О взаимоотношениях в коллективе
11 класс
16 октября 2023 г
Учитель: Груздева С.А.,
МКОУ "Островская СОШ"
п.Островское, 2023 г
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
«О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В КОЛЛЕКТИВЕ»
Цели занятия:
осознание ценности коллектива в жизни человека;
понимание важности вклада каждого в позитивные, доброжелательные
отношения в коллективе;
понимание различий между понятиями «травля/буллинг» и «конфликт»,
знакомство со способами преодоления травли/буллинга.
Формирующиеся ценности: жизнь, взаимопомощь и взаимоуважение.
Основные смыслы: обучаясь в школе, важно научиться выстраивать отношения с одноклассниками, что в значительной степени способствует сохранению дружного коллектива. Взаимопомощь и взаимопонимание, уважение к каждому его участнику - основа крепкого коллектива. Знания о том, как наладить отношения в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как не стать жертвой «травли/буллинга», и самому не опуститься до «травли» других, необходимы всем.
Класс:11
Продолжительность занятия: 40 минут
Форма занятия: познавательная беседа c элементами тренинга. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель.
Ребята, наше сегодняшнее занятие посвящено очень важной теме, которая касается всех нас. Для ее определения предлагаю выполнить следующее задание.
Соберите пословицы из частей, которые у вас находятся на партах.
Работа в парах.
Пчёлки по одной не живут.
Без коллектива и жизнь несчастлива.
В единении — сила.
В коллективе чужой работы не имеется.
В одиночку — слабы, вместе — сильны.
Веник не переломишь, а по пруту весь веник переломаешь.
Друг за дружку держаться — ничего не бояться.
Один в поле не воин.
Что одному трудно, то сообща легко.
Какова же тема нашего занятия?
Ответы обучающихся.
Вывести тему на экран телевизора.
Слово «коллектив» у всех на слуху, мы часто им пользуемся. А хорошо ли мы понимаем, что это? Попробуйте подобрать синонимы к слову коллектив и дать определение этому понятию.
Ответы обучающихся.
Учитель. Вы правильно отметили, что главная отличительная черта коллектива - это сплоченность людей, их желание достичь общей цели. Поэтому и синонимами коллектива являются команда, товарищество, объединение, братство, сообщество.
Учитель. Предлагаю вам посмотреть фрагмент известного мультфильма и ответить на вопрос, как бы вы назвали героев одним словом и почему?
Ответы обучающихся.
Просмотр фрагмента мультфильма "Чебурашка строит дом"(45 сек)
Учитель.Когда мы говорим или слышим «Мы настоящая команда!», то о каких особенностях, характеристиках коллектива идет речь?
Давайте вместе попробуем перечислить то, что делает из людей команду.
Ответы обучающихся, обсуждение.
Обобщение:
1) общее дело,
2) общая цель,
3) ясный результат, которого должны достичь все участники коллектива,
4) плюс понимание того, что результат зависит от ответственности каждого - вот основа возникновения командного духа, атмосферы взаимной поддержки на основе взаимного доверия.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему все же важно, чтобы класс был дружным? Почему надо помогать друг другу?
Ответы обучающихся.
Часть 2. Основная.
Учитель. Как вы думаете, в чем заключается ценность общения в коллективе, в команде?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Соглашусь с вами: опора, поддержка, дружеские отношения, желание прийти на помощь, чтобы достичь общего результата, - это черты, присущие командному духу.
Учитель. Можно ли сказать, что на этих же качествах строятся дружеские взаимоотношения?
Собрать на доске "Солнце дружбы"
Учитель. Давайте вспомним спорт. Вот где формируются настоящие во всех смыслах команды. В таких фильмах, как «Легенда №17» или «Движение вверх» очень хорошо показано командное взаимодействие между спортсменами. В то же время мы видим, что не все игроки (хоккеисты или баскетболисты) обладают одинаковыми способностями. Почему бы тогда не играть каждому за себя? Ведь тогда проявятся лучшие качества сильнейших?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Как вы думаете, ребята, где, кроме спорта, существуют команды? Или, может быть, хорошие сплоченные коллективы?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Поясните, в чем ценность существования коллектива и роль коллективной деятельности для науки, производства, в сфере искусства?
Ответы обучающихся., обсуждение.
Обобщение: Многие исследовательские задачи, производственные и даже художественные, могут быть решены только в коллективе.
В научном коллективе необходимы многочисленные и разнообразные исследования, которые проводит группа людей, чтобы подтвердить или опровергнуть научное открытие. На производстве целый коллектив поэтапно производит продукцию. Коллектив актеров воплощает замысел режиссера на сцене.
Учитель. Мы говорили об общих, крупных задачах, которые может решить коллектив. А как он помогает отдельному человеку?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Развиваться, расти в профессиональном плане человек может только тогда, когда он сравнивает результаты своей деятельности и других людей. Поэтому очень важно, чтобы все участники коллектива это понимали и помогали друг другу.
Скоро вы выйдете во взрослую жизнь. Поделитесь мнениями, в каком коллективе вы бы хотели оказаться? Что бы вы ценили, что считали главным?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Повесить на доску речевые облака:
Один за всех, все за одного
Один в поле не воин
Друг в беде не бросит
В коллективе важен каждый
Работа вместе это успех
Коллектив -это большая дружная семья.
Учитель. Бывают примеры, когда человек не уходит с работы, даже если ему обещают удобное место работы, график или зарплату. Как вы думаете, что его может удерживать на прежнем месте работы?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Правильно, ребята! Это преданность коллективу, единомышленникам, людям, с которыми сложились очень хорошие профессиональные отношения. В команде быстрее и проще обсудить какие-то креативные, творческие методы решения поставленной задачи. Ведь когда мы вместе обсуждаем, как, например, провести то или иное мероприятие, легче найти самое интересное решение.
Какие же условия должны существовать и поддерживаться в команде для продуктивной работы?
Ответы обучающихся, обсуждение.
Учитель. Да, прежде всего члены команды понимают необходимость выстраивать хорошие отношения в своем коллективе. Именно поддержание дружеской, комфортной атмосферы помогает людям общаться, высказывать свои идеи не боясь получить резкий отрицательный отклик, а общее обсуждение помогает найти выход из какой-либо ситуации.
Учитель. Как вы считаете, могут ли возникать конфликты в дружных, сплоченных коллективах?
Ответы обучающихся.
Учитель (дополняя ответы обучающихся). Действительно, ссоры и конфликты случаются в любом коллективе, и это вполне естественно. Но вот интересный факт, результаты исследований показывают, что в дружных, сплоченных коллективах конфликтные ситуации решаются иначе, чем в коллективах, в которых доминирует неприязнь, враждебность, непонимание.
Как вы думает, в чем проявляется эта разница?
Ответы обучающихся.
Учитель (резюмируя ответы обучающихся). Действительно, в дружных, сплоченных коллективах, как правило, быстро находится выход из конфликта
- ссорящиеся пытаются поговорить друг с другом, найти компромиссы и т.д. Если коллектив не дружный, а враждебно к друг другу настроенный, то конфликты в нем не решаются, а накапливаются, усугубляются по принципу «снежного кома».
Учитель. Ребята, предлагаю вам принять участие в небольшой инсценировке. Кто желает? (5-6 человек)
Ваша задача следующая. Один из вас встает в центр, а другие ребята зачитывают слова содержащиеся на данных карточках. Задача стоящего в центре рассказать о полученных эмоциях.
Реплики: - ты ужасно учишься;
- ты мне не друг;
- ты ужасно выглядишь;
- твоя одежда очень плохого качества;
- не хочу тебя видеть;
- у тебя не прическа, а воронье гнездо.
Обсуждение.
Учитель. Ребята, каким одним словом можно назвать то, что мы увидели сейчас?
А если это будет систематически?
Ответы обучающихся.
Учитель. Да, это буллинг, травля.
Учитель. Итак, что представляет собой буллинг? По каким признакам его можно отличить? Какие бы вы подобрали слова, чтобы его охарактеризовать?
Ответы обучающихся.
Слова: унижение, запугивание, издевательство, жертва, преднамеренность, систематичность, насилие, страх.
Повесить на доску
Учитель (подводя итоги обсуждения). Буллинг - это систематическое и намеренное психологическое или физическое насилие, сопровождающееся оскорблениями, унижениями, запугиванием специально выбранной «жертвы». В ситуации буллинга инициаторы травли и ее свидетели не предпринимают действий по ее прекращению.
Конфликты же, как правило, возникают неожиданно, спонтанно, конфликтующие отстаивают свои интересы, принципы и т.д. При это в любом конфликте люди стремятся из него выйти, им в нем не комфортно.
Учитель. Травля - это плохое правило, которое может быть в коллективе.
И это плохо не только для того, кого обижают. Это плохо для всех. Как вы думаете почему?
Ответы обучающихся.
Учитель (дополняя ответы обучающихся). Если в группе людей принято над кем-то издеваться, то это меняет жизнь всего класса. Потому что травить могут кого угодно и за что угодно. На месте того, кого буллят, может оказаться ЛЮБОЙ. Поэтому никто не может чувствовать себя безопасно.
Что может сделать класс, коллектив, чтобы остановить травлю?
Ответы обучающихся, обмен мнениями.
Акцент внимания на ответы, в которых предлагается не поддерживать инициаторов травли, открыто заявить отказ от участия в травле и свое неодобрение этой ситуацией, оказать поддержку жертве и т.д.
Учитель Все верно, нужно открыто заявить отказ от участия в травле и свое неодобрение этой ситуацией, оказать поддержку жертве. Давайте изменим ту ситуацию, которую создали в сценке. Скажем те слова, которые хочет слышать каждый из нас в отношении к себе.
Учитель У меня есть шкатулка, которую вы сейчас по очереди будете открывать. Закройте глаза. В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое….
(Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. Содержимое шкатулки - зеркало).
Учитель: Что вы ожидали увидеть в шкатулке? Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?
Помните, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.
Часть 3. Заключение.
Учитель. Иногда травля переходит все границы и превращается в насилие. Что нужно делать в этом случае?
Ответы обучающихся, обмен мнениями
Учитель. Действительно, детям самим, без помощи взрослых, остановить насилие невозможно. Результаты же исследований показывают, что большинство свидетелей насилия скрывают эту ситуацию от взрослых, не желая быть «ябедами». Как вы считаете ябедничество это или нет?
Ответы обучающихся.
Учитель. Бывает так, что рядом нет взрослых, к которым можно обратиться за помощью, в этом случае выходом из ситуации может стать звонок на Детский телефон доверия - 8-800-2000-122, здесь работают только высокопрофессиональные психологи, которые могут дать нужный совет, помочь найти выход из любой ситуации.
Учитель. Я думаю, что сегодняшний день еще раз позволит нам подумать о поддержке своих друзей, одноклассников, сказать добрые слова друг другу, задуматься о том, что чувствуют другие люди.
В вашей жизни будет еще много разных коллективов и очень важно уметь отстаивать конструктивные правила взаимодействия, и тогда каждому в таком коллективе будет комфортно жить, учиться, работать и развиваться.
Сейчас просто посмотрите по- доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды. Человек который находится рядом с тобой отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя, он просто другой, со своими особенностями, сильными и слабыми сторонами личности.
А сейчас я предлагаю вам выйти на середину класса. Вам необходимо встать в 2 круга: внутренний- сидящие на первом варианте, внешний- на втором. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я, думаю, что вы хотите сказать что то хорошее друг другу. И обязательно улыбайтесь. Затем по хлопку внутренний круг смешается на одного человека, пока не встанут на места. Закончить наше занятие я хотела бы словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И, наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других людей. И в том и в другом случае, находясь перед выбором, прежде чем что то сделать подумай о последствиях. И пусть ваше решение окажется верным». Желаю нашему классу жизнь дружную без конфликтов.
Приложение 1
Пословицы
Пчёлки по одной | не живут. |
Без коллектива | и жизнь несчастлива. |
В единении | сила. |
В коллективе | чужой работы не имеется. |
В одиночку — слабы, | вместе — сильны. |
Веник не переломишь, | а по пруту весь веник переломаешь. |
Друг за дружку держаться | ничего не бояться. |
Что одному трудно, | то сообща легко. |
Один в поле | не воин. |
Пчёлки по одной | не живут. |
Без коллектива | и жизнь несчастлива. |
В единении | сила. |
В коллективе | чужой работы не имеется. |
В одиночку — слабы, | вместе — сильны. |
Веник не переломишь, | а по пруту весь веник переломаешь. |
Друг за дружку держаться | ничего не бояться. |
Что одному трудно, | то сообща легко. |
Один в поле | не воин. |
Приложение 2
- ты ужасно учишься;
- ты мне не друг;
- ты ужасно выглядишь;
- твоя одежда очень плохого качества;
- не хочу тебя видеть;
- у тебя не прическа, а воронье гнездо.
унижение, запугивание, издевательство, жертва, преднамеренность, систематичность, насилие,
страх.
Без коллектива |
В коллективе |
В одиночку — слабы, |
Веник не переломишь, |
Что одному трудно, |
Один в поле |
и жизнь несчастлива. |
чужой работы не имеется. |
вместе — сильны. |
а по пруту весь веник переломаешь. |
то сообща легко. |
не воин. |