СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Музыкальная лаборатория"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Музыкальная лаборатория"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»









Автор – составитель:

Сафронова Светлана Александровна

педагог дополнительного образования











г. Рубцовск

2020

Тема занятия: «Музыкальная лаборатория»

Дата проведения: 23.01.2020 год

Состав группы: 16 чел., возраст 6 – 7 лет

Из них: мальчиков – 7 человека, девочек – 9 человек.

Цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей у детей.


Задачи:

Обучающие:

  • учить детей устанавливать причинно – следственные связи;

  • способствовать формированию у детей познавательного интереса;

  • закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков;

  • формировать представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение, музыкальность через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе;

  • учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.


Интеграционные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.


Форма проведения: познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования.

Форма организации работы: индивидуально - групповая.

Основные компоненты: содержательный, организационно – деятельный.

Образовательные технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, ИКТ технологии.

Материально-техническое оснащение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки, слайдовая презентация, музыкальное сопровождение, нотный материал, магнитная доска, 4 стола для экспериментов, бумажные заготовки музыкальных нот, фломастеры, коврики.


Фонозаписи:

«Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик») муз. П.И.Чайковского.

«Лунный свет» («Бергамская сюита») муз. К.Дебюсси.

Персонаж: Профессор Знайкин.

Методы и приемы, используемые в ходе занятия:

  1. Наглядные методы (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, аудио – визуальный).

  2. Методы организации познавательной деятельности: экспериментирование, наблюдение, анализ и синтез.

  3. Словесный метод (поэтическое слово, пояснение, беседа).

  4. Метод размышления о музыке,

  5. Метод сравнения,

  6. Художественно-практический метод,

  7. Метод создания композиций (воплощение музыки в пластике движений).

  8. Игровые методы и приемы.

























Ход занятия:

(Дети входят в музыкальный зал, оформленный под лабораторию. Их встречает педагог в образе профессора музыкальных наук. (Слайд 1,2)


Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомится: я профессор музыкальных наук, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?

Ответы детей: Ученые - это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой. Педагог: Совершенно верно! Учёные изучают различные предметы и явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед вами учёный, который изучает что-то новое и интересное. (Слайд 3)

Педагог: Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что такое наука?

Ответы детей: (необходимо подвести детей к выводу, что наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений.)

Педагог: Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях. (Слайд 4)

- Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная. Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать здесь.

- Ребята, про учёных мы всё выяснили, а теперь скажите мне, пожалуйста, кто такие композиторы? (Ответы детей)

Педагог: Друзья мои, в нашей музыкальной лаборатории случилась беда! Один мой знакомый сказочный композитор растерял все свои нотки и теперь музыка у него никак не пишется. (Слайд 5) - изображением сказочного композитора

И я позвала вас в свою музыкальную лабораторию, чтобы помочь незадачливому композитору отыскать все ноты. Вы согласны? Для того чтоб найти потерянные ноты, нам придётся провести научные исследования. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:


Их нельзя увидеть

Не возьмешь их в руки,

Можно только слышать,

Кто же это? (Звуки)

Педагог: Правильно! Давайте послушаем с вами самые красивые музыкальные звуки, сядем поудобнее, закроем глазки.


Фонограмма: звучит отрывок «Вальса цветов» П. И. Чайковского. (Слайд 6)


Педагог: Ребята, расскажите, пожалуйста, какое настроение вызвали у вас эти музыкальные звуки?

Ответы детей: Радостное; грустное; удивительное.

Педагог: Спасибо вам за ваши ответы. Наши звуки очень любят играть в прятки, особенно с детьми. И сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах). И если мы отыщем за каждым из 4-х столов все звуки, у нашего композитора в нотной тетради появятся потерянные нотки, а мы сможем послушать музыку, которую он написал. Посмотрите, пожалуйста, на экран, сейчас его нотная тетрадь, в которой он записывает свою музыку, абсолютна пуста. (Слайд 7)

- А вы, дети, хотите вместе со мной стать настоящими учеными? Тогда давайте примерим такую одежду, которую носят настоящие ученые, и приступим к исследованиям.


Педагог: Для того чтобы работа наша стала успешной, предлагаю подготовиться! Раз, два, три, четыре, пять - приглашаю поиграть! Мы с вами будем искать звуки, а пока попробуем найти их у себя, произнести их.


Развивающая игра с голосом «Пробуждение» С. А. Коротаевой


Педагог: Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать за первый стол.

Эксперимент 1: Откуда рождается звук?

(педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалы: детская гитара, линейки. (Дети садятся за первый стол).


Педагог: Ребята, для начала первого эксперимента я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?»

(Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)


Педагог: Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.

(Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук).


Педагог: Что произошло? Почему звук прекратился?

Ответы детей: Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Педагог: Когда же возникает звук?

(Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)


Педагог: Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой?

Ответы детей: Дрожит, колеблется.

Педагог: Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание?

Ответы детей: На волну.

Педагог: Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент! Нашли первую нотку для композитора!

(Слайд 8) - на экране появляется первая нотка.


Эксперимент 2 - Звуки разные нужны, звуки разные важны.

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши.

Педагог: Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети

Ответы детей: Пластмассовый.

Педагог: Затем подошел к другому, постучал.

Ответы детей: Деревянный.

Педагог: К третьему.

Ответы детей: Стеклянный.

Педагог: К четвертому.

Ответы детей: Металлический.

Педагог: Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся.

(Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)


Педагог: Ну, а теперь давайте разомнёмся!

Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать.

Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный.

(Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, рассказывают о них).


Педагог: Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент?

Ответы детей: Различные предметы издают различные звуки.

Педагог: Молодцы, ребята! Мы нашли вторую нотку для композитора.

(Слайд 9)


Эксперимент 3 - Поющая вода

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

Педагог: Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?

Ответы детей: Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные.

Педагог: Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды?

(Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)


Педагог: Что вы можете сказать об услышанных звуках?

Ответы детей: Звуки звучат одинаково.

Педагог: Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?

Ответы детей: В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды.

Педагог: Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.

(Дети стучат по 1 и 8 сосудам.)


Педагог: Что вы сейчас можете сказать о звуках.

Ответы детей: Звучание разное.

Педагог: Давайте теперь постучим по 1,4,8 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему?

Ответы детей: Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные. Педагог: Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх?

(Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему).


Ответы детей: Издаваемый звук уходит постепенно вверх.

Педагог: Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.

(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)

Ответы детей: - Звук постепенно уходит вниз.

Педагог: Какой вывод можно сделать?

Ответы детей: Звуки можно извлекать из предметов и изменять.

Педагог: Какие звуки мы извлекали из сосудов?

Ответы детей: Музыкальные звуки.

Педагог: Молодцы, ребята!

(Слайд 10) - на экране появляется третья нотка.

(Дети вместе с педагогом проходят к четвёртому столу. На столе заготовки ноток и фломастеры).


Педагог: Ребята, на нашем нотном стане остались пустые места, где же нам ещё отыскать пропавшие ноты? Посмотрите, на столе лежат какие-то музыкальные нотки. Но они белые и совсем не музыкальные. Давайте посмотрим на них. Ребята, да здесь подсказка!

(На первом шаблоне надпись – «изобрази звук, каким ты его представляешь»).

Педагог: Теперь всё понятно. А теперь я предлагаю вам, все свои впечатления, эмоции отразить в своих работах. Пройдите пожалуйста за столы, возьмите фломастеры и на пустых нотках попробуйте изобразить звук.

Фонограмма: П. И. Чайковский «Вальс цветов».

(После этого все нотки размещаются на магнитной доске. Дети вместе с педагогом рассматривают их, дети рассказывают о том, каким они представляют звук).


Педагог: Ребята, вы замечательно изобразили звуки! Посмотрите, все ваши звуки превратились в нотки и заняли свои места на нотном стане.

(Слайд 11) + (Слайд 12) - картинка радостного сказочного композитора.


Педагог: Ребята, мы отыскали все нотки, и теперь наш композитор очень доволен и готов дать послушать нам свою музыку! Давайте возьмём коврики, устроимся на них поудобнее и послушаем мелодию, которая получилась, благодаря нашей работе.


РЕЛАКСАЦИЯ:

(Дети, лёжа на ковриках, слушают отрывок из сюиты К. Дебюсси «Лунный свет»).


Педагог: Вот мы и отдохнули, наши ручки просыпаются, просыпаются ножки. Вот и ребята проснулись, сладко потянулись. А теперь уберём коврики и сядем на стульчики.

Педагог: Ребята, вы сегодня превратились в настоящих учёных, я вас с этим поздравляю! Вы смогли выручить из беды сказочного композитора и провели самые настоящие научные опыты. Вы сегодня очень хорошо поработали! Расскажите мне, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, что запомнилось.


РЕФЛЕКСИЯ:

(Дети делятся впечатлениями)

Педагог: Скажите мне, понравилось вам наше путешествие?

Ответы детей.

Педагог: Что вы узнали нового? Что для вас было самым интересным?

Ответы детей.

Педагог: Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.

Мне было очень приятно с вами общаться, ребята. Спасибо вам! До свидания, до скорых встреч! (Слайд 13)

































ФОТОГРАФИИ С ЗАНЯТИЯ

12