СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Грызуны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грызуны - это удивительные создания, которые обладают множеством уникальных и интересных особенностей. Они являются невероятно разнообразными и способными адаптироваться к самым разным условиям.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Грызуны"»

Конспект занятия «Грызуны».

Цель: формировать знания у учащихся о грызунах.

Задачи:

  • расширение кругозора о грызунах;

  • углубить знания учащихся о жизни грызунов;

  • воспитание экологической культуры учащихся.

тип урока - усвоение новых знаний.


Ход занятия.

  1. Организационная часть.

Кто за стенкою шуршит,

тонким голосом пищит

сыр от них не утаишь

всем ворам воришка – мышь.


Пи, пи, пи, она сказала

сразу в норку убежала

серая малышка

маленькая мышка.


Маленький рост

длинный хвост

серенькая шубка

остренькие зубки (мышь).

  1. Основная часть.

Кто- то из вас любит грызунов, кто-то не очень, тем не менее, я думаю, что вам будет интересно узнать об этой многочисленной группе млекопитающих.

Грызуны - это многочисленная группа млекопитающих с сильно развитыми долотообразными резцами, которые растут в течение всей жизни животного.

К грызунам относятся: гоферы, белки, белки-летяги, бобры, суслики, тушканчики, мышовки, лемминги, сони, мышь-малютка, малый слепыш, полосатая мышь, мара, шиншилла, туко-туко, морские свинки, крысы, дикобразы, водосвинки, полевки, луговые собачки.

Некоторых грызунов люди держат дома (мышей, морских свинок, хомяков, песчанок, крыс) и они становятся совсем ручными.


Самая симпатичная из грызунов – это белка.

Белка - обыкновенная белка, или векша - самый известный обитатель европейских лесов.

Два раза в год, весной и осенью, белка линяет. Ведет только дневной образ жизни, прыгая с ветки на ветку и помогая себе большим хвостом, который является для нее и грузилом и штурвалом. Во время сна хвост служит ее одеялом.

Белки питаются семенами, ягодами, грибами, гусеницами, насекомыми яйцами птиц. Запасы прячут в гнездах и в ямах на земле.

Белки не впадают в спячку, но в плохую погоду не выходят из гнезд. Существует около 267 видов белок. Летяги отличаются от обычных белок тем, что могут летать до 100 м. и менять направление на 90 градусов. Для этого у них есть кожистые перепонки между передними и задними конечностями. Когда они прыгают, они выпрямляют конечности и расправляют складки.


Существует более тысячи видов мышей. Это и домовая мышь, и лесная, и крыса, и обыкновенные полевки, и песчаные, и лемминги, и хомячки.

Домовая мышь ведет ночной образ жизни, Этот вид распространен на всем земном шаре и приспосабливается к любым условиям. Их находили даже в морозильникам глубокого заморожения, они там питались замороженными продуктами.

Мыши живут большими группами и размножаются очень быстро. Лесные мыши устраивают гнезда в пнях деревьев и питаются семенами растений и орехами и делают запасы в норах. При серьезной опасности она отбрасывает кончик хвоста и вводит заблуждение противника.


Крысы - всеядны, они грызут и метал и камни. Они распространяют заболевания и наносят колоссальный ущерб запасам пищи. Они были распространителями бубонной умы от которой погибла треть населения Европы в 14 в.

Бороться с крысами очень сложно, т.к они не кидаются все разом на отравленную пищу, а сначала пробует один, а остальные наблюдают, если крыса умирает, остальные не притрагиваются к этой пище.


Полевки - живут в земляных норах и активны обычно ночью. Мордочка у них менее заостренная, а хвосты короче. Пашенные полевки раскапывают почву и питаются корнями растений и наносят большой ущерб посевам зерновых культур. Рыжие полевки питаются травой, орехами, почками, ягодами. Они хорошо плавают и лазают, не брезгуют и корой деревьев. Водяные полевки живут на берегах рек и ручьев.

Когда они плавают видны только их носы. Они могут находиться под водой 30 сек.

Ондатра или мускусная крыса, самая крупная из полевок. Его завезли к нам из Северной Америки из-за ценного меха. У ондатр перепончатые лапы и они - хорошие пловцы.

Дикобразы – крупные грызуны, тело которых покрыто щетиной, длинными (тонкими), короткими (толстыми) иглами. Зверьки при опасности ставят их торчком и начинают ими греметь, при этом пятиться назад и угрожающе пыхтят. При сильной опасности иглы выстреливают и если они входят в кожу, их очень трудно удалить. Словом последствия нападения дикобраза ужасны, но прямого столкновения редко доходит.

Дикобразы питаются семенами, листьями, плодами, могут поедать и деревянные предметы (весла, топорища).

Бобры - живут по берегам лесных рек северной части Европы, Азии и Северной Америки. Они питаются побегами, корой и листьями деревьев и кустарников.

Они строят жилища, называемые хатками. Они умелые пловцы, у них непромокаемая шерсть, плоский хвост и перепончатые лапы. Чтобы построить хатку бобр острыми резцами срезает ветки и небольшие деревца. Они перегораживают реку, устраивая запруду и затем строят хатку из камней ила. Вход в нее находиться под водой.

Луговые собачки - это тоже грызуны, хотя лают как собачки. Они питаются травой и живут сообществами. Они выставляют часовых на случай опасности. Когда они встречаются друг с другом они как бы целуются, хотя на самом деле они обнюхивают друг друга и пытаются определить к какой колонии принадлежит особь. Если свой, то его заботливо чистят, если чужой –прогоняют.

1. Какие звери летают?

2. Каких грызунов держат дома?

3. У каких грызунов есть защечные мешки?

4. Кто стреляет иглами?

5. Кто из грызунов является специалистом по постройке плотин?

6. Кто из грызунов получает воду из пищи?

7. Кто из грызунов живет с людьми?

8. Кто из грызунов был распространителем бубонной чумы?

9. Кто из грызунов – «чемпион» по спячке?

10. У кого из грызунов ценный мех?

11. Какая из мышей может находиться 30 сек. под водой?


Правда – неправда «Грызуны»

  1. У шиншиллы – самый ценный мех (П)

  2. Летяга – хорошо плавает (Н)

  3. Крыса – опасный переносчик болезней (П)

  4. Лесная мышовка спит 7 месяцев (П)

  5. Египетский тушканчик стреляет иголками при опасности (Н)

  6. Полосатая мышь строит гнездо в форме шара (П)

  7. Самый пушистый хвостик у белки (П)

  8. Перуанский туко-туко издает гортанный звук (П)

  9. Полевки обороняются иголками (Н)

  10. Песчанка получает воду из пищи (П)

Практическая работа. Изготовление из пластилина «Мышиное семейство».


  1. Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, о ком мы с вами сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали о грызунах?

Какие эмоции вы испытываете сейчас? Понравилось ли тебе занятие?

«Светофор»

Дети сигналят карточками:

Зелёная – очень понравилось, поучительно;

Жёлтая – понравилось, но не всё;

Красная – не понравилось, было скучно.


4