Муниципальное казенное образовательное учреждение
Прогимназия «Ручеек»
Непосредственно-образовательная
деятельность по музыке
на тему:
«В мире музыкальных
инструментов»
с использованием ИКТ
в подготовительной к школе группе.

Музыкальный руководитель:
Батырмурзаева Надия Вагабовна
2017 г.
Цель:
Задачи:
учить детей в многоголосной музыке слышать разные инструменты;
закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре;
учить играть на различных инструментах индивидуально и в оркестре;
развитие познавательного интереса к музыкальным занятиям, творческой активности детей;
развитие внимания, мышления, речи;
воспитание интереса, любви к искусству;
способствовать воспитанию духовной культуры детей.
Программное содержание:
воспитывать в детях чувство красоты, поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления;
учить передавать в движениях характер музыки: плавным, изящным движением рук;
учить различать группы музыкальных инструментов;
слышать и узнавать звучание разных инструментов;
выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе, играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение;
учить выразительно, читать стихи, развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, развивать речевые способности детей.
Оборудование:
детские музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, ложки, дудочки, бубен, маракасы, колокольчик;
кухонные принадлежности (крышки от кастрюль, бокалы, стакан с ложечкой, целлофановый пакет, терка, картонная коробка, бутылки из-под кетчупа);
карточки с изображением инструментов;
мультимедийный проектор;
фортепиано.
Видеозаписи:
фрагменты-примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
фрагменты-примеры звучания инструментов дагестанского симфонического оркестра;
фрагмент балета «Горянка» М.М. Кажлаева , сценарист (по мотивам поэмы Р. Гамзатова.
"Игры" (из балета "Горянка") - М.М.Кажлаев
Дети входят в зал, называя свое имя и простукивая ритмический рисунок своего имени в ладоши. Музыкальный руководитель здоровается с детьми таким же образом.
Музыкальный руководитель (М.Р.): Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенную страну – страну музыкальных инструментов. И в этом нам поможет волшебный колокольчик. Он превратит нас в фантастических птиц, и мы полетим в страну прекрасных звуков. Вы готовы к путешествию? (ответ детей)
Звенит колокольчик. Под музыку дети выполняют упражнения для рук, изображая птиц
В конце упражнения дети «приземляются», садятся на коврик.
М.Р. Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным?
Дети: (отвечают по очереди)
М.Р. Да, мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и невкусный.
Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им, музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры
персонажей. С помощью литавр музыкант изображает раскаты грома; звуки флейты очень точно передают пение птиц; переливы арфы напоминают волнение воды.
Звенит колокольчик.
С
лышите, это волшебный колокольчик приглашает вас послушать и посмотреть балета «Горянка» М.М. Кажлаева в исполнении оркестра.
Вы послушайте и определите настроение, характер этого произведения, о чем рассказывает нам эта музыка, чьи голоса вы услышите в этой музыке?
Слушание произведения, рассматривая видеозаписи, небольшая беседа.
"
Игры" (из балета "Горянка") - М.М.Кажлаев
М.Р. Балет «Горянка» своим появлением на свет обязан, прежде всего, одноименной поэме классика дагестанской и советской литературы поэта Расула Гамзатова. Поэма своей открытой публицистичностью и яркой образностью привлекла композитора Мурада Кажлаева.
М.Р. Занимаясь музыкой, мы знакомились с различными видами оркестров.
В исполнении какого оркестра прозвучала «Горянка»М.Кажлаева? (дети отвечают по очереди)
Симфонический оркестр самый большой из всех разновидностей оркестров. Подойдите ближе к экрану, посмотрите, как расположены музыканты в оркестре
(показ слайдов).
Какие группы музыкальных инструментов вы услышали в составе симфонического оркестра?
Как вы думаете, почему ударные инструменты называют «ударными»?
Назовите, какие ударные инструменты вы знаете? (барабан, литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, дагестанский барабан, тэп, гавал, диплипито и чыргыля.)
А как вы думаете, почему духовые инструменты называют духовыми? Назовите какие инструменты вы знаете из этой группы. (флейта, гобой, кларнет, саксафон, фагот, труба, трамбон, валторна, зурна.)
Назовите струнные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра. (скрипка, альт, виолончель, контрабас, саз, агач – кумуз, пандур, тар, кеманча)
А кто догадался с помощью чего извлекают звук из струнных инструментов? (с помощью смычка)
Кто сделает вывод: какие музыкальные инструменты мы услышали в составе симфонического оркестра, прослушивая произведения? Ответы детей.
Наш колокольчик предлагает вам поиграть в музыкальную угадайку. Вот на этих столах находятся карточки с изображением инструментов. Садитесь, приготовьте для себя комплект и слушайте внимательно. Голос какого инструмента прозвучит - карточку с изображением именно этого инструмента вы поднимете вверх.
Игра «Угадай звук»
Дети прослушивают голоса музыкальных инструментов.
Вам понравилось звучание этих инструментов? (Ответы детей)
Чтобы так играть на этих музыкальных инструментах, надо много лет учиться. Мы же с вами пока можем исполнять музыку только на детских музыкальных инструментах. Назовите эти инструменты. (Ответы детей.)
Звенит колокольчик.
Колокольчик приглашает вас поиграть на музыкальных инструментах.
Дети исполняют: «Лалур - бай» лакская народная мелодия обр. Р.Фаталиева
М.Р. Ребята, я хочу загадать вам загадку:
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.
Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.
Не приучен он к порядку, или делает зарядку?
С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это…… (Ответы детей.)
Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который управляет музыкантами. Вот мы сейчас с вами и поиграем в игру «Дирижер и оркестр».
Игра «Дирижер и оркестр»
(Дирижер с палочкой стоит в центре круга и под музыку дирижирует, дети играют на инструментах.
Под веселую музыку дети кладут инструменты на пол и все бегут по кругу. Дирижер вместе с ними.
С окончанием музыки все дети берут инструменты. Кому не досталось – становится дирижером.
По окончании игры музыку в зале появляется чабан.)
Чабан: Эй, здорово, ребятня! Не узнали вы меня?
Я – чабан с дальней равнины. Что, заниматься собрались?
Расшумелись, раззвенелись, (Грозно) Заниматься вам не дам!
Я музыку не выношу! Колокольчик и все ваши инструменты отниму! Забирает колокольчик, короб с инструментами и убегает.
М.Р. Что же нам делать? Чабан унес наши инструменты. На чем же мы будем играть? Есть немало предметов, которые издают интересные звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты. Сейчас я вам расскажу об этом сказку. Сказка называется: «Чей голос лучше».
На столике, накрытом легкой тканью лежат предметы кухонного обихода: бокалы, ложки, терка и т.д. Муз. руководитель подходит к столику, снимает покрывало.
Сказка «Чей голос лучше».
- Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?
«У нас просто волшебный голос» - сказали большие хрустальные бокалы.
- И они зазвенели… (Звон бокалов)
- У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились.
- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели. (Бренчание маленькой ложечки в стакане)
- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла. (Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т.д.)
- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест? - И он зашелестел. (Шуршание пакета)
- Разве это музыка? – Закричали баночки из-под кетчупа. Тебя же почти не слышно!
Вот как надо играть! – И они громко-громко зашумели… (Бутылочки с крупой)
- А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый! - сказали ложки и громко застучали. (Стук ложек)
- Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас! - И они зазвонили, как колокол. (Удары крышек)
А в это время оказывается за дверью стояла девочка Марина и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр! Где звучали самые лучшие голоса! Не верите, ребята? Хотите послушать? А давайте мы попросим наших гостей сыграть на этих интересных инструментах. Посмотрите, что получится.
Кухонный оркестр. (В исполнении воспитателей)
Чабан: Что слышу я? Опять играют!
И снова музыка звучит…
Ну, что ж, ваша взяла – видать, плохи мои дела. (Отдает колокольчик муз. рук.)
Пусть музыка придет скорей! (Звенит колокольчик)
М.Р. Ребята, вы теперь знаете немало о музыке и музыкальных инструментах. Ну, что ж ребята, нам пора возвращаться в группу. Давайте мы снова превратимся в птиц и полетим домой
Звенит колокольчик. Дети под музыку выполняют упражнение «Птицы»
М.Р. Ну вот мы с вами и дома. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вы теперь немало знаете о симфоническом оркестре и инструментах. И я верю – вы будете любить музыку, и дружить с музыкальными инструментами. А на следующий
год, некоторые из вас пойдут в музыкальную школу, чтобы научиться играть уже на настоящих музыкальных инструментах. И я вам желаю больших успехов в этом.
До свидания! До новых встреч!