Конспект занятия по обучению финансовой грамотности
в подготовительной группе
"Что такое деньги?"
Подготовила и провела
Мезенцева Елена Геннадиевна
Февраль 2023г
Цель:
расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;
раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги.
Задачи:
Образовательные:
Расширять активный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
Закреплять умение выполнять математические вычисления.
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.
Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический,
Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.
Форма проведения :непосредственно образовательная деятельность.
Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и банкнот, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок.
Оборудование: мультимедийное оборудование, денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты,
шаблоны денег, карандаши, купюры для образца.
Ход занятия
1 Приветствие
Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение, послушайте пожалуйста.
«Три копейки на покупку»
Маму дружно в магазин провожает сын,
Три копейки ей даёт:
«Вот! Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?
Ответы детей.
Верно, и сейчас мы с вами будем учиться рассуждать, много это или мало.
Воспитатель. Скоро вы пойдёте в школу, и вам нужно научиться грамотно расходовать деньги, уметь правильно заплатить в магазине за товар, выбрать нужный товар. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?
Ответы детей
Воспитатель: Вот сегодня мы с вами об этом и поговорим. Ребята вы знаете, что такое Экономика? Если нет, то я вам подскажу.
Экономика — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.
- А что значит быть экономным?
Ответы детей
Воспитатель: Я хочу вас пригласить в школу «Экономистов». Там мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим важные задачи.
Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 1 до 10 и попадем в школу "Экономистов"
Воспитатель: Открываем глаза. Вот мы и в школе.
Воспитатель демонстрирует копилку.
2 Основная часть
Воспитатель:
- Ребята, что это такое?
- Есть ли у вас дома копилка?
- Для чего нужна копилка?
- Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги.
Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Мы будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам необходимы деньги.
Ответы детей
для покупки продуктов питания; одежды;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
на благотворительность.
Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Как вы думаете, рваными купюрами можно расплачиваться в магазине?
Дети: Нет.
Воспитатель: Отлично. Давайте сейчас с вами немного поразмышляем.
Как вы думаете, как в семье появляются деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день.
Ребята, а кто еще кроме родителей является членом семьи? Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Ведь пенсия бабушки и дедушки – это тоже деньги. Её платят пожилым людям, которые отработали много лет. Кто ещё живёт в семье?
Ответы детей
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
Воспитатель обобщает ответы детей.
Например, взрослые дети, которые закончили школу и учатся в колледжах, институтах, уже получают стипендию.
Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия – все эти слова можно объединить и назвать - семейный бюджет.
Игра «Доход - расход»
Воспитатель: Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете поднимать зеленую карточку, если — расход, то красную карточку.
· Покупка хлеба в магазине….(расход)
· Оплата коммунальных услуг…..….(расход)
· Папа получил премию……(доход)
· Дедушка получил пенсию…(доход)
· Мама с папой получили зарплату…(доход)
· Мама заплатила за детский сад……(расход)
· Вы нашли клад……………………(доход)
· Бабушка купила молоко………….(расход)
· Папа заплатил за стрижку………(расход)
· Брат получил стипендию………(доход)
· Вы купили билеты в кино…….(расход).
Воспитатель: Ребята, а как ещё мы можем сэкономить семейный бюджет?
Дети:
· чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не лить зря воду;
· чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно, уходя, выключать свет;
· чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;
· чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно бережно относиться к своим вещам;
· чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки.
Практическое задание «Найди российские деньги»
Воспитатель: Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?
Ответы детей
Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят?
- Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.
Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
- Как называются наши деньги? (Рубль).
Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушка?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры?
Ответы детей
Воспитатель: А может мы это проверим? Давайте пройдем в мини лабораторию. Напомните мне правило – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
- Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.
- Посмотрите на оборудование. Что же мы возьмем вместо настоящей купюры, для эксперимента?
Ответы детей
Творческая часть «Нарисуй свою купюру»
Воспитатель. у вас на столах лежат карандаши и листки с размером бумажной купюры .Я предлагаю вам сейчас нарисовать свою купюру.
Воспитатель. Подумайте ,что бы вы хотели изобразить, что будет изображено и каким номиналом будет у вас купюра.
На телевизоре показаны купюры с разными изображениями
Дети начинают рисовать
Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось в школе «Экономики»? Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Ответы детей
· за деньги нельзя купить дружбу;
· за деньги нельзя купить уважение;
· за деньги нельзя купить любовь;
· за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;
· за деньги нельзя купить общение с природой.
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы!