Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в старшей группе «Что такое дружба»
Цель: раскрыть понятие о настоящей дружбе, приобщать к элементарным
нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;
Задачи:
раскрыть понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка;
формировать умение оценивать поступки свои поступки и поступки сверстников;
развивать стремление выражать свое отношение к поступкам окружающих, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;
формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнеров;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
Предварительная работа: Чтение «Айболит» К. Чуковский, «Цветик - семицветик» В. Катаев, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, «Сказка о дружбе» Рысева О.А., беседы по рассказам на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями.
Оборудование: дерево с листьями и цветами; куклы Пьеро и Буратино; разрезные картинки «Кошка» и « Собака»; сюжетные картинки
Ход занятия
1.Организационный момент.
Дети слушают песню «О дружбе» И.Шаинского.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)
Воспитатель: Да, мне хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить»
- А что значит дружба, друг? (ответы детей)
- Почему мы называем другом только некоторых людей?
- Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?
- Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя)?
Рассказы детей.
Воспитатель: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.
Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Сейчас мы поиграем.
Игра «Клубок»
- На что похож клубок? (солнце, колобок).
Дети сидят в кругу, первый ребенок разматывает клубок, а конец нити зажимает и передает его рядом сидящему, при этом говорит о хороших качествах товарища (Мне очень нравится с тобой играть, ты такая добрая, мы с тобой хорошие подруги и т.д.) И так разматывают клубок.
Воспитатель: – Что помогает, а что мешает дружбе?
Ответы детей. Помогают: доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора.
Мешают: грубость, жадность, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
2. Основная часть.
Воспитатель: – Ребята, вспомните сказку про маленький росточек и старое дерево. Что было особенным в этом дереве? (оно никогда не цвело). У него каждую весну появлялись листочки, но не было цветков.
-Что случилось с деревом в конце сказки? (зацвело)
-Почему дерево зацвело? (у него появился друг)
-Посмотрите, у нас в группе тоже появилось дерево с листочками, но оно не цветёт. У него тоже нет друзей.
Воспитатель: ребята, а вы хотите, чтобы дерево расцвело?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда сегодня вы станете друзьями этого дерева, но для этого вам предстоит разгадать секреты дружбы и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок.
Готовы? Давайте мы с вами поучимся действовать вместе, сообща, потому, что если мы вместе, мы сможем преодолеть любые препятствия.
Воспитатель предлагает детям взяться за руки.
Что за чудо - чудеса,
Раз рука и два рука.
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И скажу вам не тая,
Руки всем нужны друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить!
Сейчас вы держите за руку своего друга. Именно руки ваших друзей будут вашими помощниками.
Воспитатель: хотите узнать первый секрет дружбы? Тогда слушайте.
Звучит песня « От улыбки»
Воспитатель: Так скажите, с чего начинается дружба? Правильно с улыбки. С каким человеком приятнее общаться, с тем, кто хмурый, злой или с тем, который улыбается?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Давайте улыбнёмся друг другу и нашему дереву. Первый секрет – это улыбка.
А вот и первый цветок. Давайте подарим его нашему дереву (вешают цветок на дерево)
Воспитатель: ребята, а какие пословицы о дружбе вы знаете?
-Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
-Друзья познаются в беде.
-Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Воспитатель: хорошо. Чтобы следующий секрет узнать,
Предлагаю рассуждать.
Что уведите, скажите,
Посмотрите, объясните.
Воспитатель показывает картины с изображением детей в разных ситуациях (дети собирают игрушки; одеваются на прогулку;
Воспитатель: как вы думаете, те, кто изображён на картинках являются друзьями? Правильно, друзья должны помогать друг другу.
Второй секрет – это помощь.
А вот и второй цветок. Давайте и его подарим его нашему дереву (вешают цветок на дерево).
Воспитатель: А теперь хочу узнать,
Как вы можете трудиться.
На команды вас я разделю,
И пазлы вам я предложу!
Воспитатель делит детей на 2 команды и даёт задание собрать разрезные картинки «Кошка» и « Собака»
Воспитатель: молодцы, вы дружно потрудились. А вы слышали выражение « Живут как кошка с собакой?».
Ответы детей.
Правильно, значит постоянно ссорятся и ругаются. А ссоры подходят к слову - дружба? Как должны жить друзья? (мирно).
Воспитатель: вот и ещё один секрет дружбы. Это – мир.
Ещё один цветок появился. Давайте и его подарим его нашему дереву (вешают цветок на дерево).
Воспитатель: теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики, я вам покажу сценку (настольный театр).
«Буратино и Пьеро»
На стульчике сидит Пьеро. Грустит, подперев голову руками. Появляется Буратино.
Шел по дорожке Буратино,
И вдруг увидел он Пьеро: -Привет! Как у тебя дела? - Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!
Хотел Буратино уйти,
Обидеться и отойти,
Но посмотрел на Пьеро,
Подумал и снова вернулся.
И вдруг пожалел его
И молча ему улыбнулся.
Тогда Пьеро улыбнулся в ответ: - Прости Буратино меня за грубость!
- Я не сержусь на тебя!
Запомните, дети,
Если у друга беда, С печалью и злостью поможет вам справиться
Только одна … (доброта).
Воспитатель: а что делать, если у друга плохое настроение? Всем хочется играть с радостными и весёлыми. Но ведь у друга бывает и плохое настроение.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Настроение»
Настроение упало,
Дело валится из рук...
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнем!
Воспитатель: так каким надо быть по отношению к другу? (добрым). Вот и ещё один секрет дружбы. Это – доброта. И ещё один цветок расцветёт на нашем дереве.
Воспитатель: есть ещё один секрет.
Коли сейчас говорим мы о дружбе,
Позвольте историю вам рассказать.
Присядьте тихонько на ваши стульчики,
И приготовьтесь вновь рассуждать!
В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.
-Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.
-Не знаю, — сказала Маша. – Наверное это Максим.
А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.
-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.
-Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
-Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Катя к Маше и спросила… (как вы думаете, о чем спросит Катя свою подругу?).
- Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!
Воспитатель: вот такая история. О каком секрете дружбы вы узнали из этой истории? Друзья должны быть честными). Вот и ещё один, пятый секрет дружбы. Это – честность. А вот и ещё один цветок. Повесим его на наше дерево.
3.Подведение итогов
Воспитатель: посмотрите на наше дерево. Как оно расцвело. Вы разгадали все секреты и я уверена, готовы дружить с деревом. Это дерево всегда будет расти в нашей группе. Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей бывают разногласия.
И если вдруг вы с другом поругались,
Присядьте здесь, под деревом в тени.
И вспомните секреты дружбы,
Их назовите по порядку вы:
Дети: (улыбка, помощь, доброта, мир, честность)
Воспитатель: Сейчас вы другу руку протяните,
Танцуйте вместе и пляшите.
Звучит музыка, дети танцуют.