Коррекционно-развивающее занятие
Возрастной диапазон: 11-13 лет
Воспитатель: Иванова А.В.
Дата проведения:05.12.2015г.
Тема занятия: «Профилактика простудных заболеваний»
«Здоровье — не всё,
но всё без здоровья ничто.»
Сократ
Цель: научить детей сохранять и укреплять своё здоровье, применяя в повседневной жизни получаемые знания и умении.
Задачи:
Образовательная: дать общее представление о гриппе, о причинах его возникновения, возбудителе, симптомах заболевания; учить защищать свой организм от гриппа, вести профилактику данного заболевания;
Развивающая: развивать память, мышление, связную речь;
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни.
Методы проведения: рассказ, беседа, упражнения, индивидуальная работа, игра, практические задания, анализ.
Форма проведения: групповое занятие
Оборудование: мультфильм « Уроки тетушки Совы», листы для проведения анкеты, ручки, фломастеры и карандаши для выполнения рисунков на «таблетках здоровья», изображение вируса в увеличенном виде, изображение чихающего человека, изображение человека на листе ватмана, клей-карандаш для приклеивания вирусов и «таблеток здоровья», памятки.
План занятия:
I.Организационный момент(3 мин.)
1. Создание положительного эмоционального настроя.
Психологическая минутка «Здравствуйте»(2 мин.)
2.Актуализация знаний. (1мин.)
II.Основная часть. ( 35 мин.)
1.Сообщение темы и целей занятия
2.Просмотр мультфильма «Уроки осторожности Тетушки Совы»
3.Беседа по теме занятия
4.Игра «Да и нет»
5.Физкультминутка «Бабочка»
6.Практическое задание «Меры профилактики болезни»
7.Физкультминутка. «Точечный массаж»
8. Задание - самооценка « Могу ли я заболеть?»
9.Обработка результатов
III. Итог занятия.(2 мин.)
1.Вручение памяток(1 мин.)
2. Рефлексия. (1 мин.)
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Создание положительного эмоционального настроя.
Психологическая минутка «Здравствуйте»
Воспитанники поочередно касаются одинаковых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2.Актуализация знаний.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Я говорю «Здравствуйте», а это значит, что я желаю вам здоровья.
И это не случайно. Ведь ещё очень давно говорили: «Здоровья не купишь». Здоровье – это главное для человека.
Что значит быть здоровым? (Быть бодрым, веселым, не болеть).
Отчего зависит здоровье человека? (Образ жизни, состояние окружающей среды – природы, питание)
II.Основная часть.
1.Сообщение темы и целей занятия
Воспитатель:
Мы с вами продолжаем наши уроки здоровья. Сегодня поговорим о том, что такое грипп, как им заболевают люди и как что нам делать, чтобы не заболеть этой коварной болезнью.
2.Просмотр мультфильма «Уроки осторожности Тетушки Совы».
(6 серия «Микробы»)
Воспитатель:
Для начала давайте посмотрим мультфильм «Уроки осторожности Тетушки Совы» под названием « Микробы».
3.Беседа по теме занятия
Воспитатель:
О чем рассказывается в мультфильме?
Что вызывает различные заболевания? (бактерии, вирусы, микробы)
(На доску вывешивается изображение человека, вокруг него бактерии, вирусы, микробы)
Воспитатель:
Зима – это время простудных и вирусных заболеваний. Сегодня мы будем говорить о том, как уберечься от простудных заболеваний в это время года. А как вы думаете, что такое – простуда?
Это вирусное заболевание. Непосредственный виновник простуды – болезнетворные бактерии, до поры до времени спокойно обитающие в носу, глотке каждого из нас. Возникает простуда после переохлаждения. Простыть можно, предварительно вспотев, выскочить на сквозняк. Тогда бактерии начинают размножаться и вызывают болезнь.
Многие из вас болели гриппом и простудой. Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда болели?
Ответы детей:
Высокая температура;
Озноб и слабость;
Боль и ломота во всем теле;
Кашель;
Головная боль;
Насморк или заложенность носа.
Воспитатель:
А знаете ли вы, ребята, что возбудитель гриппа, то есть тот, кто её вызывает, мельчайший микроб - вирус? Своё название он получил от французского слова gripper- схватывать. И действительно, начало заболевания напоминает схватку. Грипп в буквальном смысле слова берет человека за горло, проникая в его организм (на доску вывешивается изображение вируса в увеличенном виде)
Как можно заразиться этим вирусом?
(Ответы детей)
Действительно, при разговоре, чихании, кашле больной выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, в которых живут миллионы вирусов. Другие люди могут дышать этим заражённым воздухом и заболеть. Этот путь заражения называется воздушно-капельным.
(На доску вывешивается изображение чихающего человека, выделяющего в воздух капли слюны)
Воспитатель:
Грипп так заразен, что им заболевают очень многие люди. И тогда начинается эпидемия.
А что же делает этот разбойник грипп, попав в организм человека?
Вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества - токсины, отравляющие весь организм. И человек тяжело заболевает.
Какие правила надо соблюдать человеку, заболевшему гриппом. Знаете?! Сейчас проверим.
4.Игра «Да и нет»
Воспитатель:
Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, поднимите правую руку вверх. Если правило неверное, руку не поднимайте.
Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись
Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей
Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом
Надо лечь в постель
Если заболел, ешь мороженое
Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке
Принимай лекарства, назначенные врачом
Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру
Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот по шире, чтобы летели брызги во все стороны
Если заболел гриппом, отправляйся в гости к другу - ты так давно у него не был
5.Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Круговые вращения головой.)
6.Практическое задание «Меры профилактики болезни».
Воспитатель:
Теперь вы все знаете об этом разбойнике - Гриппе. Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому если пока еще вам удалось избежать встречи с вирусом, самое время заняться профилактикой. Кто может объяснить значение этого слова? Как же мы можем помочь себе?
Воспитатель:
Для ответа на этот вопрос, нам необходимо взять листы бумаги, вырезанные в виде круглых таблеток - здоровья и нарисовать на них меры профилактики простудных заболеваний. А затем по очереди вы расскажете, что каждый из вас изобразил.
Варианты ответов - рисунков:
Питание - богатое овощами, фруктами (рисует овощи и фрукты),
Приём витаминов (рисует витаминки),
Употребление в пищу лука и чеснока, богатых фитонцидами (рисует лук и чеснок),
Точечный массаж (рисует лицо человека с активными точками у носа, на лбу),
Проветривание помещения,
Смазывание носа оксолиновой мазью,
Прививка от гриппа,
Влажная уборка помещения,
Частое мытьё рук,
Умывание,
Не подходить близко к больному,
Больше пить жидкости - морсов, соков, травяных чаёв,
Есть мёд, имбирь,
Гулять на свежем воздухе,
Закаляться,
Заниматься спортом,
Посещать занятия физкультурой, бассейн,
Быть весёлым, чаще смеяться,
В период эпидемии носить маску,
Чихать и кашлять в одноразовый платок или сгиб локтя.
(Нарисованные «таблетки здоровья» воспитанники приклеивают к ватману на доске, как защитный барьер между изображением человека и вирусами. )
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.
7.Физкультминутка. «Точечный массаж.»
Один из советов, который вы рисовали на «таблетке здоровья»- точечный массаж, который поможет уберечься от гриппа и других простудных заболеваний. На нашем теле есть такие волшебные точки, массаж которых повышает сопротивляемость нашего организма к простудным заболеваниям. Посмотрите на этот рисунок. Вот эти точки. Следует проводить массаж в течение 2-3 минут, надавливая на каждую точку не дольше 15 секунд, то есть, делая вращательные движения 7 раз в одну сторону и 7 раз в другую. С целью профилактики массаж делают 2-3 раза в день, а при заболевании через каждый час.
(Воспитатель показывает точечный массаж. Воспитанники повторяют за ним)
8. Задание - самооценка « Могу ли я заболеть?»
На белых листах (формата ½ А 4) ребята отвечают на вопросы. Если ответ положительный – рисуют цветочек, если ответ отрицательный- рисуют маленький вирус.
-Сделал ли ты прививку от гриппа?
-Питаешься ли ты разнообразно, включая в пищу овощи, фрукты?
-Кушаешь ли ты лук, чеснок, мёд, имбирь?
-Занимаешься ли ты спортом?
-Гуляешь на свежем воздухе каждый день не менее 2 часов?
-Проветриваешь ли ты свою комнату, квартиру, класс?
-Моешь ли ты лицо, руки с мылом?
-Закаляешься ли ты?
-Ты весёлый, жизнерадостный человек?
9.Обработка результатов
Воспитатель:
Если на рисунке менее 5 цветочков, то велика вероятность, того, что ты можешь заболеть. У вас ещё есть время пересмотреть свой режим дня, привычки и уберечься от болезни.
III.Итог занятия.
1.Вручение памяток
Мои юные друзья! Чтобы вы не забыли, как уберечься от гриппа и какие правила нужно соблюдать, если ты заболел, я каждому вручаю памятку.
2. Рефлексия
Воспитатель:
Ребята, о чем же вы узнали на сегодняшнем «занятии - здоровья»? Что полезного узнали на занятии? Пригодятся ли в жизни полученные знания?
Ответы воспитанников
Воспитатель:
Большое спасибо! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые. Попробуйте не пустить в двери незваных гостей с фамилией ПРОСТУДА! Желаю вам крепкого здоровья!