СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Буква И"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по звукопроизношению для детей старшей группы

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Буква И"»

Тема «Звук И. Буква И »

Коррекционно-образовательны цели. Познакомить детей со звуком И, учить давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Коррекционно-развивающие цели. Развивать речевое, слуховое внимание и фонематическое восприятие, логическую память, общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.

Коррекционно-воспитательные цели. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, воспитывать самоконтроль за поставленными звуками.

Оборудование. Куклы (мальчик и девочка), предметы (иголка, изюм, инжир, ириски, музыкальные инструменты), картинки (ива, деревья в инее, искры, иволга), игрушки (избушка, индюк), бук­венные кассы, демонстрационные буквы, Красный замок, хозяй­ка замка Анна, палочки.

Ход занятия

    1. Оргмомент

Развитие слухового и зрительного внимания. Угадайте, на чем я играю.

Звук музыкальных инструментов воспроизводится перед деть­ми, а потом — за ширмой. Затем детям предлагают имитировать игру на каком-либо инструменте. Логопед угадывает, на чем они играют.

    1. Сообщение темы занятия

Выставляются куклы: мальчик, девочка и хозяйка Красного зам­ка Анна.

Сегодня с Анной пришли гости — Иван и Ия. Повторите, как их зовут. (Иван, Ия.) Какой первый звук в их именах? (Звук и). Что вам напоминает звук и? Как кричит ослик? (И-а, и-а, и-а.)

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком и и узнаем букву и.

1.Характеристика звука и по артикуляционным и аку­стическим признакам

Посмотрите, ваш рот улыбается, губы раздвигаются, за ниж­ние зубы язык опускается. Произнесите звук и протяжно, долго, спойте его. Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук.) Каким кружочком обозначим звук и? (Красным кружочком.)

Показывается окошко в Красном замке, где поселился звук и.

2.Развитие слуховой памяти

Запоминание и воспроизведение звукового ряда а-у-и. Опреде­ление количества и последовательности звуков.

Какой звук исчез из ряда?

Обозначение звуков символами. Сосчитайте, сколько звуков я произнесла, и отложите столько же кружочков.

3.Произношение звука и в словах. Определение его по­зиции. Развитие логической памяти. Падежное управление

Выставляются картинки и предметы: деревья в инее, иволга, ива, искры, игрушки, инструменты, избушка, индюк, изюм, ириски, иголка.

Как зовут наших гостей? (Иван и Ия.) Они принесли вам угощение. Это — ... (изюм), это — ... (инжир), а это — ... (ириски). А вот любимый цветок Ии — ирис. Какие вы услыша­ли похожие слова? (Ирис, ириски.)

Показывается набор мелких игрушек. Назовите одним словом эти предметы. (Игрушки.) А это — ... (инструменты). Это дерево называется ... (ива). Назовите домашнюю птицу. (Индюк.) А это — иволга. Что здесь острое, металлическое? (Иголка.) Чем покрыты деревья? (Инеем.) Ког­да горит бенгальский огонь, вокруг сыплются ... (искры). Как по- другому называется такой домик? (Избушка, изба, избенка.)

На столе отмечается метка — начало слова. Дети произносят слова и «ловят» звук и, нажимая пальцем на эту метку.

Дети, будьте внимательны, сейчас вы должны сказать нуж­ное слово. Попрошу соблюдать такое правило: «Внимательно слу­шай, другим не мешай, когда тебя спросят, тогда отвечай». Дере­вья в ... (инее). Мы не боимся ... (индюка). Детей угощали... (изюмом, ирисками, инжиром). Мама шьет ... (иголкой). Ли­сичка сделала ледяную ... (избушку). Мы играли на музыкаль­ных ... (инструментах). У нас в группе много ... (игрушек).

4.Подбор родственных слов

Что можно делать с игрушками? (Играть.) Эта машинка ... (игрушечная). У нас есть много ... (игрушек). Сейчас я пригла­шу вас на ... (игру). Со мной вы будете ... (играть). Слова игра, играть, игрушки, игрушечная называются родственны­ми. Это семья слов.

5.Физминутка. Игра «Подарки».

Принесли мы вам подарки, Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет.

Один из детей изображает действие заводной игрушки, а дру­гие — повторяют.

6.Закрепление понятий «длинные и короткие слова»

Дети, назовите самое короткое слово со звуком и. (Ива, Ия.) Назовите самое длинное слово. (Инструменты.) Отхлопаем ритм этих слов. Какое слово длиннее — игра или игрушки? (Игруш­ки.) Почему вы так думаете?

7.Согласование местоимений с глаголами. Многознач­ность глагола идет

Демонстрируется шагающая кукла.

Что делает Ия? (Идет.) Оля, подойди к нам. Оля тоже ... (идет). Идите ко мне. Что вы делаете? (Идем.) Я иду к вам. Что я делаю? (Вы идете.) Скажем вместе: Я ... (иду). Мы ... (идем). Вы... (идете). Ты ... (идешь). Они ... (идут). Ответь на вопросы: Что идет? (Дождь идет. Снег идет. Поезд идет.) Кто идет? (Ия идет. Иван идет. Индюк идет. Медведь идет. Петух идет.)

Слова сопровождаются показом действий.

8.Знакомство с буквой и

Ия и Иван просят вас найти букву и в Красном замке. Эта буква обозначает звук и. Что она вам напоминает?

Демонстрируются строчная и заглавная буква и.

Чем они различаются? Послушайте стихотворение о букве и.

Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? — Три!

— А какая буква? — И.

Е. Тарлапан

Выкладывание буквы и из палочек.