СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Честь. Нравственный облик человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по направлению нравственное воспитание «Честь. Нравственный облик человека»

Цель: воспитание высоких моральных качеств, акцентирование внимания учащихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития в обществе, стране.

Задачи:

- объяснить значение понятий «Честь» и «Человечность»;

- формировать нравственные обязанности и требования от себя их выполнения;

- производить самооценку совершаемым поступкам.

- воспитывать культуру поведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Честь. Нравственный облик человека»»

Конспект занятия по направлению нравственное воспитание «Честь. Нравственный облик человека»

Цель: воспитание высоких моральных качеств, акцентирование внимания учащихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития в обществе, стране.

Задачи:

- объяснить значение понятий «Честь» и «Человечность»;

- формировать нравственные обязанности и требования от себя их выполнения;

- производить самооценку совершаемым поступкам.

- воспитывать культуру поведения.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, раздаточные материалы.

Методы: объяснение, словесно-логическая дискуссия, групповая работа.

Ход занятия

I. Орг. момент.

2. Сообщение темы занятия.

- На экране карточки со словами. Предлагаю вам разгадать зашифрованные слова (доброта, отзывчивость, лживость, честность)

- Что объединяет эти понятия? (качества человека)

- Какое качество для порядочного человека здесь лишнее? (лживость)

- Напишите это слово на листочке, сомните и отодвиньте его от себя.    

- Сегодня мы поговорим о нравственных понятиях: честь и достоинство. Раскроем смысл этих слов и узнаем, как применить, развивать в себе эти качества.

3. Работа над темой занятия.

- Чтобы легче определить понятие «честь» давайте послушаем рассказ Пантелеева «Честное слово».( м.ф)

- Как понимаете слово честь?

- Так почему же мальчик не ушел?

- Что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьез вступить в игру маленького незнакомого мальчика?

- Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера. И в данном случае неважно, проявляются ли они в игре или в жизни. Поэтому они относятся к мальчику очень серьёзно,  с уважением.

- Да, конечно маленький мальчик проявил мужество и стойкость взрослого человека. В жизни каждый выбирает свой путь, а жизненный путь всегда сложный, и чтобы не произошло, нужно всегда оставаться человеком, честным человеком.

-Что же такое честь? Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье человека. Что значит, прожить жизнь с честью?

В толковом словаре В. Даля даётся следующее понятие:    «Честь -внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Согласны ли вы с этим определением?

-Как вы понимаете, что такое честь?  В чём же проявляется честь в современном обществе?  («Мозговой штурм»)  

(доблестный, честный, благородный, у него чистая совесть, уважает других людей, пренебрегает личным благом  ради других, справедлив к себе и окружающим, добрый, щедрый, готов к самопожертвованию, критичен в оценке своих поступков, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками).

Человек должен иметь чистые и добрые мысли, хорошие качества характера (души), доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.

Какие ассоциации возникают со словом человечность? (запись на доске)

• уважение к людям

• сочувствие

• доверие

• добро

• самопожертвование

• честность

• искренность.

Мудрые слова, которые только что прозвучали можно выразить словами М. Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека». (Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца. А всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми).

Моя честь – это моя жизнь. Обе растут из одного корня, отнимите у меня честь и моей жизни придет конец.

Вильям Шекспир

А сейчас нарисуйте дерево уважения. У этого дерева должно быть ровно столько веток, сколько людей по настоящему вы уважаете в жизни. А теперь обратите внимание на это изречение «Уважай самого себя, если хочешь, чтоб тебя уважали» Б. Граслон.

Человека, имеющего честь, достоинство еще должен иметь чистую совесть.

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен

Посвяти ему свой краткий век

Может, и не станешь, победителем,

Но за то, умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство!

  1. Какова природа совести? Как вы думаете это чувство врожденное или приобретенное?

  2. Испытывали ли вы муки совести?

  3. Что ощущает человек ,в котором говорила совесть?

Совесть сигнализирует нам о нарушениях в нашем организме. Подобно тому, как это делает боль. Боль сигнализирует о нарушениях физиологических: краснеют щеки, горят уши. А совесть о нарушениях этических. Совесть в нашей душе живет только на питательной почве совести и стыда.

Бесстыдство,– это опасный порок души. Бессовестному человеку вначале безразлично, что о нем думают люди, а потом становится безразличной собственная судьба. Наглость, подлость, предательство – каждый из этих пороков дети бесстыдства , и пустоты души.

Он совести, не зная укоров строгих, и слепо шел дорогою страстей.

(Д. Байрон)

Стыд и совесть почти синонимы. В народе не зря говорится, есть стыд, есть совесть. Стыд сильнее самого строгого наказания со стороны, потому что это наказание собственной совести собственной совестью.

Не чистая совесть пугается каждого взгляда.

Достойному честь и награда.

Вопрос: чего, по-вашему, стоит стыдиться и почему?

- физических недостатков.

-неблаговидных поступков

- Поношенной, но аккуратной одежды.

- неряшливого вида

- Социального положения родителей.

- невежества?

Стыдно врать другим людям и должен ли человек быть честен с самим собой?

Есть у Макаренко А. С. такие слова: «Надо чтобы человек поступал правильно по совести не тогда, когда на него смотрят, и слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и никогда не узнает, как было».

В жизни часто приходиться принимать решение самому по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себя судит. И потому какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

Рассмотри ситуацию.

Вчера в классе была контрольная работа по математике. Учитель объявляет оценки, тебе поставили 5! Однако, просматривая свою работу, ты увидел, что учитель допустил грубую ошибку.

Ваша работа написана на 4, а то и на 3. Как вы поступите?

  1. Никому не скажете

  2. Обязательно скажете

  3. Если скажете, но непременно при всем классе, наедине одному учителю.

Чтобы стать ловким и сильным надо упражнять тело, чтобы научиться решать задачи, надо упражнять ум. А можно ли упражнять совесть? Вместо светильника при рассмотрении своих поступков употребляй совесть, она показывает тебе, какие поступки в жизни твои добры, а какие злые.

Упражнение совести – это тонкая работа ума и сердца.

Глаза совести – это мысль.

Нужно научиться размышлять о поведении, что вокруг меня и во мне, мысленно ставить себя на место другого, видеть последствия каждого своего поступка, подвергать свою деятельность мысленному обзору.

Упражнение совести - тайная работа ума и сердца. Она происходит в деятельности и поступках, в различном своем поведении. Глаза – совести – мысль, нужно размышлять, видеть последствия каждого поступка, подвергать свою деятельность мысленному обзору со стороны самых честных, самых требовательных людей.

Голос внутреннего я , говорит в человеке только тогда, когда он с малых лет привык чувствовать, что он на виду у людей. Как пробудить свою совесть у бессовестного человека? Очень важно как реагирует среда окружающая, его, если человек поступает бессовестно, окружающие его люди должны указать на его бессовестный поступок, прожжет оболочку его честолюбия, эгоизма проснется в человеке совесть, станет человеку стыдно.

Рефлексия:

О чем мы сегодня говорили?

Что такое честь и человечность, как вы поняли эти слова?

Что включает в себя нравственный облик человека?