Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы с.Троицкое»
План – конспект занятия
Введение в образовательную
программу
«Территория творчества»
Возраст детей 7-9 лет.
Педагог дополнительного образования
Талеркина Людмила Анатольевна
с.Троицкое
2017
Тип занятия: вводное.
Раздел: конструирование.
Тема: «Введение в образовательную программу
«Территория творчества»
Цель:
- Познакомить детей с одним из видов творческой деятельности, используемых на занятиях объединения.
Задачи:
• Познакомить с понятием «творчество».
• Рассказать о многообразии способов конструирования.
• Познакомить с приемами конструирования из бросового материала. • Познакомить с возможностями плоскостного и объемного решения композиции.
• Развивать умение применять полученные знания в коллективной работе.
• Воспитывать культуру поведения при организации совместной работы.
Оборудование:
• Магнитная доска.
• Стол для демонстрации изделий.
Материалы и инструменты для работы:
Образцы изделий, выполненных из деталей конструктора, из бумаги, из картонных коробок.
Образцы изделий из бумажных трубочек.
Рекламные каталоги и журналы.
Бумажные трубочки для работы.
Основа для композиции (2 планшета, формат А1).
Клей канцелярский.
Ножницы.
Пластилин.
Проволока.
Ход занятия:
1. Орг. Момент. Знакомство (до 1 мин.)
2. Сообщение темы занятия:
- Сегодня я хочу познакомить всех присутствующих со своей Территорией творчества.
3. Вступление (2-3 мин.):
«Территория творчества» - так называется моё объединение, где дети рисуют, лепят, конструируют и даже шьют.
Диалог:
- А как вы думаете, что такое творчество?
- Возможные варианты ответов: рисование, танцы, пение, стихосложение.
- Так кого же принято называть творческим человеком?
- Возможные варианты ответов: писателя, художника, композитора, архитектора, дизайнера.
- Вы правы, но все кого вы перечислили это профессионалы своего дела, а как же дети? Вас можно назвать творческими людьми?
В зависимости от ответа (да/ нет) строится дальнейший диалог, который должен подойти к выводу, что все дети любят рисовать, лепить, петь, танцевать, то есть заниматься творчеством.
4. Постановка задачи (5-7 мин.):
Из всего многообразия творческой деятельности сегодня хочу предложить вам конструирование.
Знакомое слово? Конструирование – составная часть работы модельера, архитектора, дизайнера.
Из чего можно конструировать? Из всего! (варианты от детей).
Показать примеры конструирования из конструктора, из бумаги, из коробок (конструктор, картонная конструкция, комод, медведь).
Конструировать можно из готовых деталей и элементов, например, что общего в конструкции из готовых деталей и картонном мишке? (показать коробки, детали конструктора).
В первом случае мы имеем готовые детали для конструирования, во втором используем бросовый материал.
- Как вы думаете, почему этот материал назвали бросовым? От слова «бросили», «выбросили». Это самый доступный и универсальный материал.
- Но конструировать можно также из обычного листа бумаги – ровная поверхность, за счет сгибов и надрезов полностью трансформируется, она меняет не только свою форму, но и свои свойства (показать лист картона, развертки песочных часов и куба). Нам никогда не удастся установить тяжелый предмет на лист бумаги, на ровный лист, но стоит его согнуть, он меняется волшебным образом! (Показать опыт с листом, сложенным гармошкой). Можно спросить: как лучше разместить, полученную гармошку.
- Кто знает, что произошло? Появились ребра жесткости.
Упражнение с бумагой: изготавливаем из полоски бумаги треугольную призму. Проговорить определения: сгиб, ребро, плоскость. Получились модули для конструирования в форме треугольной призмы. Предложить составить из получившихся модулей общую композицию. Итак, мы попробовали работать в группах. То есть коллективно.
Но тот материал, который я хочу предложить вам сегодня не только самый доступный, но и самый ненужный. «Ненужный» - потому, что непригоден для вторичной переработки (показать несколько глянцевых журналов и каталогов).
Да, знакомые всем журналы и каталоги не годятся на макулатуру. Макулатура – это ненужная бумага, из которой производят новую бумагу.
Показать предметы, изготовленные при помощи трубочек (домик, кашпо, фоторамка).
Как видите, бросовый материал можно использовать также для функциональных вещей, то есть имеющих практическое назначение.
Итак, мы работаем с одной стороны с бросовым материалом, а с другой – это обычная бумага, с её волшебными свойствами. Поэтому предлагаю вам готовые элементы для конструирования – бумажные трубочки. Какая форма у трубочки? Цилиндр. А как же ребра жесткости? Ведь цилиндр мы не сгибаем. Оказывается, у цилиндра есть очень прочное ребро в форме окружности. Показать (замкнутая форма!). Предложить провести опыт по запасу прочности бумажных трубочек: желающие встают на конструкцию из бумажных трубочек, представляющую собой плотный пучок, состоящий из 200-250 отдельных элементов.
5. Практическая работа: освоение приемов работы, создание творческой композиции (12-15 мин.).
Показываю детям некоторые приемы работы с бумажными трубочками: наклеивание на плоскую поверхность (проговариваю понятие «плоская поверхность»), складывание в форме колодца, нанизывание, на проволоку, преобразование формы за счет надрезов (понятие – «объем»). Разрезаем (делаем бахрому на конце трубочки), надрезаем (изменяем форму трубочек), отрезаем (заготавливаем трубочки разной длины при необходимости). Показать, что в случае возникающих сложностей с приклеиванием, можно воспользоваться пластилином для закрепления вертикальных элементов объемной композиции. Изготовить несколько вариантов деревьев.
Предлагаю детям необходимое количество бумажных трубочек, материалы и инструменты для работы.
Задание: разделиться на две команды, изготовить две коллективные работы, используя предложенные материалы и инструменты. Обратить внимание на то, что работа в команде имеет свои правила: необходимо сообща определить композицию, будущей работы, в соответствии с которой изготавливать необходимые элементы.
Напомнить о правилах безопасной работы с ножницами!
Предложить для начала попробовать поработать с трубочками индивидуально. Затем изготавливать элементы в соответствии с идеей группы (возможные варианты: парк, сказочный лес, детская площадка).
6. Демонстрация творческих композиций.
Обоснование, выбранных приемов работы с бумажными трубочками.
7. Подведение итогов занятия (3-5 мин):
- Вы сегодня замечательно поработали. Проявили настоящее творчество, потому что изготовили уникальную композицию – вашу собственную.
Вывод. Творчество – это создание чего-то нового, отличного от других, никогда ранее не существовавшего.
8. Закрепление. Завершение занятия.
Вы узнали сегодня что-нибудь новое?
- конструирование, бросовый материал, работа на плоскости и работа в объеме.
Вам понравилось то, что у вас получилось? А наше занятие?
Хотели бы вы научиться еще чему-нибудь?
Благодарю всех за прекрасную работу. До встречи!