МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»
Автор – составитель:
Сафронова Светлана Александровна
педагог дополнительного образования
г. Рубцовск
2020
Тема занятия: «Музыкальная лаборатория»
Дата проведения: 23.01.2020 год
Состав группы: 16 чел., возраст 6 – 7 лет
Из них: мальчиков – 7 человека, девочек – 9 человек.
Цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей у детей.
Задачи:
Обучающие:
учить детей устанавливать причинно – следственные связи;
способствовать формированию у детей познавательного интереса;
закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков;
формировать представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях.
Развивающие:
развивать творческое воображение, музыкальность через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.
Воспитательные:
воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе;
учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.
Интеграционные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма проведения: познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования.
Форма организации работы: индивидуально - групповая.
Основные компоненты: содержательный, организационно – деятельный.
Образовательные технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, ИКТ технологии.
Материально-техническое оснащение: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки, слайдовая презентация, музыкальное сопровождение, нотный материал, магнитная доска, 4 стола для экспериментов, бумажные заготовки музыкальных нот, фломастеры, коврики.
Фонозаписи:
«Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик») муз. П.И.Чайковского.
«Лунный свет» («Бергамская сюита») муз. К.Дебюсси.
Персонаж: Профессор Знайкин.
Методы и приемы, используемые в ходе занятия:
Наглядные методы (наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, аудио – визуальный).
Методы организации познавательной деятельности: экспериментирование, наблюдение, анализ и синтез.
Словесный метод (поэтическое слово, пояснение, беседа).
Метод размышления о музыке,
Метод сравнения,
Художественно-практический метод,
Метод создания композиций (воплощение музыки в пластике движений).
Игровые методы и приемы.
Ход занятия:
(Дети входят в музыкальный зал, оформленный под лабораторию. Их встречает педагог в образе профессора музыкальных наук. (Слайд 1,2)
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомится: я профессор музыкальных наук, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?
Ответы детей: Ученые - это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой. Педагог: Совершенно верно! Учёные изучают различные предметы и явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед вами учёный, который изучает что-то новое и интересное. (Слайд 3)
Педагог: Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что такое наука?
Ответы детей: (необходимо подвести детей к выводу, что наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений.)
Педагог: Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях. (Слайд 4)
- Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная. Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать здесь.
- Ребята, про учёных мы всё выяснили, а теперь скажите мне, пожалуйста, кто такие композиторы? (Ответы детей)
Педагог: Друзья мои, в нашей музыкальной лаборатории случилась беда! Один мой знакомый сказочный композитор растерял все свои нотки и теперь музыка у него никак не пишется. (Слайд 5) - изображением сказочного композитора
И я позвала вас в свою музыкальную лабораторию, чтобы помочь незадачливому композитору отыскать все ноты. Вы согласны? Для того чтоб найти потерянные ноты, нам придётся провести научные исследования. А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:
Их нельзя увидеть
Не возьмешь их в руки,
Можно только слышать,
Кто же это? (Звуки)
Педагог: Правильно! Давайте послушаем с вами самые красивые музыкальные звуки, сядем поудобнее, закроем глазки.
Фонограмма: звучит отрывок «Вальса цветов» П. И. Чайковского. (Слайд 6)
Педагог: Ребята, расскажите, пожалуйста, какое настроение вызвали у вас эти музыкальные звуки?
Ответы детей: Радостное; грустное; удивительное.
Педагог: Спасибо вам за ваши ответы. Наши звуки очень любят играть в прятки, особенно с детьми. И сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах). И если мы отыщем за каждым из 4-х столов все звуки, у нашего композитора в нотной тетради появятся потерянные нотки, а мы сможем послушать музыку, которую он написал. Посмотрите, пожалуйста, на экран, сейчас его нотная тетрадь, в которой он записывает свою музыку, абсолютна пуста. (Слайд 7)
- А вы, дети, хотите вместе со мной стать настоящими учеными? Тогда давайте примерим такую одежду, которую носят настоящие ученые, и приступим к исследованиям.
Педагог: Для того чтобы работа наша стала успешной, предлагаю подготовиться! Раз, два, три, четыре, пять - приглашаю поиграть! Мы с вами будем искать звуки, а пока попробуем найти их у себя, произнести их.
Развивающая игра с голосом «Пробуждение» С. А. Коротаевой
Педагог: Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать за первый стол.
Эксперимент 1: Откуда рождается звук?
(педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)
Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.
Материалы: детская гитара, линейки. (Дети садятся за первый стол).
Педагог: Ребята, для начала первого эксперимента я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?»
(Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)
Педагог: Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.
(Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук).
Педагог: Что произошло? Почему звук прекратился?
Ответы детей: Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
Педагог: Когда же возникает звук?
(Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)
Педагог: Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.
Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой?
Ответы детей: Дрожит, колеблется.
Педагог: Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание?
Ответы детей: На волну.
Педагог: Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент! Нашли первую нотку для композитора!
(Слайд 8) - на экране появляется первая нотка.
Эксперимент 2 - Звуки разные нужны, звуки разные важны.
Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.
Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши.
Педагог: Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети
Ответы детей: Пластмассовый.
Педагог: Затем подошел к другому, постучал.
Ответы детей: Деревянный.
Педагог: К третьему.
Ответы детей: Стеклянный.
Педагог: К четвертому.
Ответы детей: Металлический.
Педагог: Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся.
(Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)
Педагог: Ну, а теперь давайте разомнёмся!
Раз, два, три, четыре, пять - звуки мы идем искать.
Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный.
(Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, рассказывают о них).
Педагог: Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент?
Ответы детей: Различные предметы издают различные звуки.
Педагог: Молодцы, ребята! Мы нашли вторую нотку для композитора.
(Слайд 9)
Эксперимент 3 - Поющая вода
Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука
Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.
Педагог: Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?
Ответы детей: Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные.
Педагог: Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды?
(Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)
Педагог: Что вы можете сказать об услышанных звуках?
Ответы детей: Звуки звучат одинаково.
Педагог: Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?
Ответы детей: В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды.
Педагог: Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.
(Дети стучат по 1 и 8 сосудам.)
Педагог: Что вы сейчас можете сказать о звуках.
Ответы детей: Звучание разное.
Педагог: Давайте теперь постучим по 1,4,8 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему?
Ответы детей: Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные. Педагог: Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх?
(Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему).
Ответы детей: Издаваемый звук уходит постепенно вверх.
Педагог: Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.
(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)
Ответы детей: - Звук постепенно уходит вниз.
Педагог: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей: Звуки можно извлекать из предметов и изменять.
Педагог: Какие звуки мы извлекали из сосудов?
Ответы детей: Музыкальные звуки.
Педагог: Молодцы, ребята!
(Слайд 10) - на экране появляется третья нотка.
(Дети вместе с педагогом проходят к четвёртому столу. На столе заготовки ноток и фломастеры).
Педагог: Ребята, на нашем нотном стане остались пустые места, где же нам ещё отыскать пропавшие ноты? Посмотрите, на столе лежат какие-то музыкальные нотки. Но они белые и совсем не музыкальные. Давайте посмотрим на них. Ребята, да здесь подсказка!
(На первом шаблоне надпись – «изобрази звук, каким ты его представляешь»).
Педагог: Теперь всё понятно. А теперь я предлагаю вам, все свои впечатления, эмоции отразить в своих работах. Пройдите пожалуйста за столы, возьмите фломастеры и на пустых нотках попробуйте изобразить звук.
Фонограмма: П. И. Чайковский «Вальс цветов».
(После этого все нотки размещаются на магнитной доске. Дети вместе с педагогом рассматривают их, дети рассказывают о том, каким они представляют звук).
Педагог: Ребята, вы замечательно изобразили звуки! Посмотрите, все ваши звуки превратились в нотки и заняли свои места на нотном стане.
(Слайд 11) + (Слайд 12) - картинка радостного сказочного композитора.
Педагог: Ребята, мы отыскали все нотки, и теперь наш композитор очень доволен и готов дать послушать нам свою музыку! Давайте возьмём коврики, устроимся на них поудобнее и послушаем мелодию, которая получилась, благодаря нашей работе.
РЕЛАКСАЦИЯ:
(Дети, лёжа на ковриках, слушают отрывок из сюиты К. Дебюсси «Лунный свет»).
Педагог: Вот мы и отдохнули, наши ручки просыпаются, просыпаются ножки. Вот и ребята проснулись, сладко потянулись. А теперь уберём коврики и сядем на стульчики.
Педагог: Ребята, вы сегодня превратились в настоящих учёных, я вас с этим поздравляю! Вы смогли выручить из беды сказочного композитора и провели самые настоящие научные опыты. Вы сегодня очень хорошо поработали! Расскажите мне, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, что запомнилось.
РЕФЛЕКСИЯ:
(Дети делятся впечатлениями)
Педагог: Скажите мне, понравилось вам наше путешествие?
Ответы детей.
Педагог: Что вы узнали нового? Что для вас было самым интересным?
Ответы детей.
Педагог: Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.
Мне было очень приятно с вами общаться, ребята. Спасибо вам! До свидания, до скорых встреч! (Слайд 13)
ФОТОГРАФИИ С ЗАНЯТИЯ
12