Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
Конспект внеклассного мероприятия
«Путешествие в страну Грамматика»
4 класс
с. Пригорское
Цель: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку.
Задачи: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Личностные результаты
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
стремление к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к родному языку, культуре;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: индивидуальные карточки для учащихся, раздаточный материал, презентация, плакат.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Учитель: - Ребята, поприветствуйте друг друга улыбкой. Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
2. Определение темы и постановка целей.
- Попробуйте сформулировать тему занятия, отгадав загадку:
Искусство читать и искусство писать
Сложнее чтения, сложней математики.
Наука, что может язык изучать,
Называется просто — ... (грамматика)
- Так что такое грамматика? (Грамматика-это наука о законах языка.)
- Итак, какая тема занятия? (Ответы детей)
- Правильно, наша тема так и называется «Путешествие в страну Грамматика».
- Какие цели мы поставим перед собой? (Расширитьи закрепить знания по русскому языку
- Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве русского языка, под названием «Грамматика».
-Итак, главный гость сегодня- его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Давайте послушаем, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.
(Дети читают высказывания и стихи о русском языке.)
1.С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь. (Сергей Скачко)
2. Язык, великолепный наш язык!
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше. (К.Бальмонт)
- Замечательные строчки, всем спасибо. Освоить родной язык- трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодняшняя игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык».
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (Куприн А. И.) (слайд 1)
Сегодня мы в очередной раз убедимся в том, что изучать русский язык это не только необходимо, но и очень интересно. Мы совершим путешествие по стране занимательной грамматики.(слайд 2)
Нас ждут необычные приключения, и вместе мы попытаемся пройти эти испытания.
3. Разминка.
Вопросы для каждого ученика, за правильный ответ жетон. По цвету жетонов формируется команда.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (приставка)
Назовите главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое)
Назовите личные местоимения 1-го лица. (я, мы)
У этой части речи в прошедшем времени можно определить род. (глагол)
Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
Какая часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?что? (существительное)
Как называются слова, близкие по значению. (синонимы)
Общая часть родственных, или однокоренных, слов . (корень)
Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение)
Принятый порядок расположения букв в азбуке. (алфавит)
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (суффикс)
Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?
Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (словосочетание)
Изменение существительных по падежам и числам. (склонение)
1.Сколько согласных букв в русском языке? (21)
2.Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
3. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (окончание)
4.Два или несколько предложение, связанных по смыслу. (текст)
5.Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. (местоимение)
Разделимся на две команды, выберем название команд, связанные с русским языком.
Команды, которые ответили правильно, получают баллы. Победители выявляются по количеству баллов.
4. Разминка для команд
Чтобы успешно пройти испытания, нам нужно немного размяться. Я буду называть названия взрослого животного, а вы название детёныша.
(слайд 3) Утка – утёнок, Лиса – лисёнок,
Слон – слонёнок, Заяц – зайчонок,
Лошадь – жеребёнок, Лось - лосёнок
Гусь – гусёнок, Собака - щёнок
Индюк – индюшонок, Тигр - тигрёнок
Курица – цыплёнок, Овца - ягнёнок
Медведь – медвежонок, Верблюд - верблюжонок
Волк – волчонок, Бегемот – ( нет названия)
Кот – котёнок,
Корова – телёнок,
4. Соревнование в командах
Остановка «Гора восхождения
Расположите слова от самого «горячего» к самому «холодному» (Тепло, пекло, мороз, жара, холод, стужа, жарища, прохлада)
Остановка «Море слов»
У меня в руках деревянный сосуд. Свойство этого сосуда – он не тонет в воде. И в таком сосуде обнаружилось письмо путешественника, которое он положил в этот сосуд и отправил по воде. Я переписала начало этого письма и размножила для вас.
« Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я высадился на необитаемый остров в мор…..»
Вторая часть письма оказалась размытой водой, сохранились лишь отдельные слова. Восстановите текст, используя эти слова.
( страшно, смекалка, умение, климат, дом, дикие животные, бананы, удача, корабль, помощь)
«Составь словосочетания»
- Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли». Каждая команда получает лист, на котором записаны имена существительные. Вы должны подобрать к ним имена прилагательные, подходящие по смыслу, правильно согласуя их в роде и числе.
Кофе _________
Пюре __________
Тюль __________
Шампунь ________
Эскимо _________
Мебель __________
Рояль _____________
Остановка «Лесные премудрости»
На этой остановке нам предстоит вырастить древо однокоренных слов.
Перед вами древо со словом «ВОДА». На листочках этого дерева надо вписать однокоренные слова. Победит тот, кто больше заполнит листиков.
(Ребята в группах вписывают на «листочках дерева» однокоренные слова)
«Собери слово»
-Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Для выполнения следующего задания вам надо вспомнить состав слова. Каждая команда должна найти новое слово.
Задание для 1 команды
Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. (расписка)
Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка окончание в слове рыба. (завязка)
Задание для 2 команды
Его корень в слове снежный, приставка в слове подъезд, суффикс в слове лесник окончание в слове дети. (подснежники)
Его корень в слове грузчик, приставка в слове насос, суффикс в слове ложка окончание в слове трава. (нагрузка)
Остановка «Островок пословиц»
Прочитайте слова в парах. Как называются такие слова в русском языке? Вставь в пословицы по смыслу антонимы. Объясни значение данных народных высказываний
… говори, да … делай.
…земля, …рук не любят.
Иди …, а оглядывайся….
У мудрого человека … уши и … язык
Слова для справок: длинный – короткий, чёрный – белый, меньше – больше, вперёд – назад
-Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко вырвалось бы из- под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!»
Это фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, близкие по значению одному слову.
-Поэтому их можно заменить одним словом, менее выразительным. Что вы и должны сделать в следующем задании.
Дать стрекоча (убежать) Чесать языки (болтать, разговаривать) Зарубить на носу (запомнить) Водить за нос (обманывать) Рукой подать (близко, рядом
Отгадать слово, о котором говорится во фразеологизме. С первой подсказки -3балла, со второй- 2, с третьей 1.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные (уши).
Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (язык).
Остановка «Ягодная полянка»
Перед вами корзинка, которую нужно наполнить ягодами.
| | | | | и | | а |
| | | | и | | а |
| | | | | и | | а |
| | | и | | а |
| | | | | и | | а |
| | | | | и | | а |
| | | | и | | а |
(Брусника, малина, калина, рябина, клубника, голубика, ежевика, черника, вороника)
Остановка « Пещера загадок»
Разгадайте ребусы
ТЕМ+НОЖ –Ж=ТЕМНО
Щ
А+ +ЕЛЬ=ЩАВЕЛЬ
ГОРА –А+И+ЗОНТ=ГОРИЗОНТ
ТЕ+ПЛОТ-Т=ТЕПЛО
СТОЛ+ЯР=СТОЛЯР
МОРЖ – РЖ=РОЗА – А=МОРОЗ
Ответы: темно, щавель, горизонт, тепло, столяр, мороз
Грамматическая арифметика
череп – п + муха = ?
чистый – ый + о+ тело – о = ?
часть – ь + ушко – о + а =?
чудеса – а + ный = ?
Том+вата= оружие (автомат)
Бар+ соки= фрукт (абрикос)
Боб + уста = день недели (суббота)
Гроза + ров = беседа (разговор)
Крот + каша = продукт (картошка)
5. Подведение итогов и награждение.
О русском языке написано много замечательных строк. И сейчас вы услышите стихотворение «Колокол вечности- русский язык», которое написал кубанский поэт Владимир Архипов.
Голос младенца в родительской зыбке.
Мама над зыбкой с усталой улыбкой.
Капли дождя на девичьих ресницах.
Сладость от плена открытой страницы.
Русская сказка, как птица, крылата.
Силушка русская тверже булата.
Первый озноб меж любовью и болью.
Песня победная ратного поля.
Веточка- веха в свирепой метели.
Вздохи-мольбы в остывающем теле.
Крик журавля над родными полями.
Песня-молитва в спасительном храме.
Чуден душою, глубок, как родник,
Солнышком светел, как небо, велик
Колокол вечности- русский язык !
-Вот и закончилась игра. Подводим итоги.
(Подводятся итоги, победившая команда награждается грамотами.)
-Мы пронести должны через века,
Всё то, что нашей гордости основа:
Так сбережём богатства языка
И чистоту божественного слова!
И будем мы язык родной хранить
По зову сердца, а не по приказу-
Поэтом можешь ты, мой друг, не быть,
А вот родной язык беречь обязан!
12