить кончик языка | Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры — Помчались с горы. = санки= язык чашечкой | Инструмент в руках у нас, В огороде — высший класс! Можем грядки им копать Иль сугробы разгребать. = лопата = язык лопаткой | 4. Работа по теме. П:- Сегодня мы поговорим с вами о зиме. За каким временем года наступает зима? Назовите зимние месяцы. По каким признакам можно определить, что пришла зима? (Дети отвечают на вопросы) П: - Давайте посмотрим небольшую презентацию о зиме. Смотрите внимательно и в конце постарайтесь ответить на мои вопросы. П: - Какое время года запечатлено на слайдах? П: - Какие еще приметы зимы вы видите на слайдах? (Обобщить ответы детей:зимою земля покрыта снегом, реки скованны льдом, зимою холодно) 5. Физ минутка П:- Устали мы сидеть, пора нам размяться Весь засыпан снегом лес. (повернулись вправо,правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад) Здесь по снегу скачет зайка. (прыгаем) Там синичек села стайка.(машем руками, как крыльями) Здесь лисичка за кустом. (приседаем, смотрим направо) Там в дупле бельчонка дом.(встаём, поднимаем руки вверх) 6. Слово "зима" (актуализация знаний и развитие лексики). Беседа о зиме.Составление предложений по опорным словам и слайдам со словом "зима". Добиваться полного ответа: зима снежная…. И тд. Ответы хором. П: - Садитесь на свои места. Зима – тема нашего занятия. - Какая зимой погода? (холодная) - Да, зимой холодно, зима холодная. - Что выпадает зимой? (снег) - Если зимой много снега, то зима какая? (снежная зима) - Какого цвета снег? Значит какая зима? (зима белоснежная) - Если зимой сильный мороз, то зима какая? (зима морозная) - Если часто метёт метель, то зима какая? (зима метельная) - А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (зима вьюжная) - Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студёно, то зима какая? (зима студёная) П:- Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что такое слова-синонимы? Определение: Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение. П: - Верно. В следующем задании вам нужно объединить стрелочками слова-синонимы П: - Готовы? Давайте проверим. (индивидуальный опрос) Метель-метелица-вьюга Холод-стужа-мороз Зима-зимушка. 7. Пальчиковая гимнастика "Пальчик – мальчик". Развитие мелкой моторики (умение выставлять по очереди пальцы правой и левой руки, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом). П: -Зимой без варежек холодно, мерзнут руки. Согреем наши пальчики? Пальчик – мальчик, где ты был? Где ты с братцами ходил? (пальцы левой руки сжимают в кулак, выпрямляют и сгибают большой палец) С этим – я в снегу валялся, С этим – с горочки катался, С этим – в парке я гулял, С этим – я в снежки играл. (поочередно загибают пальцы, начиная с указательного) Все мы пальчики – друзья, где они, там и я! 8. Работа в тетрадях П: -Давайте вспомним все, что мы говорили. Зима: холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, студёная. Составление предложений. П:- Сейчас мы будем составлять предложения со словом зима. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое начало предложения я составила: «Наступила студёная и вьюжная зима». - Придумайте каждый своё предложение. (Дети составляют распространённые предложения. Например: Наступила холодная и снежная зима). Запишите свое предложение в тетрадь. П: - Записали? Давайте послушаем какие предложения вы составили (дети по очереди читают предложения). А какие предложения по цели высказывания у нас получились? Верно, повествовательные. 9.Дидактическая игра «Зашифрованные слова» (коррекция произвольного внимания) П: - Молодцы. Есть у меня для вас еще задание: закружила вьюга, перепутала буквы. Помогите мне ребята прочитать слова. (Раздать детям карточки с заданием. Дети разгадывают слова. И по очереди читают их.) Слова: Гололедица, оттепель, изморозь, снегопад –это зимние природные явления. 10. П: - Ребята, а давайте найдем родственные слова к слову снегопад. Узнаем их по описанию значения. 1. Ласковое название снега (снежок). 2. Кристаллик снега (снежинка). 3. Снежная баба (снеговик). 4. Зима обильная снегом (снежная зима). 5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки). У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем. Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки»? Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных. В данных словах корень снег-снеж, в корне – чередование букв согласных г-ж. 11. Подведение итогов П: - Сегодня на занятии описывали зиму. Зима у нас белоснежная, ледяная, студёная, морозная. Какие новые слова вы узнали? |